Примерная структура Комбинированного урока

7. Повторение изученного;

8. Изучение новых знаний. С этой целью определяются???; учащиеся, которым будут заданы эти??? и психолого-педагогическое обоснование.

9. Изложение нового материала с указанием более сложных моментов.

10. Первичное (сопутствующее) закрепление, предполагающее вопросы учащимся, упражнения или задачи.

11. Методические рекомендации по выполнению дом. задания.

12. Подведение итогов урока с выставлением оценок учащимся.

Недостаток: не достает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки:

освоения новых знаний;

нормирования новых умений;

обобщения и систематизации знаний, умений;

контроля и коррекции знаний, применения знаний, умений на практике.

Все названные типы представляют собой "укороченный" комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит обычно из трех частей:

1. организации работы (1-3 мин);

2. главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль и т.д.) (35 - 40 мин);

3. подведения итогов и задания на дом (2 - 3 мин).

С средины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Перечислим наиболее распространенные:

1. уроки-деловые игры;

2. уроки-пресс-конференции;

3. уроки-соревнования;

4. уроки типа КВН;

5. театрализованные уроки;

6. уроки-консультации;

7. компьютерные уроки;

8. уроки взаимообучения учащихся;

9. уроки творчества;

10. уроки, которые ведут учащиеся;

11. уроки-зачеты;

12. уроки-обобщения;

13. уроки-концерты;

14. уроки-диалоги;

15. уроки-семинары;

16. уроки-экскурсии.

 

 

Дополнение к В-40. Совр-ые треб-ия к личности и профес-ой к-ре препод-ля псих-ии

Компетентность -личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него знаний и навыков.

Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладываются личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и эффективно решать пед. задачи. Т.О. под пед. компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению пед. деятельности.

Содержание психолого-педагогических знаний определяется гос. стандартом, и конкретизируется в соотв-щих учеб. программах.

Стр-ра проф. компет-ти педагога понимается через пед умения. В.А. Сластенин все пед. умения объединяет в 4 группы: 1) умение «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные пед. задачи, т.е. изучение личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями, проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспит. и развивающих задач; 2) умение выстроить и реализовать логически завершенную пед. систему (планирование образоват. задач – отбор содержания образоват. процесса – выбор форм, методов и средств его организации); 3) умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создавать необходимые материальные, организационные и прочие условия, обеспечивать связи школы со средой; активизировать личность школьника, развивать его деятельность таким образом, чтобы переводить его из О-та в S-т воспитания; организовывать совместную деятельность...; 4) умение учитывать и оценивать результаты пед. деят-ти, т.е. осуществлять самоанализ и анализ образоват. процесса, и результаты деят-ти учителя.

Пед. мастерство включает в себя:

1. Проф. Пед. способности; 2. умения в области пед. техники; 3. психолого-педагогическую эрудицию.

К основным проф. пед. способностям относятся:

Пед. такт, т.е. способность соблюдать чувство меры в общении с коллегами, учащимися и их родителями;

Проф. зоркость – способность пед-га фиксировать наиболее сущесвенные моменты в развитии кол-ва и учащихся. В основе этой способности лежат такие умения как: а) удерживать в зоне внимания длит. время один или несколько объектов; б) распределять внимание; в) переключать внимание; г) умение перекл с одного вида деят-ти на другой, что базируется на проф. памяти.

Оптимистическое прогнозирование – это способность намечать перспективы развития лич. или кол-ва, сохраняя веру в силу воспитания и опираясь на «+»-е в личности воспитанника.

Мобильность и адекватность реакции – это способность педагога находить быстрые и верные решения в конкретной ситуации.

Пед интуиция – спос-ть предвидеть и предчувствовать развитие событий (эрудиция + опыт).

Требования к личности педагога: хорошая психолого-пед-кая эрудиция (личностная ориентация пед-га); хорошее знание своего предмета; владение методикой преподавания; творческая направленность пед-га; пед-г долж. быть объективным, справедливым, принципиальным, современным и обладать ч/ю.

Пед. технология

По Б.Т. Лихачеву, пед. технология представляет собой совок-ть психолого-пед-ких установок, определяющих спец. подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспит. средств (схем, чертежей, диаграмм, карт).

Предметом пед. технологии явл. конкретные практические взаимодействия учителей и уч-ся в любой области деят-ти, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения ил воспитания с использованием компьютерных и технических средств. Так, например, учеными-дидактами и учителями-новаторами разработаны: технологический процесс поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина); основные технологические приемы усвоения математического учеб. материала (П.М. Эрдниев); технологические опорные моменты обучения творчеству и др.

Пед. мастерство

Мастерство - это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Мастерство реализуется в умениях и навыках, через овладение сп-бами и приемами пед. труда. Стремясь к нему, педагог практически отрабатывает навыки организации, общения, отношения и взаимодействия с детьми.

Слагаемые пед. матерства:

ü Умение организовывать учеб. процесс, чтобы при всех условиях добиваться нужного уровня воспитанности развития и знаний;

ü Умение учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного матер-ла именно на уроке; для него д/з – это сп-б углубления, закрепления, расширения знаний;

ü Умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке;

ü Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника выс. нравственность, чув-во патриотизма, трудолюбие, самост-ть;

ü Высокий уровень пед. техники. Пед. техника – это комплекс ЗУН, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы пед. сотрудничества. Составной элемент пед. техники – умение воспитателя управлять своим и вниманием детей;

ü Умение по внешним признакам поведения ученика определять его душевное состояние. Это составляет основу пед. такта и занимает важнейшее место в пед. деят-ти;

Чувство темпа. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соразмеряют темп действий и пед. решений: они или спешат, или опаздывают, а это снижает эффективность пед. воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: