Воспроизводственный цикл человеческого потенциала

Формирование человеческого потенциала Направления государственного воздействия  
 

 

 

Качество жизни личности

дотрудового возраста

(детей, подростков)

 

             определяет

 

Уровень инвестиций

в человеческий капитал

 

Человеческий потенциал

личности трудового возраста

 

Уровень дохода личности

трудового возраста

 

                        дополнительные инвестиции

                        в человеческий капитал

 

Качество жизни личности

трудового возраста и его семьи

 

 

    Государственные инвестиции в    человеческий капитал (расходы на дошкольное воспитание,   образование, здравоохранение)     Государственные инвестиции в     человеческий капитал (расходы     на здравоохранение, переквали- фикацию, создание рабочих мест, социальные трансферты и т.д.)  

 

 

6.2. Показатели и индикаторы качества жизнедеятельности

молодого поколения

Начиная с 60-х годов ХХ столетия в отечественной науке при описании жизнедеятельности молодежи и семьи, тенденций социального развития и качества подрастающего поколения, социализации детей и подростков использовались термины: «образ», «стиль», «уклад», «уровень», «стандарт», «качество» жизни. В научной литературе встречались также категории «качество жизни молодежи», «качество молодежи», «качество детей». Однако до середины 90-х годов они были недостаточно точно разграничены и определены, что ограничивало возможности сравнительных тенденций и прогнозирования качества социального развития молодого поколения в соответствии с экономическими ориентирами развития территорий.

Реформирование российского общества и связанные с ним кризисные процессы обострили и ряд теоретических проблем, среди которых вновь актуализировался вопрос о качественных характеристиках населения (включая и его молодежную составляющую) и его потенциальных возможностях оптимальной жизнедеятельности в условиях системного кризиса. Причем ответ на поставленный вопрос должен быть получен с позиций потенциальных ресурсов общества и государства, функционирования в условиях глубокого кризиса и новых геополитических тенденций в мире. Поэтому исследователи обратили внимание на изучение, анализ и определение соотношений перечисленных выше понятий для практических целей.

Обратимся к сущности перечисленных выше дефиниций, характеризующих жизнедеятельность молодежных популяций.

Следует отметить, что четкого понимания такой категории, как «образ жизни» не сложилось и к настоящему моменту времени. В различных источниках предлагается более двух десятков различных подходов, обобщающей характеристикой которых можно считать осознание разноплановости охватываемых этой категорией явлений. Ниже авторы предлагают свое толкование этого интегрального понятия.

«Образ жизни» – конкретный вид социальной жизнедеятельности людей, обусловленный и детерминированный объектными, прежде всего экономическими условиями жизни (уровнем жизни), а также опосредуемый отражением объективных условий в их сознании и психике. Вид социальной жизнедеятельности представляет собой определенный набор (совокупность, иерархию, структуру и т.д.) основных типичных форм повседневной активности индивидов (трудовой, познавательной, политической, досуговой, бытовой и др.). Разнообразие внешних условий, детерминант жизнедеятельности, а также разнохарактерность способов социальной деятельности индивидов в одних и тех же социально-экономических условиях (в связи с опосредованиями психологических установок, характеристиками осознания потребностей) создают естественное многообразие «стиля жизни» в границах единого, сложившегося образа жизни людей.

Термин «стиль жизни» (от греческого stylos – палочка, стерженек), как и образ жизни, имеет разноплановое трактование в социологии, социальной и общей психологии. Обобщение многочисленных взглядов на данную дефиницию позволило придти к выводу, что категорию «образ жизни» ученые соотносят обычно с социальной группой населения, а «стиль жизни» – с конкретными индивидами. Конкретизируя более общее понятие «образ жизни», стиль жизни акцентирует внимание на социально-психологических и психологических особенностях поведения и общения конкретной личности. Он выступает как существенный признак индивидуальности, результат взаимодействия социализации, образования, воспитания и самовоспитания. Стиль жизни в меньшей степени обусловлен исторически сложившимися (константными) видами, способами жизнедеятельности, но в большей – ситуативными, актуальными во временном отношении условиями бытия и их отражением в сознании и поведении людей.

Понятие «уклад жизни» представляет собой особенности исторически сложившегося образа жизни народа, нации. Уклад определяется традициями и привычками населения, долго проживающего на данной территории. «Уклад жизни» более глубинное образование, по сравнению с образом и стилем жизни. Он тесно связан с менталитетом, «душой народа». Можно, например, говорить, что в образе жизни сельской молодежи, проживающей в Карелии и Республике Коми, проявляются особенно уклада жизни народности финно-угорской группы, проживающей здесь более 300 лет.

Именно устойчивые, исторически традиционные виды жизнедеятельности людей характерны для уклада жизни. Относительно актуальные во временном отношении формы, способы бытия присущи образу жизни индивидов. И, наконец, ситуативные особенности свойственны стилю жизни. Безусловно, уклад жизни во многом детерминирует и образ, и стиль жизни. В то же время ситуативные, стилевые особенности жизнедеятельности постепенно могут перейти в образ жизни и, «войдя» в традиции, поведение (и сознание), закрепиться уже в укладе жизни народа, как константной форме жизни социума.

Научное определение «уровень жизни» выражается в количестве и качестве потребляемых субъектом благ и услуг, начиная с потребности в пище, жилище, одежде, средствах передвижения, поддержания здоровья и кончая сложными «возвышенными» (связанными с удовлетворением духовных, эстетических потребностей) запросами. «Уровень жизни» - категория в большей степени количественная, нежели качественная, что первоначально и предполагало ее использование в государственной статистике и экономике. Из всего многообразия возможных социальных индикаторов, регистрирующих уровень жизни молодежи, следует отбирать (во-первых) те, которые определялись спецификой жизни данной категории населения и (во-вторых) соотносились бы с общепризнанными мировыми статистическими показателями. В их число можно включать реальные доходы молодых граждан, размер средней заработной платы или стипендии, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, жилищные условия молодой семьи, уровень и характер медицинского обслуживания, потребление коммунальных услуг и другие.

Категория «стандарт жизни» (англ. standart – норма, образец) в широком смысле слова обозначает эталон, устанавливающий комплекс норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Так, например, государственный и социальный стандарт трактовали как норму организации жизнедеятельности населения (группы молодежи) и принятую на государственном уровне. Понятия «социальный стандарт» и «социальная норма» являются, на наш взгляд, идентичными.

Понятие «качество жизни», появившееся в США в конце 50-х годов ХХ века, первоначально имело весьма противоречивые толкования и использовалось преимущественно в политических целях. Первые попытки формирования целостной системы социальных показателей и индикаторов качества жизни были предприняты в США и Японии в 1969 г. при составлении справочников о жизненном уровне в странах-членах ООН. В качестве главной интегральной характеристики развития страны рассматривалось «определение всемирного качества жизни». В нашей стране проблемы качества жизни активно обсуждались в конце 70-х - начале 80-х годов. Однако излишняя идеологизированность отечественной науки того периода стала тормозом в должном теоретическом осмыслении этой общеизвестной категории. Позже, в 1992-1993 годах Институт социально-экономических проблем РАН, разрабатывая концепцию программы структурной перестройки экономики Санкт-Петербурга, использовал категорию «качество жизни» для определения цели и конечного результата структурных преобразований в социально-экономической сфере города. В основу программы был положен тезис: «создание высокого качества жизни предполагает улучшение уровня жизни населения, изменение его образа жизни, обеспечение здоровья и продолжительности жизни населения». Таким образом, категория «качество жизни» оказалась «запущенной» на широкую научную орбиту в России.

Обобщение различных подходов к определению сущности обозначенного феномена позволяет вывести следующее определение. «Качество жизни молодежи» – интегральное понятие, с количественной стороны характеризующее различные стороны жизнедеятельности (образ, стиль жизни) молодежи и различных ее категорий; состояние самого субъекта (демографические параметры, физическое и психическое здоровье молодежной популяции); условия жизнедеятельности субъекта (уровень жизни молодого поколения). В структуре качества жизни можно выделить три взаимосвязанных составляющих (компонента):

- состояние субъекта (демографические параметры и психофизиологические характеристики молодежной популяции);

- образ жизни субъекта как форма проявления его активности в определенных условиях (параметры поведения и опосредующего его сознания);

- условия жизнедеятельности (уровень жизни молодежи).

Системное и междисциплинарное изучение качества жизни молодежи предполагает учет социально-экономических, социально-психологических, демографических и психофизиологических параметров молодежной популяции.

Следует обратиться и к такому важному понятию, как «качество молодежи». О качестве молодежи как совокупности типических свойств и характеристик биологического, социального, социально-психологического, духовного порядка позволяет говорить о единстве биосоциальной сущности человека. Обе сферы – биологическая и социальная – тесно связаны и опосредуют друг друга, приспосабливая человеческую природу к императивам развития конкретной общественной ситуации. Так, биологические свойства индивидов определяют смену одних поколений другими и психофизиологический аспект социальной жизнедеятельности людей в целом, а надбиологические, - социальные характеристики обеспечивают непрерывное производство средств к жизни, развитие и обогащение общественных отношений, процессы социализации, воспитания и образования. Таким образом, качество молодого поколения понимается (в самом общем виде) как комплекс психофизиологических, социальных, социально-психологических, интеллектуальных и духовных состояний и потенций этой группы населения, которая в силу известной закономерности определяет будущее социума, его способность осуществлять преобразующую социальную активность в соответствии с сформированным качеством молодежной популяции.

В реальной действительности качество субъекта жизнедеятельности (в частности, качество молодежи) и качество его жизни могут пересекаться, накладываться друг на друга и не совпадать совсем. Приведем несколько наглядных примеров. Первый. Здоровая, образованная и профессионально грамотная молодежь (или ее отдельная когорта) в силу обстоятельств не может найти применение собственным силам, энергии, творческому потенциалу, является безработной и (или) ведет асоциальный образ жизни. Второй пример. Необразованные и безнравственные молодые нувориши преуспевают в (криминальном) бизнесе, имеют дорогие иномарки, престижное жилье, разнообразное высококалорийное питание, отдыхают на элитных курортах. Третий. Беспризорные дети, лишенные семейного очага и не посещающие школу, нищенствуют, голодают, побираются, в то время как дети некоторых «новых русских», получив, как правило, дорогостоящее образование за рубежом, успешно и выгодно трудоустроились. Речь идет здесь о соотношении качества людей и качества их жизни. Однако ставить вопрос о характере этого соотношения можно лишь на определенных этапах социализации и, конечно, не так прямолинейно и технократично.

Для реализации жизнедеятельности с определенным качеством жизни субъект должен вначале приобрести некоторое собственное качество. В то же время необходимо иметь потенциально «достойное» качество жизни, чтобы приобрести и необходимые высокие качества самому индивиду. В свою очередь, качество жизни молодежи (как и любой другой группы населения) проистекает из большого разнообразия свойств и качеств личности. Именно это и делает задачу достижения гармонии между (высоким) качеством жизни и (высоким) качеством субъекта исключительно сложной и для исследования, и для практической реализации.

Далее приводятся теоретические обоснования, позволяющие определенным образом формализовать качественные характеристики молодежи через систему показателей ювенального потенциала, введенного авторами коллективной монографии в научный обиход в ряде предыдущих книг, брошюр и статей в журналах.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: