В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог— это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь — это речь поддерживаемая. В ходе ее собеседник ставит уточняющие вопросы/ подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Ока более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
|
|
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность, а с другой — отсутствие недоразумений при восприятии ситуации. Можно сказать, что внутренняя речь чрезвычайно ситуативна (в этом она близка к диалогической) и формируется на основе внешней речи.
Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
В-8. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПАМЯТИ, и егоФИЗИОЛ-ИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ
Все, что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда - навсегда. Остается как «след» прошедшего, образ Повторно воспринимаемое и переживаемое осознается именно как повторение «известного» Память - это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого. Существует три главных процесса, синтез которых образует память как целостное функциональное образование психики. Первый - запоминание (анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование) Второй - хранение (организация и удержание информации). Забывание - исчезновение из памяти Эти два процесса, противоположные по характеру, представляют разные характеристики одного процесса Забывание - весьма целесообразный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Забывание дает возможность мозгу избавляться от избыточной информации. Но человек часто забывает то, что ему нужно и важно помнить. Сохранение - это борьба с забыванием нужного, полезного. Третий - воспроизведение, непроизвольное или произвольное (процесс появления в сознании ранее воспринятых мыслей, в основе лежит оживление следов, возникновение в них возбуждений). Это основная функция памяти, дает человеку возможность использовать данные своего опыта. Формы воспроизведения: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта); воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта); припоминание -наиболее активная форма. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то -значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциации представляет собой временную ' связь Различают два рода ассоциаций: простые и сложные К простым относятся 3 вида ассоциаций: пpoстые и сложные К простым относят три вида ассоциации смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве. а ссоциации по сходству связывают два явлениях имеющих сходные черты: при упоминании об одном из '. них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в мозге двумя объектами. Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (здоровье и болезнь и т.п.) обычно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.
|
|
Существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны (причина и следствие, и т.п.). Эти ассоциации являются основой наших знаний. Физиологическая основа памяти; нервная ткань изменяется под действием раздражителей, сохраняет в себе следы нервного возбуждения. Следы - определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, те в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызванные указанные изменения. Образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.
В настоящее время нет единой теории механизмов памяти. Более убедительна нейронная теория: нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в местах соединений нервных клеток, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации. Другая теория памяти, молекулярная, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых "записывается" поступающая в мозг информация
ВИДЫ ПАМЯТИ
В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют четыре вида памяти Генетически первичной считают двигательную память, то есть способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Затем формируется образная память, то есть возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличающихся у него большой дифференциацией.
|
|
Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память - запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов (память страха, стыда, слепой ярости). Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (иногда называемая словесно-логической или семантической) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.
По степени волевого процесса запоминания и воспроизводства различают непроизвольную (мы иногда и не хотим, а запоминаем) и произвольную память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Но волевое усилие не гарантирует успеха, мы часто забываем именно то, что и боялись забыть. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Эффективность произвольной памяти зависит.
1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).
2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:
а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие Механическая память— это память, основанная на повторении материала без его осмысления;
б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше механической;
|
|
в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — образная память;
г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Память избирательна, которая заметна при непроизвольном запоминании. Успех произвольного запоминания зависит во многом от соответствия характера запоминаемого установкам нашего восприятия.Наиболее загадочными являются механизмы генетической памяти, с помощью которой происходит наследственно обусловленная регуляция психических реакций и действий человека, связанных с врожденными инстинктами самосохранения и размножения.