Человеческий потенциал и человеческий капитал

ГЛАВА 6. КАЧЕСТВО ЮВЕНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Человеческий потенциал и человеческий капитал

 

Понятие «человеческий потенциал» широко используется в современной научной и общественно-политической литературе. Официальное звучание это понятие приобрело в 1990 г. после принятия Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), применяемого в рамках специальной программы развития ООН (United Nations Development Program, UNDP) для количественной характеристики успеха страны (региона) в развитии человеческого фактора.

ИРЧП показывает степень достижения общественных целей: продолжительности жизни 85 лет, 100-процентной функциональной грамотности и уровня жизни с учетом мировых стандартов. Индекс констатирует «степень лишения» или расстояние от поставленных целей на шкале общественных интересов; он сопоставляет относительные достижения каждой из 175 стран мира по отношению к заданным стандартам, принятым ООН. Методология расчета ИРЧП находится в стадии постоянного формирования и корректировки. Она изменяется и совершенствуется с целью упрощения расчетов и повышения уровня достоверности и сопоставимости результатов.

Безусловно, понятие человеческого потенциала гораздо богаче, чем индекс, подсчитанный на основе ограниченного количества отдельных (хотя и важных) статистических показателей. Однако сама попытка мирового сообщества оценить уровень развития человеческого потенциала и его влияние на социальное и экономическое развитие стран, несомненно, интересна и служит подтверждением понимания значимости человеческого фактора в развитии современного общества.

Человеческий потенциал любого сообщества (микро- и макрорегиона, страны в целом) представляет собой его человеческие ресурсы, обладающие качествами и свойствами, определяющими потенциальную возможность развития данного социума (или его деградации). В целом потенциал развития региона помимо человеческого потенциала включает, как отмечалось ранее, и другие ресурсы развития: природный; топливно-энергетический; материально-вещественный, созданный в результате человеческой деятельности; финансовый (финансовые активы страны).

В мировой статистике в соответствии с системой национальных счетов (СНС) для оценки национального богатства страны используют (определяют) ее «национальный капитал» как сумму невоспроизводимых и воспроизводимых активов. К первым относят естественные природные ресурсы, ко вторым – материальные (как правило, основной капитал и домашнее хозяйство населения), а также финансовые активы. В 1997 г. Всемирный банк предложил дополнить структуру показателей национального богатства показателями человеческого капитала. Ныне в западной экономической науке, ориентированной на стоимостную оценку всех общественных факторов развития, достаточно широко используется понятие «человеческий капитал».

Человеческий капитал представляет собой меру (воплощенной в человеке) способности приносить доход. В соответствии с теорией «человеческого капитала» он включает врожденные способности человека, а также образование и приобретенную квалификацию. Человеческий капитал является результатом определенного объема инвестиций в человека и генерирует (на некоторый период времени) определенный доход.

Возникшая в начале 60-х годов ХХ века теория человеческого капитала по сути дела является методологической основой такой научной дисциплины, как «экономика образования». Именно образование и его эффективность в подготовке специалистов является главным объектом исследования теории человеческого капитала, которая оценивает как объем вложений в человеческий капитал, так и объем аккумулируемого человеком капитала в стоимостной и натуральной форме. При этом ставятся две задачи: первая – определить цену человеческого капитала личности и вторая – цену человеческого капитала страны. Первая использует концепцию предельной полезности и определяет поведение человека при решении проблем инвестирования в свой человеческий капитал. Вторая применяется, в основном, для международных сопоставлений. Существуют разные подходы к расчетам величины человеческого капитала, но все они базируются на расчете доходов его владельца. Наиболее часто используется принцип капитализации будущих доходов с учетом предпочтения благ во времени.

Следует отметить, что методики определения человеческого капитала отдельной личности и национальной экономики в целом весьма разнообразны и результаты их применения также значительно отличаются друг от друга. Определение феномена «национальный человеческий капитал» связано с определением образовательного фонда страны, а вклад человеческого капитала в экономический рост рассматривается как эффект от затрат на образование. В качестве синтетического показателя, отражающего взаимосвязь человеческого капитала с уровнем развития страны, наиболее целесообразно использовать ИРЧП (хотя и этот показатель требует дальнейшей методической доработки).

При рассмотрении проблем оценки человеческого потенциала и человеческого капитала следует, на наш взгляд, сначала сформулировать, а затем развести эти два понятия. Как отмечалось ранее, под человеческим капиталом понимается «мера воплощенной в человеке способности приносить доход». Человеческий капитал создается тогда, когда имеют место инвестиции в его образование, приобретение профессиональной квалификации. Эти инвестиции в человеческий капитал с течением времени окупаются, давая отдачу в виде более высокой заработной платы или способности выполнять «более сложную работу, приносящую большее удовлетворение». Таким образом, человеческий капитал – это накопление, приращение знаний, умений и навыков с целью их дальнейшего практического применения. Функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его использования зависит не только от объективных условий общественного производства, но и от индивидуальных интересов и предпочтений его носителя (отдельно взятого человека).

Для определения и достижения перспективных целей развития необходимо оценивать возможности, то есть потенциал национальных ресурсов. Поэтому, если национальный человеческий капитал представляет собой приращение производительных способностей человеческих ресурсов страны, возникшее в результате совокупных вложений в их развитие (затраты на воспитание, образование, социализацию граждан) и повышающее эффективность общественного производства, то национальный человеческий потенциал – это человеческие ресурсы с присущими им качествами и свойствами (способностями, знаниями, здоровьем, уровнем культуры и др.).

Человеческий капитал выступает стоимостной мерой приращения человеческого потенциала, вовлеченного в общественное производство под воздействием инвестиций в человека, но не является его единственным индикатором. Существуют общественно значимые характеристики человеческого потенциала, которые не имеют стоимостной оценки, например, врожденные способности, талант, духовные особенности личности, гражданственность, патриотизм и т.д.

Потенциал человека непрерывно меняется в течение всей его жизни. Национальный человеческий потенциал при отсутствии социальных и природных катаклизмов (войн, революций, природных стихий, экономических кризисов и т.п.) развивается эволюционно. Заметные изменения его характеристик определяются средним сроком подготовки молодого поколения к трудовой жизни (общее воспитание, профессиональное образование). Анализ временного цикла воспроизводства человеческого потенциала (табл. 7) показывает, что для достижения нового качества населения необходимо 15-20 лет (период формирования человеческого потенциала молодежи трудового возраста), соответственно снижение качества молодежи сегодня будет негативно (по возрастающей) влиять на социально-экономическое развитие страны в течение ближайших 20 лет в связи с ухудшением качества трудовых ресурсов в будущем.

Таблица 7 

Временной цикл воспроизводства человеческого потенциала

 

 Социальная жизнь человека

Молодость

Зрелость Пожилой возраст и старость
Возраст человека дотрудовой возраст (до 14-20 лет) трудовой возраст (20-30 лет) старший трудовой возраст (30-60 лет) Послетрудовой возраст (более 60 лет)
Фазы воспроизводства человеческого потенциала Подготовка к трудовой деятельности, формирование человеческого потенциала определенного уровня   Наращивание человеческого потенциала за счет профессионального опыта Поддержание человеческого потенциала и его модернизация Поддержание и сохранение человеческого потенциала

 

В свете рассматриваемой проблемы отметим, что широкий возрастной диапазон социально-демографической группы «подростки и молодежь» (13-29 лет), охватывающий несколько специфических периодов жизни человека (подростковый возраст, юность, собственно молодость), характеризуется значительными изменениями человеческого потенциала личности. На этот период приходятся основные инвестиции в человеческий капитал, обеспечивающие приращение человеческого потенциала личности, формирующие социально значимые аспекты потенциала молодежи. Размеры инвестиций и эффективность вложений в молодежную составляющую человеческого капитала зависят не только от волеизъявления человека, но и от проводимой государством политики по использованию, поддержанию, формированию и развитию человеческого потенциала. Государства, осознающие роль молодежи в достижении целей национального развития, реализуют политику в отношении семьи, детства и молодежи как политику накопления и развития человеческого потенциала, как элемент национальной политики человеческих ресурсов.

Можно с уверенностью утверждать: качество человеческих ресурсов, являющихся важнейшими ресурсами общественного развития, определяется их человеческим потенциалом, который, в свою очередь, обусловливает качество жизни людей и, соответственно, качество молодого поколения. Взаимосвязь эта четко прослеживается в воспроизводственном цикле человеческого потенциала (рис. 5). Человеческий потенциал личности, понимаемый как совокупность свойств и качеств человека, которые могут быть использованы (полностью или частично) в процессе общественного воспроизводства, формируется в дотрудовом (детском, подростковом и юношеском) возрасте в процессе ее воспитания, образования и социализации. Качество, уровень и образ жизни семьи определяют уровень инвестирования в человеческий капитал детей и, соответственно, определяют уровень развития их человеческого потенциала к моменту достижения трудоспособного возраста. Полученное образование, профессиональная квалификация, здоровье и физическое развитие, психоэмоциональные качества и мотивационные установки предопределяют конкурентоспособность личности, возможность успешного трудоустройства и получения дохода от трудовой или предпринимательской деятельности. Чем выше уровень инвестиций в человеческий капитал дотрудового возраста, тем больше вероятность (при прочих равных условиях) получения более высокого дохода в трудовом возрасте, повышения качества жизни индивидуума и тем больше возможность увеличения человеческого капитала.

Приостановление кризисных явлений, разрешение проблем семьи, детства и молодежи в условиях реформирования и системного кризиса возможны только при условии формирования и реализации научно-обоснованной эффективной государственной политики в отношении подрастающего поколения.

 

Рис.5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: