М яв-ся одной из фунд-ых проблем как отеч-ой, так и заруб-ой психологии. Ее значимость для разработки совр-ной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его дея-сти, поведения. В самом общем плане мотив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо дей-я, включенного в определяемую этим мотивом Дея-сть. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусл-ет множес-ость подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин). Существенно подчеркнуть, что основным методол-им принципом, определяющим исследования мотив-ой сферы в отечественной психологии, яв-ся положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон М. Активная разработка этого принципа связана с иссл-ием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин). В отече-ой психологии М рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеят-ти человека — его поведения, деят-ти. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой.В контексте теории деят-сти А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деят-ть, как на побуждающее ее». Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исслед-ей этой проблемы — Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осущ-ся деят-ть, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность». Самым широким является понятие мотив-ой сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихол-ом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения.
Мотивационная сфера или М в широком смысле слова с этой т.зр. понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества.
Структура мотивации При изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Бо-жович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.К. Савонько) продуктивным является представление о ней как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы.
Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности.
Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три — ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направ-сть, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутр-ми по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и полож-ые по отношению к деятельности) факторы воздействия.
Основание класс-ции мотивации (мотивов)
Общее системное представление мотив-ной сферы человека позволяет исслед-ям классиф-ать мотивы. Как известно, в общей псих-гии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям. В качестве таковых выступают: а) характер участия в деят-ти (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву); б) время (протяженность) обусловливания деят-ти (далекая — короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову); в) социальная значимость (социальные — узколичные, по П.М. Якобсону); г) факт их включенности в саму деят-сть или нахождения вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович); д) опред-ый вид деят-сти, например учебная мотивация.
В качестве классиф-ных основ м. рассматриваться и схемы X. Мюррея, М. Аргайла, А. Маслоу и др. П.М. Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные).






