Законодательные органы в России до Государственной Думы


    К народному представительству люди стремились с далекой древности. Под звон колоколов в Новгороде и Пскове, Москве и Рязани, в Киеве и
Владимире собиралось народное вече в Древней Руси, чтобы решить, кого
призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати
и т.д. В известной степени продолжением этой формы представительства был
Земский собор. Правда, вначале он походил на “парламент чиновников” из
представителей высшей администрации – руководителей приказов, церкви,
столичного и провинциального дворянства; но постепенно в обществе
вызрела идея выборности соборов: к концу XIV в. Земские соборы стали
выбирать по сословиям.

К концу XVII в. деятельность соборов отмирает. На смену им приходит
Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа.
Через Сенат Петр проводил все свои реформы. Столь же самодержавно
правила и Екатерина II, хотя, будучи человеком для своего времени
передовым, с ориентацией на европейские страны, она предприняла
некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в
первую очередь в лице “Уложенных комиссий”.

Попытка направить страну по конституционному пути была предпринята при Александре I. На 1 сентября 1810 г. было даже запланировано открыть
Государственную Думу, созданную, по идеям М.М. Сперанского, по образу и
подобию европейских парламентов. В дальнейшем активное конституционное
брожение в кругах дворянства после победоносного марша в 1813 г. по
Европе испугали царя. Его последователи тоже не пошли на решительные
реформы политической системы. При Александре II были проведены важнейшие реформы – отмена крепостной зависимости крестьян, судебная реформа. Возросло влияние Государственного совета. Последним государственным решением Александра II стало одобрение плана М.Т.Лорис-Меликова о создании при Государственном совете «общей комиссии» с привлечением туда выборных представителей от местного самоуправления. Реализация программы Лорис-Меликова была сорвана убийством Александра II 1 марта 1881 г.. Новый царь, Александр III, категорически отказался от продолжения политики своего отца, сосредоточив все свое внимание на охранении неприкосновенности самодержавной власти в России.

Активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX в.

 





















Российское общество на пороге XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: