Разработка стратегии начинается с выбора целей и заканчивается выбором конкретной стратегической альтернативы. Не является исключением и разработка инновационной стратегии. Но здесь одним из основных критериев является размер организации. Если организация представляет собой крупную компанию, корпорацию, то её инновационная стратегия является, частью общей стратегии корпорации и подчинена более высоким целям всей организации. Если же организация небольшая, то инновационная стратегия становится её единственной стратегией. Для реализации любой стратегии необходимо создать адекватную систему управления.
-носит случайный характер возникновения большинства нововведений.
-на предприятии должен быть лидер-новатор, который готов выделить ресурсы на разработку новой продукции и постоянно заинтересовывать в инновациях весь персонал. (руководитель, заказчик).
-Основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг.
Покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды!
Необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов,
* интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии);
* материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);
* финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);
* кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях)
* инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);
От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратеги.
Здесь предприятиям следует принять важное стратегическое решение: приобретать инновации на стороне или разрабатывать самостоятельно.
Предприятие должно выбрать из 2-+х основных видов стратегического поведения: Наступательное или Оборонительное
Билет №14.
Содержательные и процессуальные теории мотивации. Теория А. Маслоу и ее характеристика.
Мотивация – это процесс побуждения и других к какой-либо деятельности для достижения поставленных целей.
Содержательные теории (Маслоу, МакКлеланд, Герцберг, Альдерфер).
В этих теориях анализируются потребности и вознаграждения, и их воздействия на исполнителей. Классифицируются по объектам и субъектам потребностей, по материальному и духовному аспекту, первичности и вторичности групп потребностей.
1) Пирамида Абрахама Маслоу (иерархии потребностей)основанная на том, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим и в соответствии с этим должно осуществляться стимулирование.
Группы потребностей А.Маслоу расположил в форме пирамиды (см. рисунок).
1.Физиологические потребности (в пище, жилье, отдыхе).
2.Потребности в безопасности и уверенности в будущем (защитить себя от опасности, угроз, травм и лишений, страхование жизни)
3.Социальные потребности (общение) - потребности в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека.
4.Потребности в самоутверждении, признании со стороны окружающих. Они удовлетворяются путем приобретения компетенции, завоевания авторитета, лидерства, известности.
5.Потребности в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества.
После удовлетворения, в первую очередь, потребностей низшего уровня, начинают действовать потребности более высоких уровней, также требующих удовлетворения.
2) Теория приобретенных потребностей Д.Мак–Клелланда, основанная на теории А.Маслоу, выделяет высшие уровни потребностей
- в успехе,
-во власти (власть ради власти и власть ради самоутверждения)
-в причастности.
3)Концепция К.Альдерфера основана на выделении трех групп потребностей:
- потребностей существования (примерно соответствует двум нижним группам потребностей в теории Маслоу),
- потребностей связи (охватывают третью и частично вторую и четвертую её ступени)
-потребностей роста (в основном эквивалентны двум верхним ступеням). В отличие от Маслоу, Альдерфер считает возможным переход от одного уровня к другому в различных направлениях.
4)Двухфакторная модель Ф.Герцберга основана на том, что мотивацией служит сочетание удовлетворенности и неудовлетворенности тех или иных потребностей, которые Герцберг разделил на две группы:
- мотивационные (в признании, успехе, продвижении по службе и пр.) и
-«гигиенические», связанные с условиями труда (заработок, состояние внутренней среды и т.п.).
Процессуальные теории мотивации.
В процессуальных теориях во главу угла ставится анализ того, как человек распределяет усилия для достижения какой–то цели и выбирает в связи с этим конкретный вид поведения, то есть, рассматривается сам процесс работы (отсюда название “процессуальные”).






