double arrow

Новое законодательство о выборах

 

Как уже говорилось ранее, за 10 с небольшим лет существования Государственной Думы Российской Федерации законы, регламентирующие порядок выборов депутатов и работы палаты претерпевали ряд серьезных изменений, которые еще не закончены. Так, в своем послании Федеральному Собранию 12 мая 2004 г. Президент поставил перед парламентариями задачу реформирования избирательной системы, являющейся одним из звеньев выстраивания новой вертикали власти[228]. В связи с этим был принят закон № 51-ФЗ от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[229], устанавливающий принципиально иную схему выборов депутатов российского парламента.

При обсуждении Государственной Думой данного законопроекта 24 декабря 2004 года в первом чтении[230] А.В.Вешняковым (председателем ЦИК, представляющим по поручению Президента этот законопроект в Госдуме) обращалось внимание на позитивные, по мнению разработчиков проекта, последствия принятия такого закона. В частности, на то, что вводимая пропорциональная избирательная система будет способствовать развитию в Российской Федерации гражданского общества, реальной многопартийности, стимулирует процесс формирования сильных партий, способных разрабатывать серьезные программы, имеющие общенациональное значение, и добиваться их реализации, обеспечит повышение ответственности политический партий перед избирателями.

В отличие от действовавшего ранее порядка, в выборах смогут участвовать только политические партии. Каждая из них будет выступать самостоятельно, так как создание избирательных блоков новым законопроектом не предусматривается. Представляется, что такой подход станет дополнительным побудительным мотивом для динамичного развития партий.

Претендующие на участие в выборах партии утверждают на съездах и представляют в Центральную избирательную комиссию федеральные списки кандидатов, численность каждого из которых не может превышать 450 человек - максимальный состав Государственной Думы. Как и ранее, для получения регистрации, дающей право участвовать в избирательной кампании, партии обязаны или собрать необходимое количество подписей избирателей или внести соответствующий избирательный залог.

Партии, представленные фракциями в Государственной Думе созыва 2004-2007 годов, от сбора подписей и внесения денежного залога в период очередной избирательной кампании будут освобождены.

Законом установлено, что по результатам выборов депутатов Государственной Думы к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, но при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Законом предусматриваются случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7-процентный барьер.

Распределение же депутатских мандатов по целиком пропорциональной системе будет осуществляться следующим образом. Общая сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов (т.е. набравшие не менее 7% голосов избирателей), будет разделена на 450 – число распределяемых по федеральному избирательному округу депутатских мандатов. На полученную таким образом цифру станет делиться число голосов избирателей, собранных в целом по стране каждой из участвовавших в выборах партий. В результате будет определено количество депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов. По мнению сторонников принятия закона, новый способ распределения депутатских мандатов позволит избежать неравномерного их распределения, когда большинство мандатов получают одна или несколько региональных групп, приведет к представительству в Государственной Думе избирателей всех регионов Российской Федерации.

Замена действующей смешанной системы на пропорциональную устранит в первую очередь базовый недостаток мажоритарной системы, при которой в одномандатных округах депутаты избирались зачастую весьма небольшим числом голосов избирателей, а голоса, подававшиеся за других кандидатов, вообще не учитывались и просто пропадали. При пропорциональной же системе будут учитываться голоса всех избирателей, и партия, которая получит больше голосов, будет располагать большим числом депутатских мест.

Введение пропорциональной системы позволит также избранным по партийным спискам депутатам работать в палате без постоянной оглядки на региональные элиты и представителей бизнес-кругов, поддерживавших соответственно ориентированных кандидатов в депутаты с использованием так называемого «административного ресурса» и финансовых средств. Обязательства, которыми обременен депутат-одномандатник, в силу названных известных обстоятельств, мотивируют его деятельность в целом и конкретные действия в значительно большей мере, нежели интересы рядовых избирателей. С другой стороны, депутат-одномандатник вынужден преимущественно решать задачи, связанные с делами своего избирательного округа. При этом поневоле такой депутат не учитывает (как минимум, в должной мере) интересы иных регионов, а также значительно меньше внимания придает участию в реализации конституционного предназначения Государственной Думы как палаты Федерального Собрания, выражающего общенациональные, общегосударственные интересы, осуществляющего наряду с Президентом, Правительством и судами государственную власть в Российской Федерации. Именно этим и руководствовались сторонники данного закона, будучи уверенными в том, что «переход к пропорциональной избирательной системе выглядит назревшим шагом на пути к формированию зрелой государственности, неотъемлемым компонентом которой является развитая партийная система»[231].

Противники же принятия закона отмечали, что именно отсутствие традиций многопартийности в стране, многие десятилетия существовавшей в условиях монопартийности, а также нестабильная экономическая и социальная обстановка на фоне высокой коррумпированности различных уровней власти, напротив, приведут к тому, что депутаты не будут прислушиваться к требованиям избирателей. Также, исходя из опыта жизни страны в условиях власти одной партии, серьезную озабоченность противников принятия закона вызывало опасение, что личная заинтересованность остаться в депутатстве будет полностью подчинена выполнению указаний партийного руководства, что не всегда совпадает с ожиданиями общества. Таким образом, по их мнению, население страны не только будет отстранено от непосредственного влияния, посредством выборов по одномандатным округам, на прохождение в Думу тех или иных депутатов, представляющих и отстаивающих интересы конкретного избирателя. Но теперь и влияние на уже избранного народного избранника самим народом будет сведено к минимуму. Тем не менее, новый закон о выборах уже вступил в действие, и правильность выдвигаемых предположений его противниками или сторонниками покажет только время.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ различных источников, прежде всего выборного законодательства, актов, определяющих статус и регулирующих деятельность четырех Государственных дум дооктябрьского периода и материалов об их работе, сопоставление их с источниками, регламентирующими проведение выборов и деятельность современного российского законодательного органа убеждают в том, что в первом парламентском опыте можно найти ответы на многие вопросы, возникшие за десятилетний период деятельности Государственной Думы Российской Федерации и позволяют сделать некоторые выводы и прогнозы.

Первое. Главное, что подвигло власти к идее реформирования государственного устройства через создание выборного населением представительства и наделение последнего законодательными функциями – это предельно накаленная социально-политическая ситуация в стране, а также накопившиеся нерешенные экономические вопросы. Так, в начале ХХ в. нерешенный аграрный вопрос, отсутствие социальной и национальной политики вызвали недовольство масс, переросшее в митинги и стачки, и усугубляло все это поражение в русско-японской войне и связанное с военными действиями увеличение расходов госказны на военные нужды. В конце ХХ в. проблемы в стране были, по сути, те же: социально-политическая напряженность в обществе, обострение политической ситуации из-за разгона Верховного Совета РФ, и все это сопровождалось кризисом промышленности и экономики, ростом инфляции и безработицы, продовольственным кризисом, накалом национального вопроса.

Второе. Без института выборов невозможно говорить о наличии демократии в обществе. Но и качество избирательного законодательства свидетельствует о характере избираемого органа: либо он призван быть деятельным, либо его изначальное предназначение – быть «яркой обложкой» для международного мнения, либо он, под маской «всенародных выборов», искусственно создается властью для манипуляций и воплощения своих целей.

Исторический опыт Государственных дум начала ХХ в. свидетельствует, что выборы возможно использовать для "создания" парламента, угодного в первую очередь власти: так, изменяя квоты от различных сословных курий, правящий режим добивался "удобного" для себя состава Думы; изменяя законодательство о полномочиях Думы, власть урезала законодательные функции парламента, а регулярными «разгонами» и «внеплановыми каникулами» лишала смысла саму идею народного представительства, а депутатов тем самым «держала на поводке». Как с сожалением вспоминал А.И.Гучков: "Мы не имели тех прав, которые имели западноевропейские парламенты; там по любому делу могут поставить правительству запрос. Мы могли предъявить запрос в том случае, если было нарушение закона" [232]

 К сожалению, схожая ситуация сохраняется и в современном подходе к выборам - начиная с запрета участия в выборах партии КПСС (во время выборов 1993 г.) и заканчивая поправками 2005 г. в законодательство о выборах депутатов, заменяющими выборы по одномандатным округам на выборы по партийным спискам, что вызывает обоснованное опасение общества в том, что вновь проводится попытка создать "управляемый" властью Парламент.

Нужно, однако, отметить, что в сравнении с избирательным законодательством царской России нынешнее намного демократичнее: практически не существует ограничения в осуществлении гражданами РФ права избирать и быть избранным (за исключением уточнения, что это право наступает, соответственно, с 18 и 21 года), тогда как в начале ХХ в. таких ограничений было много (имущественный и возрастной ценз, половая и национальная принадлежность, "благонадежность и т.д.), выборы в современной России - равные и прямые, а в дореволюционной России - непрямые и многоступенчатая система.

Третье. Структура нового государственного управления России сложилась схожая - сегодня действует тот же "треугольник", что и в начале ХХ в.: глава государства (тогда - монарх, сейчас - президент), двухпалатный парламент (тогда - Госсовет и Государственная дума, сейчас - Совет Федерации и Государственная Дума), правительство.

Это не случайно. Конституция 1993 г. в определенной мере повторила старую структуру организации власти и тем самым, как и в начале ХХ в., вызвала резкое смещение центра тяжести в сторону исполнительных органов. Это, в свою очередь, породило те же самые проблемы: стремление парламента установить законодательные рамки деятельности правительства, добиться публичного контроля над его деятельностью с одной стороны, и нередкое игнорирование правительством Госдумы, вследствие отсутствия прямого подчинения, как контролирующему органу.

Четвертое. Сама структура парламента и его подход к законотворческому процессу (деление палаты на профильные комитеты, создание рабочих комиссий и групп, процесс подготовки законопроекта к рассмотрению палатой, прохождение процедуры трех чтений проекта с внесением поправок, утверждение законопроекта второй палатой либо создание согласительных комиссий, затем подписание проекта закона президентом) – все эти параметры также очень сходны для Дум начала ХХ в. и в современной России.

Пятое. Круг вопросов, рассматриваемых современной Думой, примерно повторяет круг дел предшественницы: законотворчество, рассмотрение и принятие бюджета. Вместе с тем, у нынешней Думы есть и достаточно широкие кадровые полномочия: дача согласия Президенту на назначение премьера, назначение и освобождение от должности председателя Центрального банка и Счетной палаты и др.

Шестое. Состав депутатского корпуса дореволюционных Дум был разнороден как по профессиональному, так и по сословной и партийной принадлежности. Этому есть как объективные причины (манипулирование властью избирательным законодательством, о чем говорилось выше), так и общественно-политическая обстановка в стране.

В Государственных Думах России также состав депутатского корпуса неоднороден. С сожалением приходится отмечать, что от созыва к созыву уменьшается представительство в Государственной Думе депутатов "из народа" (рабочих, учителей, медицинских работников и т.д.), а растет представительство среднего класса и бизнес-кругов. С одной стороны, это свидетельствует о том, что для участия в выборах требуется все большее вложение финансовых средств, которых у первой категории не достаточно. С другой стороны, в Думе с каждым созывом становится больше юристов, экономистов, политологов, что в сочетании с переизбранием их в новый созыв свидетельствует о том, что Парламент становится все более профессиональным, а это идет на благо и законодательному процессу и способствует укреплению парламентаризма в России.

Седьмое. Вопросы, которые стояли перед обществом в начале ХХ в. и являлись предметом законодательных инициатив депутатов, требуют своего решения и в настоящее время (с поправками на изменения, происшедшие за столетие): так же актуален и непросто решается аграрный вопрос (вопрос купли-продажи земли, об организации фермерских хозяйств, о субсидиях сельскому хозяйству и т.д.); перед дореволюционной Думой стоял вопрос социальной защиты рабочего класса – перед сегодняшним парламентом стоит вопрос социальной защиты уже большей части населения (работников образования, культуры, науки, медицины, многодетных семей, пенсионеров, инвалидов и ветеранов).

Таким образом, на основании проделанного сравнительного анализа всех акспектов, касающихся деятельности Государственных Дум дооктябрьского периода и десятилетнего опыта работы Государственной Думы Российской Федерации можно сделать вывод о том, что не вполне правомерно называть Государственную Думу Российской Федерации пятой (шестой, седьмой, восьмой и т.д.) Думой. При внешней схожести структуры Дум, их компетенции, состава депутатского корпуса и направлений деятельности, все же имеется ряд существенных различий, позволяющих сделать вывод о принципиально различном месте, роли и влиянии этого представительного и законодательного органа в стране и мире, имевшее место в начале ХХ в. и 100 лет спустя.

Правильнее было бы говорить о первом (в Российской Империи) опыте парламентаризма, и о втором (в современной России), учитывающем ошибки предшественника и бережно перенимающему позитивные наработки.

"История может научить многому. Но только тех, кто желает у нее учиться. Общество должно быть закодировано на восприятие исторического опыта. Только тогда ошибки прошлого послужат уроком будущему поколению"[233]

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Источники:

1. Александр Иванович Гучков рассказывает…: Воспоминания пред. Гос.Думы и воен. министра Времен. правительства/ А.И.Гучков. - М.: Вопросы истории, 1993. - 143 с.
2. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т.V. Россия конец ХХ-начало ХХ в. /Нац. Обществ.-науч.фонд; Руководитель науч. Проекта Г.Ю.Семигин.-М.: Мысль, 1999. – 829 с.
3. Бородин Н.А. Государственная дума в цифрах. - СПб.: Изд. «Общественная польза» Антик и К°, 1906.- 72 с.
4. Воровский В.В. Государственная дума и рабочий класс. - Спб.,1906
5. Воровский В.В. Кадеты в Думе. – СПб., 1906
6. Выборгский процесс. Спб., 1908
7. ГоловинФ.А. Воспоминания о II Государственной думе//Ист.архив. – 1959. - № 4. – С.136-165
8. Гостев Р.Г. «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. – Москва-Воронеж: «Еврошкола»-Воронежская областная типография, 2002 г. – 544 с.
9. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. (п/общ.ред.Г.Н.Селезнева).- М., 1996.-350 с.
10. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1993-2004 годах./Издание Государственной Думы.- М., 2004.- 320 с.
11. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва. 2000-2003(п/общ.ред.Г.Н.Селезнева).- М.: "ВЭЛТИ", 2000.-350 с.
12. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва/ Под общ. Ред. Б.В.Грызлова. – М.: ГМП «Первая образцова типография», 2004. – 380 с.
13. Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995
14. Государственная Дума. Четвертый созыв. Стенографический отчет. Спб.,1914-Пг.,1916
15. Гучков А.И. В третьей Государственной Думе (1907-1912 гг.) Сб.речей. – Спб., Тип.товарищества Суворина – Новое время, 1912
16. Гучков А.И. К вопросу о государственной обороне: Речи в Госдуме третьего созыва 1908-1912 гг. - Б.м., 1915;
17. Деятельность социал-демократической фракции во второй Государственной думе.- СПб., 1907
18. Ельцин Б.Н. Записки президента.-М.: «Огонек», 1994.-415 с.
19. Как выбирать демократическую думу и что она должна делать. – Керчь: Тип.Лаго, 1917
20. Кирьянов И.К., Лейбович О.Л., Лукьянов М.Н. Россия, 1900-1917: Док., материалы,коммент.: Книга для тех, кто изучает историю Отечества: в 3 кн. – Пермь, 1993
21. Колинчев Ф.И. Государственная дума в России. Сборник документов и материалов. М., 19
22. Конституция Российской Федерации 1993 г.
23. Конституция РСФСР 1918 г.
24. Конституция СССР 1924 г.
25. Конституция СССР 1936 г.
26. Конституция СССР 1977 г.
27. Левин К.Н., Блюм А. Кадеты: Обзор программы и тактики партии Народной свободы. – СПб., 1906
28. Ленин В.И. Аграрная программа российской социал-демократии. Полн.собр.соч. Т.17
29. Ленин В.И. Государственная дума и социал-демократическая тактика// Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 12: Октябрь 1905-апрель 1906
30. Лозинский Е.И. Итоги парламентаризма: Что он дал и может ли он что-либо дать рабочим массам? – СПб., 1907
31. Локоть Т.В. Политические партии и группы в Государственной думе: Характер и причины политического бессилия первой Думы. Возможный характер и задачи второй Думы. - М.: Кн-во «Польза», 1907
32. Мартов Л. Народ и Государственная Дума. – СПб., 1906
33. Мартов Л. Что делать Государственной Думе. – Спб.: Практик, 1906
34. Микетов Я. Что сделало народное представительство третьего созыва. – СПб, 1912
35. Милюков П.Н. Как прошли выборы во 2-ю Государственную думу. - Спб., 1907.
36. Милюков П.Н. Речь о Б.В.Штюрмере и прочих. – Пг., 1916
37. Милюков П.Н. Тактика фракции народной свободы во время войны. – Пг., 1916
38. Москва. Осень-93: Хроника противостояния. – (2-е изд., испр. И доп.).-М.: Республика, 1995.-XIY, 657 с.: ил.
39. Петергофские совещания о проекте Государственной думы. Изд. 2-е. Пг., 1917.
40. Пешехонов А.В. Трудовая (народно-социалистическая) партия: Для чего она учреждена, как устроена и как будет действовать. – СПб.,1907
41. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XХV. Отд-ние 1-е. СПб., 1908.
42. Полный сборник платформ всех русских политических партий: С прил.Высочайшего Манифеста 17 окт. 1905 г. и всеподданейшего докл.графа Витте.-Репринт.изд. 1906 г.-2-е изд., испр. И доп. Послед.резолюциями парт.съездов. –М.:Эксмо, 2002. –130 с.
43. Положение о выборах в Государственную Думу. С разъяснениями Правительствующего Сената и Министерства Внутренних Дел, приложением циркуляров и инструкций Министерства Внутренних Дел и циркуляров Министра Юстиции. – СПб.: Изд-во М-ва Внутр. Дел, 1907
44. Попов И.И. Дума народных надежд: Очерк деятельности Первой Русской Думы и Государственного Совета.- М.: Изд.Саблина, 1907
45. Порядок выборов в Государственную Думу. Систематический свод относящихся к сему предмету узаконений и правительственных распоряжений (Именные Высочайшие Указы, Высочайше утвержденные Положения и Правила, решения Правительствующего Сената, инструкции и разъяснения Министерства Внутренних Дел)/ Сост. Н.В.Хлебников; Изд. СПб. Клуба Обществ. Деятелей. – СПб., 1905
46. Программа партии социалистов-революционеров. Аграрный законопроект группы социалистов-революционеров во П Государственной думе.-Пг., 1917
47. Пятая Российская Государственная Дума.(п/общ.ред. И.П.Рыбкина).-М.: "Известия", 1994. - 190 с.
48. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации/ Издание Государственной Думы.-М.-2004
49. Российское законодательство Х-ХХ веков.Т.9.Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций.-М.:Юридическая литература, 1994
50. Таганцев Н.С. Пережитое.Учреждение Государственной Думы в 1905-1906 гг. - Пг., 1919. – 224 с.
51. Третья Государственная Дума: материалы к оценке ее деятельности. Спб., 1912
52. Федеральный закон о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации/ Издание Государственной Думы.-М.-2003
53. Царскосельские совещания// Былое. 1917. N3.
54. Члены Государственной Думы: III созыв. 1907-1912. М., 1912
55. Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918

Литература

 

1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М.: Политиздат, 1991
2. Аврех А.Я. Царизм и третьеиюньская система. – М.: Наука, 1966
3. Бабин В.Г. История российского парламентаризма. –Спб.,1995
4. Бадаев А. Как трудящиеся выбирали в царскую Думу и как выбирают по великой сталинской конституции. – М.: ОГИЗ, 1939
5. Бадчиков Г.И. Борьба рабочих депутатов Государственной Думы против царизма в 1907-1914 гг.-М.,1981
6. Бородин А.П. Реформа Госовета 1906 г.//Вопросы истории.1999.№4
7. Василевский Е.Г. Идейная борьба вокруг столыпинской аграрной реформы. – М.: Соцэкгиз, 1960
8. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформы и революция. СПб., 1991.
9. Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ). - М.:Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 1995.-112 с.
10. Государственная дума 1906-1917: Путеводитель по национальным коллекциям крупнейших библиотек Российской Федерации. – М.: Издание Государственной Думы, 2001. – 175 с.
11. Гусев К.В. Партия эсеров: от мелко-буржуазного революционализма к контрреволюции. – М., 1975
12. Демин В.А. Государственная дума России (1906-1917): Механизм функционирования/ Ред.Шелохаев В.В. - М.: РОССПЭН,1996. – 214 с.
13. Дякин B.C. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. Разложение третьеиюньской системы.- Л.: Наука, 1988
14. Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978
15. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М.: Высш. школа, 1983
16. Жуков А.В.Идейно-политический крах эсеровского максимализма. – Л., 1979
17. Искендеров А.А. Российская монархия, реформы, революция. -М., 1995
18. Как большевистские депутаты боролись в Государственной Думе. – М.: Партиздат, 1935
19. Кирьянов И.К., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России: Гос.Дума и ее депутаты, 1906-1917/ Ред.Суслов М.Г., Сидорова Л.П. – Пермь: Перм.ун-т, 1995
20. Крузе Э.Э Условия труда и быта рабочего класса в 1900-1914 гг.//История СССР.1983.№2
21. Лурье М.Л. Большевистская фракция 4 Государственной думы: Сб. материалов и док./ Под ред. А.Е.Бадаева и В.А.Быстрянского. – Л.: Соцэкгиз, 1938
22. Непролетарские партии России в трех революциях. – М., 1987
23. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. М.: Терра, 1992
24. Рабочее движение в Петрограде. (1912-1917 гг.). М., 1952
25. Рудь А.С. Из истории трех революций в России. – М., 1976
26. Рыбкин И.П. Государственная Дума: пятая попытка: Очерк новейшей истории представительной власти в России/ И.П.Рыбкин. - М.: Знамя, 1996. - 231 с.
27. Справочник-путеводитель по Государственной Думе», М., 2004
28. У истоков российского парламентаризма/И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003. – 413 с.
29. Черменский Е.Д. IVГосударственная Дума и свержение самодержавия.-М.,1976
30. Черменский Е.Д. Буржуазая и царизм в первой русской революции. – М., 1970

Интернет-сайты

1. http://www.duma.gov.ru
2. http://www.kodeks.ru
3. http://www.kodeks.ru/free-duma?doc&nd=723100003&nh=0
4. http://www.democracy.ru/library/publications/voter/special/el_history
5. http://www.kremlin.ru
6. http://www.cikrf.ru

 




Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: