Характеристика функции управления «мотивация»

Руководитель, чтобы эфф-но двигаться навстречу цели, должен координировать работу и грамотно заставлять людей выполнять ее, иначе говоря, МОТИВИРОВАТЬ.

Мотивация – это процесс побуждения и других к какой-либо деятельности для достижения поставленных целей.

Мотивация персонала осуществляется: разъяснение, воспитание, личный пример, поощрение и наказание.

Содержательные теории (Маслоу, МакКлеланд, Герцберг, Альдерфер).

В этих теориях анализируются потребности и вознаграждения, и их воздействия на исполнителей. Классифицируются по объектам и субъектам потребностей, по материальному и духовному аспекту, первичности и вторичности групп потребностей.

 

1) Пирамида Абрахама Маслоу (иерархии потребностей)основанная на том, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим и в соответствии с этим должно осуществляться стимулирование.

Группы потребностей А.Маслоу расположил в форме пирамиды (см. рисунок).

1. Физиологические потребности (в пище, жилье, отдыхе).

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем (защитить себя от опасности, угроз, травм и лишений, страхование жизни)

3. Социальные потребности (общение) - потребности в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека.

4. Потребности в самоутверждении, признании со стороны окружающих. Они удовлетворяются путем приобретения компетенции, завоевания авторитета, лидерства, известности.

5. Потребности в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества.

 После удовлетворения, в первую очередь, потребностей низшего уровня, начинают действовать потребности более высоких уровней, также требующих удовлетворения.

2) Теория приобретенных потребностей Д.Мак–Клелланда, основанная на теории А.Маслоу, выделяет высшие уровни потребностей

- в успехе,

-во власти (власть ради власти и власть ради самоутверждения)

-в причастности.

3) Концепция К.Альдерфера основана на выделении трех групп потребностей:

- потребностей существования (примерно соответствует двум нижним группам потребностей в теории Маслоу),

- потребностей связи (охватывают третью и частично вторую и четвертую её ступени)

-потребностей роста (в основном эквивалентны двум верхним ступеням). В отличие от Маслоу, Альдерфер считает возможным переход от одного уровня к другому в различных направлениях.

4) Двухфакторная модель Ф.Герцберга основана на том, что мотивацией служит сочетание удовлетворенности и неудовлетворенности тех или иных потребностей, которые Герцберг разделил на две группы:

- мотивационные (в признании, успехе, продвижении по службе и пр.) и

-«гигиенические», связанные с условиями труда (заработок, состояние внутренней среды и т.п.).  

Процессуальные теории мотивации.

В процессуальных теориях во главу угла ставится анализ того, как человек распределяет усилия для достижения какой–то цели и выбирает в связи с этим конкретный вид поведения, то есть, рассматривается сам процесс работы (отсюда название “процессуальные”).

Теория ожидания (автор В. Врум)

-усилия работника и ожидаемые результаты;

-достигнутые результаты и ожидаемое вознаграждение;

-полученное вознаграждение и его ожидаемая ценность.

2.Теория справедливости Дж. Адамса

люди субъективно относятся к получаемому вознаграждению и все время соотносят его размер и характер с вознаграждением других работников. Если работник считает, что ему недоплачивают, по сравнению с другими, то интенсивность труда его падает, т.е. несправедливо!

3. Комплексная теория ожидания и теории справедливости Л. Портера и Э. Лоулера, устанавливается прямое соотношение между вознаграждением и результатами, (человек удовлетворяет свои потребности за счет вознаграждения за полученные результаты). Основной практический вывод теории: результативный труд ведет к удовлетворению.  Эта теория внесла наибольший вклад в теорию мотивации.

 

Ресурсы и реализация стратегии.

Систему управления предприятием можно рассматривать как систему управления ресурсами. Ресурсы:

-финансовые

-материальные

-трудовые

-информационные

Производство – Влияет на выбор стратегию (производство бывает единичное, малосерийное, массовое, серийное и непрерывное). Приблизительно 80% предприятий изучают соотношение между постоянными и переменными издержками и прибылью. Используют понятие точка безубыточности (доход от количества проданной продукции превышает общие издержки). Ручное производство имеет низкий уровень издержек, но затраты выше следовательно, нет сверхприбыли при больших объемах продаж. Здесь важно производственное планирование.

Финансы – В процессе фин.анализа изучается структура и динамика активов и пассивов предприятия, прибыли и убытков, анализ затрат предприятия, пройдена ли точка безубыточности

Информационная система – Цель: разработка и управление потоками информации - для увеличения производительности и совершенствования процесса принятия решений. Информация надо собирать, хранить, обрабатывать, чтобы она давала ответы на тактические и стратегические вопросы.

Персонал - Цель: обеспечение соответствия между работниками и выполняемыми ими операциями, что влияет на результаты работы, удовлетворенность работников своим трудом и текучесть кадров.

Выбор той или иной стратегии зависит от конкретных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: