Большие социальные группы

 

Большая социальная группа — количественно неограни­ченная общность людей, выделяемая на основе различных со­циальных признаков — демографических, классовых, нацио­нальных, партийных. В больших группах формируются куль­турные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценно­сти — идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп – групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом,имеет групповую психологию.

В каждой большой группе формируются групповое созна­ние (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочте­ний. Отдельные стереотипизированные элементы сознания пе­реходят в сферу группового подсознания ("классовое чутье"). Эти групповые факторы существенно влияют на формирова­ние соответствующего типа личности — типичных представи­телей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения.

Средства массовой коммуникации больших групп форми­руют общественное мнение — групповые устремления и чув­ства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определен­ным ценностным ориентациям и действиям.

Основной социальной ценностью является общественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем ("По­литика"); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос (от греч. etnos — племя, народ) — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего един­ства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство тер­ритории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, при­вычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью; обладают этническим самосознанием, основа ко­торого — представление об общности происхождения всех пред­ставителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (от лат. natio — народ).

В психологии этнических общностей выделяются психи­ческий склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обы­чаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны стерео­типы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оцен­ки достоинств этнических групп, основанные на расхожих сте­реотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловли­ваются этноцентризмом — приданием своему этносу эталон­ных качеств.

В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспри­нимать явления этнической и межэтнической жизни опреде­ленным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импуль­сивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случа­ях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку.

По месту больших социальных общностей в системе обще­ственного производства различаются общественные классы (от лат. classis — разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференци­ацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различие между классами проявляется в их образе жиз­ни, социально-психологическом складе, типичных эталонах по­ведения. Наряду с этим большие группы входят в единый соци­ум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая группа людей, имеющая общие эпи­зодические интересы, подверженная единой эмоционально-со­знательной регуляции на основе общих общезначимых объек­тов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремаль­ные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную ре­гуляцию на основе психического заражения.

Масса — совокупность большого количества людей, со­ставляющих аморфное образование, не имеющих обычно не­посредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические соци­ально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией раз­личных средств массовой коммуникации, потребителем произ­ведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значи­тельным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

 

 

5. Влияние семейных отношений на психическое развитие детей.

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

 Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

           Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: