В-6. Социальная роль. Классификация социальных ролей. Успешное выполнение социальных ролей

В соответствии со своим статусом человек играет в обществе определенную социальную роль. Один из основоположников ролевой теории в социологии Р.Линтон определил социальную роль как ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом. социальная роль — это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе. В рамках социальной роли происходит преломление нравственных ценностей, норм и мотивов поведения в соответствии со специфическими требованиями, стандартами, необходимыми для той или иной функции.

Социальная роль — это определенный шаблон поведения, принятый в данном обществе, целесообразный для людей определенного статуса и гарантирующий выполнение конкретных социальных функций. Социальная роль всегда связана с закрепленными в данной культуре нормами, образцами, стандартами. Социальная роль предъявляет личности определенные стандартные требования, с ее участием в системе регулярных социальных взаимодействий Тем самым гарантируется участие людей в функционировании определенного социального института Принятие роли — важное условие ее исполнения. Выполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами. Поведение каждого участника социальной группы ограничено, оно находится под социальным контролем,

Конфликт ролей непосредственно выступает как борьба мотивов. В конфликте ролей берет верх более предпочтительный для личности мотив. При конфликте ролей выбор остается за личностью

Соц. роль - это модель поведения личности направленная на выполнение прав и обязанностей, соотв-х принятым нормам и обусловленная статусом.

Соц. роль - это статус в движении, т.е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.
Виды соц. ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность:

1) в зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные соц. роли.
- социальные роли связаны со статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, продавец). Так же их наз. конвенциональными (конвенция-соглашение). Стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того кто эти роли выполняет. Выделяют социально - демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина это тоже соц. роли, природно обусловленные.

- межличностные соц. роли - связанные межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, любимый, кумир семьи). Межличностные отношения определяются индивидуальными особенностями человека. Чем более длительный период существует группа, тем в большей степени становятся для окружающих доминирующие соц. роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
2) по степени проявления выделяют активные и латентные роли:

- активные, обуславливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке);

- латентные, не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект является носителем данной роли (учитель дома).

3) по способу усвоения роли делятся на предпсианные (определяются возрастом, полом, национальностью), приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.

Основным критерием успешности действия механизмов социализации в обществе является качество подготовки индивидов к исполнению предназначенных им социальных ролей, характер и степень их включенности в систему общественных отношений.

1) Осознание ребенком своего «Я» происходит в период первой стадии социализации до 6-7 лет.

2) Вторая стадия социализации связана с периодом обучения. В школьном возрасте дети, подростки, юноши и девушки последовательно обучаются разным дисциплинам

3) На третьей стадии социализации, охватывающей период социальной зрелости, человек овладевает ролями подчиненного или руководителя, отца или матери и т.д. В этот период он исполняет роль и организатора процесса социализации для подрастающего поколения.

4) На четвертой стадии — в период завершения жизненного.цикла — процесс социализации хотя и замедляется, но совсем не прекращается. Люди и в пожилом возрасте не выключены из процесса социализации хотя бы потому, что им приходится овладевать новыми ролями — пенсионера, бабушки, дедушки.

На всех стадиях социализации в качестве средств выступают: межличностное общение, телевидение, радио, литература, кино, периодическая печать.

 

Основные характеристики роли по Т. Парсонсу: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.
Способ получения - одни роли предписываются, другие достигаются (приобретаются).
Эмоциональность. Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления субъекта.
Формализация часть ролей реализуется в строго определенных шаблонах, другая - размыта.
Мотивация - система межличностных потребностей, которые удовлетворяются выполнением роли.
Влияние соц. роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является.

Освоение соц. роли явление сложное и противоречивое. Прежде всего, индивид должен овладеть содержанием роли, т. е. освоить ее технически. Смысловая сторона соц. роли заключается в принятии человеком роли для себя. Она должна ему понравиться или, по край ней мере не вызывать негативного отношения. От этого зависит успешное выполнение социальных ролей.

 

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: