Конституционный статус и полномочия Государственной Думы РФ

 

Процесс формирования и функционирования главного законодательного органа страны за прошедшее десятилетие претерпевал изменения с учетом недоработок избирательного законодательства и накопленных ошибок за время деятельности Парламента. К выборам депутатов Государственной Думы последнего, четвертого созыва, в результате внесения многочисленных поправок в избирательное законодательство и иные законы, устанавливающие и регламентирующие порядок деятельности Федерального Собрания РФ и, в частности, его нижней палаты, сформировались следующие нормы и правила выборов депутатов и их последующей работы.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
является представительным и законодательным органом Российской
Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и
Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является
верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней. Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте
Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы
основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Глава 5 Конституции Российской Федерации раскрывает основы
организации и деятельности парламента Российской Федерации.[223]
Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. Каждая палата устанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею Регламенте (ч.4 ст.101
Конституции).[224]

Палаты в основном заседают раздельно. Единственным совместным органом двух палат, является согласительная комиссия, которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятии закона (ст.105 Конституции). В Конституции России дан перечень оснований для проведения
совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

 В Конституции России дан полный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания. За палатами парламента закреплено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст.101), а за Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Существуют три основные группы полномочий палаты, которые
установлены Конституцией: относящиеся к исключительному ведению
палаты (статьи 102 и 103); связанные с организацией деятельности
палаты (ст.101); по принятию федеральных законов (ст.105). Статьи 102 и 103 являются юридическим выражением систем «сдержек и противовесов» в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В ст.103 определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы. "К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности."[225] Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

Условием, сдерживающим свободу Государственной Думы при
определении своей позиции по кандидатур на должность Председателя
Правительства является положение ч.4 ст.111 Конституции,[226] в
которой указано, что в случае трехкратного принятия Думой решения
об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность
Председателя Правительства Президент без предварительного
согласия ГД назначает Председателя Правительства, распускает
Государственную Думу и назначает новые выборы. Основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации в ч. 1 ст. 109, которая гласит что: "Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции
Российской Федерации."[227]

К исключительной компетенции Государственной Думы отнесено
решение вопроса о доверии Правительству (п."б" ст.103
Конституции), что является юридической формой ответственности
Правительства перед парламентом.

 




























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: