1991 – 1995 гг. *
Показатели | Годы | ||||
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | |
Млн. крб. Капитальные вложения предприятий и организаций всех форм собственности В том числе: негосударственных за счет централизованных источников финансирования в объекты производственного назначения | 49713 13562 13144 32872 | 31363 8685 8740 20092 | 28103 9881 6183 16593 | 21768 7996 5007 14403 | 14134 5435 3533 9611 |
* Таблица составлена на основе данных: Статистический ежегодник Украины за 1995 год.
К. Техника, 1996, с.273-274 (цифры приведены в ценах 1991 года).
финансирование за счет централизованных источников достигло 3533 млн. крб. (в ценах 1991 г.) 1.
Как видим, преобладающая часть инвестиций формировалась на уровне хозяйственных структур, тогда как в 1991 г. определяющую роль в формировании инвестиционных ресурсов играло государство.
Перемещение инвестиционной деятельности из централизованных источников в децентрализованные привело к некоторой потере управления инвестиционным процессом, к стихийному формированию единичных и локальных программ накопления и воспроизводства, к использованию на эти цели довольно незначительных средств даже по сравнению с теми возможностями, которые есть в распоряжении предприятий. Значительная часть децентрализованного накопления не используется вследствие, во первых, опережающего подорожания машин и оборудования, во-вторых, нехватки материальных ресурсов, в-третьих, отсутствия надлежащих интересов и мотивации к быстрому технологическому обновлению, ведь рыночные механизмы еще не действуют в полную силу, кооперация с поставщиками энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих изделий нарушена, надежных заказчиков нет. Поэтому значительная часть денег остается нереализованной, а накопленные финансовые ресурсы в несколько раз превышают реальный объем инвестиций. При надлежащей рыночной мотивации это дает надежду на возможность не только поддерживать и развивать жизненно необходимые инвестиционные структуры, но и активизировать сам инвестиционный процесс.
Для этого необходимо по-настоящему включить регуляторы усиления инвестиционной деятельности, стимулировать ее не только снятием налогов на инвестиции, но и формированием достаточно крупных бюджетных и внебюджетных инвестиционных и инновационных фондов, межотраслевой и межрегиональной кооперацией и интеграцией, созданием наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов. При этом на структурную перестройку в экономике необходимо направлять не менее 50% долгосрочных кредитов банков.
Если в Украине не произойдет финансовая стабилизация, то мы, в конце концов, будем обречены на структурную перестройку по схеме, свойственной странам “третьего мира”, с полным подчинением нашей экономики экономике развитых стран, со всеми вытекающими из этого последствиями.
1 Статистический ежегодник Украины за 1995 год. К. Техника, 1996, с.273-274