С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти. 1 страница

       ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ (лат. Gilbertus Porretanus) (род. ок. 1070, Пуатье – ум. 4 сент. 1154, там же) – франц. схоласт периода ранней схоластики, один из наиболее значительных учителей шартрской школы. Написал «О шести принципах» («De sex principiis») – о последних из десяти аристотелевских категорий (пространство, время, действие, страдание, состояние, положение) – и стал благодаря этому основателем «новой логики» (logica nova), которая приблизилась к эмпирической действительности и этим отличалась от прежней т. н. «старой логики» (logica vetus).

       ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (род. 13 июня 1884, Париж – ум. 19 сент. 1978, Краван) – франц. религиозный философ, неотомист, историк средневековой схоластики. Профессор в Сорбонне, в 1929 создал ин-т Pontifical d'Etudes Medievales при Ун-те Торонто. Схоластическую систему Фомы Аквинского расценивал как «вечную философию», объясняющую все проблемы бытия, и ратовал за ее возрождение. Новую философию рассматривал как непрерывную цепь заблуждений. С помощью томизма считал возможным достичь гармонии между философией и верой, поскольку философские и богословские истины полагал равнозначными. В работе «Дух средневековой философии» («L'esprit de la philosophie medievale», 1932) стремился не только воскресить этот дух, но и придать новый импульс средневековой мысли, изложенной в трудах как Фомы Аквинского, так и Августина, Бонавентуры, Бернара Клервоского, Иоанна Дунса Скота и др. теологов. Осн. работы Жильсона: «Index scolasticartesien», 1913; «Le thomisme», 1921; «La philosophic au moyenдge», 1922; 4La philosophic de Saint-Bonavanture», 1924; «Saint Thomas d'Aquin», 1925; «Saint Augustin», 1930; «L'esprit de la philosophic medievale», 1932; «Dante et la Philosophie», 1939; «L'Etre et l'essence», 1948; «Existenialisme chretien», 1948; «Jean Duns Scotus», 1952; «Introduction a la philosophic chretienne», 1960; «La philosophic et la theologie», 1960; «La philosophic au moyen age», v. 1-2, 1976.

       ЖОЛИВЕ (Jolivet) Режи (род. 8 сент. 1891, Лион) – франц. философ, профессор в Лионе, работает в области метафизики и феноменологии. Осн. произв.: «Introduction a Kierkegaard», 1946; «Les doctrines existenzialistes», 1948; «Essai sur le probleme et les conditions de la sincerite», 1951; «De Rosmini a Lachelier», 1954; «Le Dieu des philosophes et des savants», 1956.

       ЗАБВЕНИЕ – вид существования, по Хайдеггеру, основанный на том, что Man предпринимает постоянные попытки избавиться от груза ответственности за существование путем ухода в будничные дела, попытки утешить себя с помощью этих дел относительно своего бытия и все больше делать себя чуждым самому себе. Повседневность существования состоит из озабоченности, общей заботы и забвения.

       ЗАБЛУЖДЕНИЕ – представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). Источниками заблуждений могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочная обработка, плохое знание источников ошибок, опрометчивые обобщения и т. д. От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать заблуждения, вызываемые намеренно, являющиеся самообманом или обманом другого. Психологически заблуждение выглядит в высшей степени субъективным или несовершенным толкованием явления (см-. Обман чувств), субъективным или неправильным заключением о явлении – той самой физической действительности, которая посредством этого явления дает о себе знать.

       ЗАБОТА – в экзистенциалистской философии Хайдеггера бытие сущего, являющегося человеческим существованием. В отношении к окружающему миру существование выступает как озабоченность, а в связи с др. человеком – заботой о другом, общей заботой. В самой заботе слиты три структурных момента существования: 1) устремление себя вперед, бытие, характеризующееся выходом за пределы своего существования к возможностям бытия, и все это увенчивает страх; 2) заброшенность; 3) забвение. Забота есть вопрос бытия, а ее зов есть совесть. Сенека в изречении «Guro hominist bonum perficit» («Забота совершенствует добро в человеке») выразил ту мысль, что забота способствует саморазвитию человека до состояния, когда он получает возможность существовать свободно для раскрытия своей собственности возможности. О причинах того, что осн. состоянием человеческого существования является забота, повествует Гиган (ок. 25 до Р. X.) в басне о сотворении человека. Забота сотворила человека из звука, Юпитер влил в него душу, тогда возник спор о владении этим творением. Призванный в посредники Сатурн решил, что Юпитер после смерти этого создания обязан вернуть «времени» дух и миру звук, забота же, поскольку она сотворила это существо, должна им владеть, пока оно живет («Cura teneat, quamdiu vixerit»).

       ЗАБРОШЕННОСТЬ – в экзистенциализме Хайдеггера означает неизбежное возлагание ответственности за существование на свое собственное бытие-в-мире, т.е. на самого себя, объект (Wovor) страха (см. Свобода). У Сартра заброшенность для-себя-бытия есть»постоянно исчезающее следствие в-себе-бытия, которое настигает для-себя-бытие и посредством которого оно связано с в-себе-бытием, но которое никогда невозможно постигнуть». Г. Марсель для настроения заброшенности нашел формулу: «Мы посажены на судно» («Homo viator», 1945).

       ЗАБЫВАНИЕ – вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, по 3. Фрейду, результатом переживаний или неконтролируемых воздействий из сферы бессознательного, самостоятельно заботящегося о сохранении внутреннего равновесия человека. Если воспоминания неприятны, постыдны или мучительны или если осуществление предположений, намерений, соблюдение обязанностей обременительно, то они «забываются» особенно легко.

       ЗАВИСИМОСТЬ – см. Функция, Отношение.

       ЗАВИСТЬ – порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его – чистейшая выдумка и т. д. Если зависть испытывает целый коллектив, то она может иметь гибельные политические и социальные последствия; см. Рассентимент.

       ЗАДАТКИ – см. Диспозиция.

       «ЗАКАТ ЕВРОПЫ» («Untergang des Abendlandes») – название осн. произв. О.Шпенглера.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ В СКОБКИ – часть феноменологического метода; см. Эйдос.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ – заключение о соответствии или подобии двух вещей на основе аналогии. Напр.: «Земля обитаема. Марс подобен Земле. Следовательно, возможно, что Марс также обитаем». Заключение по аналогии приводит, следовательно, только к предположениям. Несмотря на это, как в практической, так и в научной жизни (см. Эвристика) ему придается большое значение.

       ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ – см. Circulus vitiosus.

       ЗАКОН – 1) предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе (нравственный закон, правовой закон); предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить; 2) в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области; высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или происходит с необходимостью; «правило необходимого существования» (Кант). Научный закон – это знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии). Эмпирические законы, получаемые из опыта, имеют лишь относительное значение, поскольку они имеют силу только при определенных условиях и всегда лишь в том случае, когда даны определенные предпосылки. Возможность устанавливать законы, т.е. вскрывать закономерные отношения, в естественных науках является большей (и среди них в физике и химии большей, чем в биологии), чем в науках о духе (истории, языкознании и т. д.), потому что в естественных науках можно легче и полнее учесть все факторы, определяющие какое-либо событие или состояние, и рассмотреть связь условий. Явления происходят не вследствие какого-либо закона, они не вызываются законом, а всегда бывают следствием соответствующих законов. Человек, как звено естественного процесса, сам подчинен естественному закону, в котором он ничего не может изменить. Но благодаря своему знанию природы он может внутри известных границ подчинить себе ее собственную закономерность, создав условия, при которых в соответствии с определенным естественным законом следует определенное событие.

       ЗАКОН ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (железный закон заработной платы) – см. Лассаль.

       ЗАКОН ПРИРОДЫ – для человека нового времени самый значительный и (в области неорганического) самый непреложный закон, понятие которого установилось окончательно только в 17 – 18 вв. как результат прогресса точных наук; иногда под законом природы понимается математическое выражение какого-либо природного явления, которое совершается при известных обстоятельствах всегда и всюду с одинаковой необходимостью.

       ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ – см. Конт.

       ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ – правила, применение которых способствует достижению оптимальности мыслительной деятельности. Не в мышлении как таковом, а в предметах мышления – будь они реальными или идеальными – заложены принципы, определяющие мышление и приписывающие ему законы. То, что в пределах какой-либо сферы предмета с определенной структурой мыслится как правильное, при соотнесении с предметами др. структуры может быть безрезультатным или даже совершенно бессмысленным.

       ЗАПАД – западная часть Старого Света, в переносном смысле – пространство, населенное народами, унаследовавшими культуру, сложившуюся на основе греко-рим. античности (см. Греческая философия) и христианства (см. Христианская философия). Культура Запада оказала сильное влияние на культуры др. частей света, особенно это сказалось в эпоху средневековья. В новое время Запад должен был защищать свою культуру от одностороннего рационализма эпохи Просвещения. Начиная с 20 в. часто говорят об упадке и даже о гибели культуры Запада.

       ЗАРАТУСТРА (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до Р. X.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой (Ормуздом) – добрым духом, которому впоследствии в качестве злого духа противопоставляется Анхра-Майнью (Ариман). На стороне первого находятся шесть добрых духов (гениев) – правдивость, благомыслие, мудрость, власть, здоровье и долговечность, на стороне же Аримана гнев и ложь. Задача человека, по мысли Заратустры, заключается в том, чтобы содействовать Ахурамазде в борьбе с АнхраМайнью. Пророк изложил свое учение в священном писании, «Авесте». Предание приписывает ему авторство всех книг «Авесты», однако лингвистические данные и содержание книг указывают, что лишь некоторые части их написаны приблизительно в одно время. Ницше именем Заратустры назвал свою известную книгу («Так говорил Заратустра», 1883 – 1884), ибо он (Заратустра) первый увидел «в борьбе добра и зла истинную причину движения вещей»л

       ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – в психоаналитической теории любые психические процессы, позволяющие сознанию достичь компромиссного решения проблем, не поддающихся полному разрешению, и оградить его от негативных, травмирующих личность переживаний. Защитные механизмы включаются по большей части неосознанно, достигаемый компромисс обычно содержат сокрытие индивидом от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожали бы самоуважению или могли вызвать тревогу. Эти механизмы – своеобразные способы психической защиты сознательного Я (Эго) от опасных влечений и импульсов. Термин впервые был употреблен Зигмундом Фрейдом в его статье «The Neuro-Psychoses of Defense» («Невропсихозы защиты»), 1894. Осн. защитными механизмами, описываемыми психоанализом являются следующие: Овытеснение. Представляет собой перевод психического содержания из сознания в бессознательное или удерживание его в бессознательном состоянии. Примером такой психологической защиты может служить истерическая амнезия, жертва которой, совершив или оказавшись свидетелем какого-либо травмирующего поступка, затем полностью забывает как само событие, так и сопутствовавшие ему обстоятельства; 2) реактивное образование проявляется в сосредоточении сознания на идее, воздействии или чувстве, противоположном тому неосознанному импульсу, в котором индивид боится себе признаться. Напр., мать нежеланного ребенка может реагировать на чувство вины перед ним преувеличенной заботой с целью убедить и ребенка, и себя в том, что она хорошая мать; 3) npoeкция – форма защиты, при которой нежелательные чувства приписываются др. лицу, в результате чего могут восприниматься как угроза из внешнего мира. Распространенная форма проекции – обвинение др. лица во враждебности к индивиду, стремящемуся избавиться от признания в собственных враждебных чувствах; 4) peгрессия – возврат психического развития на более раннюю ступень и к соответствующим формам поведения, вызванный опасностями или конфликтами, которые возникают на более поздних стадиях. Молодая жена может, напр., искать убежища в родительском доме после первой ссоры с мужем. Или человек перед лицом трудностей находит отдушину в дремоте или мечтаниях. Регрессия может препятствовать развитию и обычно предшествует формированию невротических симптомов; 5) сублимация является отвлечением или переключением инстинктивных влечений, обычно сексуальных, в неинстинктивные (социальные) каналы. Согласно психоаналитической теории, энергия сексуальных импульсов может быть трансформирована в более приемлемые и даже полезные для общества процессы художественного или научного творчества; 6) отрицание представляет собой сознательный отказ признать существование болезненных фактов. Отрицая гомосексуальные наклонности, враждебность или умственную отсталость собственного ребенка, человек может избежать невыносимых мыслей, чувств и событий; 7) рационализация – безопасное и правдоподобное объяснение действительной (и травмирующей) причины собственного поведения. Хотя психоаналитики считают механизмы защиты частью любого невротического процесса, психологическая защита сама по себе не рассматривается как признак патологии. Конечная цель защитного процесса – достижение согласования между реальным содержанием сознания и Я-концепцией. См. также Я.

       ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ (англ. – common sense) – совокупность взглядов людей на окружающую действительность и самих себя, используемых в повседневной практической деятельности и лежащих в основе моральных принципов. Здравый смысл не поднимается до уровня научного и философского осмысления действительности, но и противопоставлен оторванным от жизни искусственным построениям. Верная по сути точка зрения здравого смысла, как правило, ограничивается поверхностным взглядом на суть явлений, глубоко не проникая в их смысл. Из философского осмысления этого понятия исходит шотландская школа «здравого смысла», представители которой считают, что человеческий дух имеет неискоренимые врожденные принципы здравого смысла, особенно такие, как вера в бога и окружающий мир. Согласно прагматизму, здравый смысл равнозначен той пользе или выгоде, которые человек получает в определенной ситуации. В психологии большую роль играют оценки межличностных взаимодействий с точки зрения здравого смысла.

       ЗЁДЕРБЛОМ (Sцderblom) Натан (род. 15 янв. 1866, Трено, Гефлеборг – ум. 12 июля 1931, Упсала) – швед, историк религии; с 1914 – епископ швед, церкви и проканцлер ун-та в Упсале. Осн. произв.: «Die Religionen der Erde», 1905; «Das Werden des Gottesglaubens», 1916; «Einigung der Christenheit», 1925; «Der lebendige Gott im Zeugnis der Religionsgeschichte», 1942.

       ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ Федор Александрович (род. 1839 – ум.?) – рус. философ, известный своими работами по истории психологии и философской методологии; профессор Харьковского ун-та. Разделял подход во взглядах на психологию и философию со своим учителем M. M. Троицким, хотя и расходился с ним в вопросе о мето-1 дах философского исследования и доказательства. По методологии им написан труд «О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства» (1877). Среди др. произв. следует отметить: «Учение Аристотеля о душе в связи с учением о ней Сократа и Платона» (1871); «Очерки развития психологии с Декарта до настоящего времени», 1882; «Идеи и диалектика по Платону», 1890; «Вера и разум», 1890; «Философия Г. С. Сковороды – украинского философа XVIII столетия», 1894.

       ЗЕНОН ИЗ СИДОНА (жил ок. 150 до Р. X.) – эпикурейский философ; стоял во главе школы в Афинах (между 100 – 78 до Р. X.). Произв. его не сохранились. Полагают, что ему принадлежат некоторые из соч. Цицерона, бывшего его слушателем, «De natura Deorum», а также многое у Филодема – об индуктивных выводах.

       ЗЕНОН-СТОИК (род. ок. 336 – ум. 264 до Р. X.) – древнегреч. философ. Сын купца, по-видимому, негреч. происхождения – из Китиона на Кипре. Сначала ученик киников, затем (ок. 300 до Р. X.) родоначальник философии стоиков. Отдавал преимущество мудрости перед знанием, являющимся лишь средством к ее достижению. В своем учении он искусно объединил главные положения кинической этики с гераклитовской физикой и многими аристотелевскими доктринами в одну последовательную систему, в которой уже содержатся ведущие особенности стоической философии, развитые в дальнейшем Клеантом и Хрисиппом. Троянское деление на этику, физику и логику принадлежит Зенону-стоику, он же подчинял первой обе последние, отдавая предпочтение физике. Практическое направление, подчиняющее знание действию, и нравственность, имеющая своей целью добродетель, обеспечили учению этого философа приверженность Катона, Сенеки, Марка Аврелия и др. Сохранились только фрагменты его многочисленных соч.

       ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (род. ок. 490, Элея, Нижняя Италия – ум. 430 до Р. X.). – первый древнегреч. философ, писавший прозаические соч. и пользовавшийся приемами косвенного доказательства, за что и назван был «изобретателем диалектики», прославился своими парадоксами. Считал, что бытяе едино и неподвижно, а небытие – множественно и находится в движении, т.е. где единство и покой, там налицо бытие, а где множество и движение – там небытие.

       ЗЕТЕТИК (от греч. zetesis – исследование, соображение) – название скептика.

       ЗИГВАРТ (Sigwart) Христоф (род. i8 марта 1830, Тюбинген – ум. 5 авг. 1904, там же) – нем. философ, профессор, приобрел большую известность благодаря своей превосходной книге «Логика» (в 2 тт., 1873-1878; рус. пер. 1908-1909), удостоенной премии императора Петра Великого. Согласно Зигварту, логика основывается на психологии и является (формальным) учением об искусстве мышления, которое должно устанавливать критерии истинного мышления и вести к всеобще значимым и определенным 'положениям, не вдаваясь, однако, в содержание мышления. В то же время она является и формой мыслительной этики. В своей «Vorfragen der Ethik» (1886) он выступил против формалистического характера кантовской этики и отстаивал этику материальную, признающую наивысшей ценностью общезначимую культуру человечества.

       ЗИДВИК (Sidgwick) Генри (род. 31 мая 1838, Скиптон, Йоркшир – ум. 28 авг. 1900, Кембридж) – англ, философ; профессор в Кембридже. В духе Канта и Фихте защищал идею морального миропорядка и называл себя «утилитаристом на интуитивистской основе». С одной стороны, считал он, необходимо признать, что каждый человек ищет свое собственное счастье, а с другой – в качестве интуитивно познаваемой «этической аксиомы» существует столь же несомненное требование, согласно которому каждый человек должен способствовать всеобщему счастью. Собственно этическую задачу Зидвик видел в преодолении противоречия между альтруизмом и эгоизмом, рассматривавшегося как непреодолимое. Осн. произв.: «Methods of ethics», 2 vol., 1875; «Practical ethics», 1898; «Philosophy, its scope and relations», 1902.

       ЗИММЕЛЬ (Simmel) Георг (род. 1 марта 1858, Берлин – ум. 26 сент. 1918, Страсбург) – нем. философ и социолог, профессор в Страсбурге. Сначала был представителем крайнего, а затем умеренного релятивизма. В прагматистском истолковании понятия истины он предвосхищает Джемса. Поскольку картина мира определена (согласно Канту) априорными функциями, то и картина мира, которую составляют естественные науки, является, по Зиммелю, не точным отображением переживаемой действительности, а рациональной конструкцией духа. Так же обстоит дело и с картиной исторического прошлого. В качестве социолога Зиммель отстаивал самостоятельность социологии как науки о «формах обобществления, о формах отношений людей друг к другу». Осн. произв.: «Die Probleme der Geschichtsphilosophie», 1892 (рус. пер. – 1898); «Soziologie», 1908; «Hauptproblem der Philosophie», 1910; «Goethe», 1913 (рус. пер. – 1928); «Zur Geschichte der modernen Weltanschauung», 1916; «Der Konflikt der modernen Kultur», 1918.

       ЗЛО – 1) противоположность добра (см. Добро и зло); от понимания зла зависит также и определение понятия добра. В манихействе зло выступает как метафизическое понятие у Плотина, в христ. философии, у Августина, Лейбница, Я. Бёме, Шеллинга, Гегеля – все они искали ответ на вопрос: каким образом зло пришло в мир, можно ли и следует ли его устранить, играет ли зло ту или иную роль и какую? 2) то, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечивающее некоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию; см. Теодицея.

       ЗНАК – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель др. предмета, свойства или отношения. Различают знаки языковые и неязыковые. Представление, возникшее в сознании благодаря знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некоторое внутреннее единство, есть символ. Важнейшие знаки для человека – явления. См. также Шифр.

       ЗНАНИЕ – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание. По М. Шелеру, знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие. В формальном смысле это участие называется любовью (ср. Отдавание себя). Знание должно служить, как считает Шелер, во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, – такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия '(Sosein) и наличного бытия (см. Первосущее). Эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения. Это знание – знание ради божества. Его называют искупительным знанием. И наконец, в-третьих, имеется цель становления – практическое господство над миром и его преобразование для наших человеческих целей. «Это знание позитивных наук, знание господства и действия» («Erkenntnis und Arbeit», в «Die Wissensformen und die Gesellschaft», 1926); см. Социология знания.

       ЗНАЧЕНИЕ – важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности. По Сартру, «посредник между присутствующей вещью, которая является носителем значения, и отсутствующим объектом, на который указывает значение» («Baudelaire», 1947). Каждое сказанное слово дает возможность судить о том, что имеет в виду говорящий, т.е. что означает данное слово (при учете всех обстоятельств). Учением о значении является семантика.

       ЗНАЧИМОСТЬ – признание понятия или суждения, его логическая «допустимость» или «допустимость» с точки зрения ценности; материальная истинность какой-либо мысли, идеальная истинность какой-либо идеи. Вещи «суть», события «происходят», а понятия, положения и выводы «являются значимыми». Согласно Лотце, если истины «значимы», то совершенно безразлично, будут ли они только мыслиться кем-нибудь или они в чем-нибудь осуществятся. В то же время ценности истинного, нравственного и прекрасного хотя и имеют абсолютную значимость, но не имеют реальности; их бытие исчерпывается их значимостью.

       «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» – общепринятое в этике название библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Этому древнейшему принципу моральных представлений человечества, игравшему роль правила житейского благоразумия – если не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, не делай и ты зла, – более широкое звучание придал Кант в формулировке категорического императива (см. Императив): человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать для всех людей. См. также Правило.

       ЗООПСИХОЛОГИЯ – наука об особенностях поведения и психики животных. Основана на психологическом истолковании поведения животных в условиях наблюдения или эксперимента по аналогии с психической жизнью человека и формами ее выражения. Современная зоопсихология избегает проблемы души у животных, пытаясь изучать и объяснять их поведение исключительно методами бихевиоризма, не игнорируя при этом «психический фактор». Но поскольку оказалось, что в поведении человека выражается только весьма незначительная часть его внутренней жизни, проблема психического была вновь поставлена и современной зоопсихологией, методика которой развивается параллельно методике психологии. Древнегреч. философы считали, что животные обладают душевной жизнью, сходной с жизнью людей. Аристотель (4 в. до Р. X.) приписывал животным только чувственную душу, считая, что разумная душа имеется лишь у человека. Стоики считали, что животное обладает ощущениями, представлениями и стремлениями, но действует не осмысленно, а «управляется» в известной мере природой; подобные мысли высказывались и в период средневековья. Так, Декарт считал животное автоматом, не обладающим психической интеллектуальной жизнью. Монтень, франц. материалисты, а позже Брем, Фогт, Бюхнер и Геккель не видели никакой разницы, или только количественную, между душой человека и животного, часто даже в пользу последней. Эта точка зрения получает затем свое обоснование благодаря проникновению в психологию из естественных наук теории развития. Ее ранние представители – Карл Бурдах, Карл Гарус, а позднее Герберт Спенсер – полагали, что животное не является автоматом; оно действует сознательно, но не обладает рефлексией. Животное не имеет никакого сознательного отношения к прошлому и будущему. Мыслит оно, вероятно, в установках, основанных на реакциях на события внешнего мира. Психическая жизнь человека и животного сходна в области стремлений и чувств. Ротхакер называет слой «оно» (см. Учение о слоях) царством «человеко-животного во мне». Поэтому человеку более всего понятны стремления и аффекты животного.

       ЗОРОАСТР – см. Заратустра.

       ИБЕРВЕГ (Ueberweg) Фридрих (род. 22 янв. 1826, Ляйхлинген, близ Золингена – ум. 9 июня 1871, Кенигсберг) – нем. философ, логик и историк философии; профессор в Кенигсберге с 1869. Находился под влиянием Бенеке, позднее – Шлеймахера; был сторонником теории иероглифов, согласно которой ощущения есть условные знаки – символы, иероглифы. Написал первое руководство по всеобщей истории философии («Grundifl der Geschichte der Philosophie»-, 3 Bde., 18631866; книга вышла в неполном рус. переводе в 1898 – 1899 под названием «Очерк истории философии»). Его «System der Logik» содержит ясное и подробное изложение теории умозаключений.

       ИБН-РУШД – см. Аверроэс.

       ИБН-СИНА – см. Авиценна.

       ИБН ТУФЕЙЛЬ, Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик, лат. Абубацер (Abubacer) (род. в нач. 12 в. – ум. 1185) – араб, философ, ученый, государственный деятель; визирь и лейб-медик второго халифа из династии Альмохадов Абу Якуба Юсуфа (И63-1184). Вел переписку с Ибн Рушдом. Сохранилось лишь одно его соч. – философский роман «Хай Ибн Якзан» (рус. пер. 1920). Названия и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. В этом романе автор доказывает, что человек через наблюдение окружающей его природы и постепенное развитие своих способностей может прийти к открытию метафизических истин о мире, душе и божестве.

       ИБН-ХАЛЬДУН Абдаррахман Абу Зейд (род. 27 мая 1332, Туннис – ум. 17 марта 1406, Каир) – араб, государственный деятель, историк культуры и представитель философии истории, последователь Аверроэса. Его значительная роль в истории до сих пор признается не всеми. В предисловии к своей работе «Книга назидательных примеров...» Хальдун развивает теорию общественного развития, проявляющегося в циклах подъема и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Он рассматривает влияние климата на человека, рассуждает о причинах возникновения государства, его процветания и падения, дает краткую классификацию наук. Осн. произв.: «Всемирная история»; «Введение в философию истории».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: