Билеты для проведения экзамена по обществознанию

СОСТАВИТЕЛИ.

Практические задания по истории:

Цыганенко И.И., руководитель городского методического                                                                                                         объединения учителей истории и обществознания,

Любимова Е.А., учитель истории и обществознания                   МОУ ООШ № 80

Обществознание:

Попова Л.С., учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 33

 

     Сборник содержит практические задания для проведения экзаменов по истории и обществознанию в IX  классе. Задания подобраны в соответствии с государственными образовательными стандартами и на основании федерального перечня экзаменационных билетов для проведения устной итоговой аттестации выпускников IX классов.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Примерные практические задания для проведения экзамена по истории в IX классе     с. 4
Материалы для проведения экзамена по обществознанию с. 39
Список использованной литературы с. 44

 

 

Билеты для проведения экзамена по истории в IX классе

                                Билет № 1

1. Крещение Руси и его значение.

Задание 1.  Рассмотрите картину С.В.Иванова и ответьте на вопросы.

1) Какое историческое событие изобразил художник на картине?

2) Кто изображен на картине? Как вы можете охарактеризовать отношения между людьми, изображенными на картине?

 

2. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале ХХ века.

Задание 1.   Охарактеризуйте геополитическое положение России на рубеже 19-20 веков по плану: континентальное положение, территория и климатические зоны, природные богатства, коммуникации, этнический состав и миграции населения, государства-соседи, внешнеполитическое положение.

 

Задание 2.  Составьте характеристику изображенного на портрете человека.

 

1) Фамилия, имя, отчество.

2) Образование.

3) Характер.

4) Чем прославился в русской истории.                                   

 

 

Задание 3. На основании нижеприведённых статистических данных сделайте все возможные выводы о внутренней политике Николая 2.

 

Название расхода Сумма в тыс. руб. % к общей сумме расходов.  
  1. По государственному долгу.
  2. Защита страны.
  3. Внутреннее управление (содержание двора, государственных учреждений).
  4. Управление финансами и контроль.
  5. Пути сообщения и телеграф.
  6. Управление государственными имуществами и содействие земледелию и промышленности.
  7. Народное просвещение.
  8. Суд и тюрьмы.
  9. Пенсии, пособия и аренды.
258558,3     365236,6 70016,6   1585554,8     264198,9   40888,3   45546,6   41343,9 40123,7 19,9     28,1 5,4   12,2     20,3   3,1   3,6   3,1 3,1  

 

Билет № 2

1. Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество).

Задание 1.   Прочитайте отрывок из былины и ответьте на вопросы.

А приехал я дорогой прямоезжею

Из стольного города из Мурома

Из того села Карачарова.

Говорят тут могучие богатыри:

А ласково солнце Владимир князь!

В очах детина завирается

А где ему проехать дорогу прямоезжею

Залегла та дорога тридцать лет

От того Соловья разбойника.

1) О каком князе идет речь?

2) Назовите имя богатыря, который является главным героем этой былины.

3) О какой дороге идет речь? Какие княжества она связывала? (Воспользуйтесь картой в атласе)

Задание 2. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.

1) При каком князе орел стал символом Русского государства?

2) У какого государства он был «унаследован»? После каких событий это произошло?

3) Какие идеи нашли воплощение в гербе?

 

 

2. Общественное движение в России в начале ХХ века. Революция 1905-1907гг.

Задание 1. Прочитайте отрывок документа и ответьте на вопросы.

”На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку…”

а) Как назывался этот документ, когда он был принят.

б) Кто автор документа (подтвердите словами из текста)?

в) О каких процессах, происходящих в обществе и государственном строе России, свидетельствует этот источник? Что вы можете сказать о претворении его положений в жизнь?

 

Задание 2.   Соотнесите названия партий, имена их лидеров и основные пункты программы. Назовите общественно-политические течения, к которым относятся названные партии.

1 «Союз 17 октября» I В. И. Ленин А. Создание парламентской конституционной монархии английского типа и реализация принципа разделения властей; введение всеобщего избирательного права и демократических свобод; дарование всем народам России права на культурное самоопределение; расширение крестьянских наделов за счет помещичьих земель с выплатой владельцам вознаграждения из государственной казны.
2РСДРП II П.Н. Милюков Б. Введение в России конституционной монархии с Государственной думой; представление населению гражданских свобод, свободы торговой и промышленной деятельности; возвращение отрезков крестьянам, в крайнем случае – за счет выкупа помещичьих земель; отрицание права культурной автономии народов Российской империи, лозунг «единой и не делимой России»
3 ПСР III А. И. Гучков В. Сохранение в России неограниченной монархии; идеологическая программа – «самодержавие, православие, народность»; отказ признать уступки царизма обществу, выраженные в «Манифесте 17 октября»
4Конституционно-демократическая партия IV А. И. Дубровин Г. Ликвидация самодержавия и созыв Учредительного собрания на основе всеобщего и равного избирательного права; построение социализма на основе крестьянской общины; уравнительное распределение земли между крестьянами; введение в национальных окраинах автономии областей и общин на федеративных началах
5 «Союз русского народа» V В.Н. Чернов Д. свержение самодержавия и замена его демократической республикой; предоставление населению гражданских прав и свобод; введение широкого самоуправления, реализация права нации на самоопределение и отделение от России; отмена выкупных платежей за землю, возвращение ранее выплаченных сумм и крестьянских отрезков; затем – совершение социалистической революции и установление диктатуры пролетариата в России, построение социалистического общества.

 

                                   Билет № 3

 

1. Политическая раздробленность Руси в ХII-ХIII вв. (причины и последствия раздробленности, крупнейшие княжества и земли).

Задание 1.

1. Используя атлас, выполните следующие задания.

1.1. Обозначьте общую границу русских княжеств в первой четверти XIII в., отметьте различными цветами территорию отдельных русских княжеств в последней четверти XIIв. и их столицы.

1.2. Отметьте, основные направления вторжений на Русь половцев, крестоносцев, монголо-татар; места и годы важнейших сражений.

 

Задание 2.   Прочитайте отрывок из работы известного историка  XX века Б.А.Рыбакова и ответьте на вопросы.

«Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза феодальной раздробленности (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать,… а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры XII – начала XIII века во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».  

1) Укажите название и временные рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке.

2) Почему автор считает этот период прогрессивным?

3) Приведите собственные аргументы, которые могут опровергнуть точку зрения автора.

 

2. Внутренняя и внешняя политика России в 1907-1916 гг.

Задание 1.      Прочитайте отрывок из памятной записки, составленной в 1914г. членом Государственного Совета П.Н.Дурново, и ответьте на вопросы.

«Центральным фактором переживаемого нами периода мировой истории является соперничество Англии и Германии. Одновременное великодержавное их существование рано или поздно окажется невозможным. Англо-русское сближение ничего реально полезного для нас до сего времени не принесло. В будущем оно сулит нам неизбежно вооруженное столкновение с Германией…

Жизненные интересы России и Германии нигде не сталкиваются… Будущее Германии – на морях, т.е. именно там, где у России, наиболее континентальной из всех великих держав, нет никаких интересов. …разгром Германии – в области нашего товарообмена – для нас невыгоден…

Война потребует таких огромных расходов, которые во много раз превысят более чем сомнительные выгоды… Финансово-экономические последствия поражения… отразятся полным развалом всего нашего народного хозяйства. (В случае нашей победы) вконец разоренная Германия не будет в состоянии возместить нам понесенные издержки, покрыть наши военные расходы… То немногое, что, быть может, и удастся с нее сорвать, придется делить с союзниками…

В побежденной стране неминуемо разразится социальная революция, которая, силой вещей, перекинется и в страну-победительницу. Особенно благоприятную почву для социальных потрясений представляет Россия, где народные массы, несомненно, исповедуют принцип бессознательного социализма… Крестьянин мечтает о даровом наделении его чужой землей, рабочий о передаче ему всего капитала и прибыли фабриканта. И… стоит только правительственной власти безвозбранно допустить агитацию в этом направлении, Россия неизбежно будет ввергнута в анархию, пережитую ею в приснопамятный период смуты 1905-1906 годов…»

1. Какие причины, по мнению автора, свидетельствуют о невыгодности сближения России и Англии?

2. К каким последствиям, по мнению автора, могла привести война с Германией?  

 

Задание 2.   Прочитайте отрывок из правительственного указа о реформе в стране и ответьте на вопросы.

1. “…Каждый домохозяин, владеющий надельной землёй на общинном праве, может во всякие времена требовать укрепления за собой в личную собственность причитающуюся ему часть из означенной земли.

2. В обществах, в коих не было переделов в течение 24 лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоявшие в его постоянном (не арендном) пользовании…”

А) Назовите, когда, с какой целью и  кем проводилась?

Б) Дайте характеристику содержания описываемой реформы.

В) Каковы значение и последствия данной реформы на ваш взгляд?                                      

                                     

 

 

Билет № 4

1. Борьба Руси против иноземных захватчиков в ХIII в.

Задание 1. Используя атлас, выполните задания.

1)Обозначьте, используя карту «Борьба против иноземных захватчиков в XIIIвв.», границу русских княжеств в начале XIIIв., завоевательные походы монголо-татар, места важнейших сражений.

2)Отметьте города, оказавшие наиболее упорное сопротивление монголо-татарским завоевателям.

3)На схеме «Ледовое побоище» обозначьте ход битвы и расскажите о ней.

 

2. Культура России в начале ХХ в.

  Задание 1. К какому направлению можно отнести приведенные ниже стихотворные строки.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

 Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

       А.Блок

 

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко тупое, всегда безобразное,

 Медленно рвущее, мелко-нечестное,

 Скользкое, стыдное, низкое, тесное.

            З.Гиппиус

 

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

                 К.Бальмонт

Дайте характеристику этому литературному направлению. Какие исторические события, явления способствовали появлению подобных настроений?   

                                   

                                    Билет № 5

1. Куликовская битва и её историческое значение.

Задание 1.

Используя карту «Образование Российского централизованного государства» и схему Куликовская битва, обозначьте ход битвы, места расположения войск. Расскажите о результатах битвы и её значении.

Нанесите на карту названия городов, границы Московского княжества при Данииле и  в     1462г. Обозначьте место Куликовской битвы и покажите путь к нему русского войска.

 

2.1917 год: падение самодержавия. Кризисы власти.

Задание 1.  Составьте характеристику изображенного на портрете человека.

 

5) Фамилия, имя, отчество.

6) Образование.

7) Характер.

8) Чем прославился в русской истории.                                   

 

                                  Билет № 6

1.Культура и быт населения Руси в ХIV-ХVI вв. Памятники литературы, зодчества, живописи.

Задание 1.   Выберите крестово-купольные и шатровые храмы

 

Задание 2.

Назовите архитектурные стили. Какие из предложенных памятников русской архитектуры были созданы в XV – начале XVI века? Назовите известные вам архитектурные детали.

 

 

 

Задание 3

Назовите имя художника, о котором говорится в тексте. Какие картины принадлежат кисти этого художника?

Точная дата его рождения не известна. Его юность пришлась на ту пору, когда над Русью просияла Куликовская победа. Став зрелым мастером, он принял монашество. Его любимые краски – голубая, вишневая, розовая, - были необыкновенно насыщенными. В XVI веке Стоглавый собор возвел его главный шедевр во всеобщий образец, предписав писать святой образ так, как это делал он. В 1988 году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

 

 

 

 

2.Октябрь 1917 г. Создание Советского государства. Брестский мир.


Задание 1.

Ознакомьтесь с фрагментом документа. Укажите название этого документа, когда он был принят, дайте краткую характеристику политической ситуации в России в этот период.

«Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран,- миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержении царской монархии,- таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций…»

 

Задание 2. Сравните причины российских революций 1905-1907гг. и 1917г., укажите, что, было общим, а что – различным.

 

                                Билет № 7

1. Народные движения России в ХVII-ХVIII вв.

Задание 1.

Пользуясь картой «Восстания в России в 40-70-х годах XVII в.»:

А) Обозначьте территорию, охваченную крестьянской войной в 1670-1671 гг.

Б) Покажите стрелками поход С.Разина в 1670г. и отступление на Дон, действия царских войск против восставших.

В) Укажите города, занятые восставшими; народы, принявшие участие в крестьянской войне.

 

Задание 2. Обозначьте на карте район, охваченный крестьянской войной в 1773-1775; населённые пункты, взятые повстанцами; действия царских и повстанческих сил. Назовите предводителя этой крестьянской войны. Кто правил Россией в это время?

 

Задание 3.  Сравните крестьянские войны под предводительством С.Разина и Е.Пугачева (причины, территорию, состав восставших, организацию, последствия и др.) и сделайте на основании сравнения выводы.

 

2. Россия в годы Гражданской войны и иностранной интервенции.

Задание 1. Прочитайте документы и сформулируйте не менее трёх причин поражения белых армий в гражданской войне.

  1. Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура… Против красной диктатуры нужна была белая ”концентрация власти”. Белое движение – является движением монархическим и консервативным, но оно прежде всего национальное движение … Партиям служить мы не хотели. Из письма П.Врангеля 1924 г.
  2. Наше дело проиграно. Неужели же России нужен большевизм, неужели идея национализма побеждена идеей интернационализма только потому, что вся примешанная к нам грязь и накипь превратили нас защитников интереса класса помещиков против большевиков, выдающих себя за защитников интересов рабочих и крестьян … Мы проиграли только потому, что скверно играли и только. Н.Львов. Белое движение 1924 г
  3. Войну с большевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие народных масс…Проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу … и тем давали оружие для большевистской агитации и местных самостийников. В.Шульгин 1919 г
  4. Ни одно из антибольшевистских правительств … не сумело создать гибкий и сильный аппарат, могущий стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать… Большевики тоже не захватили народной души … но бесконечно опережали нас в темпе своих действий, в энергии, подвижности и способности принуждать. Мы, с нашими старыми приёмами, старой психологией, старыми пороками военной и гражданской бюрократии, не поспевали за ними…

 

Задание 2. Какую позицию заняли бы вы, если бы вам пришлось писать сочинение на тему «Герои Гражданской войны»? Бывают ли на гражданской войне герои?

 

 

                                Билет № 8

1. Российское государство при Иване IV Грозном.

Задание 1.

Используя карту «Российское государство во второй половине XVI века»:

1. Обозначьте территорию Российского государства середине XVI в. и в конце XVI века.

2. Отметьте результаты Ливонской войны: территории занятые русскими войсками, города героически державшие оборону, походы польско-литовских и шведских войск, территории, отошедшие к Речи Посполитой и Швеции.

3. Покажите на карте поход Ермака в Сибирь.

 

Задание 2.

Заполните таблицу «Внешняя политика Ивана Грозного и Фёдора Ивановича».

                                            

Войны и походы.   Результаты.
   

 

Задание 3.

Составьте схему управления Россией в середине XVI века.

 

2.Экономическая и социальная политика большевиков в 1917-1918 гг. «Военный коммунизм».

 

Задание 1.

Сделайте подписи к портретам и охарактеризуйте их деятельность.

 

 

                         

                            

 

Задание2. Заполните сравнительную таблицу.

Линии сравнения Политика «военного коммунизма» Новая экономическая политика
Основная экономическая задача    
Мероприятия в области сельского хозяйства    
Мероприятия в области промышленного производства    
Мероприятия в области товарно-денежных отношений    
Мероприятия в области трудовых отношений    

 

                                 Билет № 9

1. Пётр I и его преобразования в первой четверти ХVIII в.

Задание 1.

Прочитайте отрывки из документов петровского времени. Какие меры предпринимал Петр I для развития мануфактурной промышленность?

 «…Соизволяется всем и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, чистить всякие металлы…» «Помещики или владельцы тех земель, в которых руды изобрящутся (найдутся), имеют наперед в сих позволение по устроению тех заводов, когда заранее о том востребует. Против же тех, которые изобретенные руды утаят, и доносить об них не будут, или другим в сыскании, устроении тех заводов запрещать и мешать будут, объявляется наш жестокий гнев, неотложное телесное наказание и смертная казнь и лишение всех имений, яко непокорливому и презирателю нашей воли и врагу общенародной пользы.»

«Кто в своих землях полезные металлы… сыщет, и объявит Берг-коллегии, и похощет завод построить, тому дается из коллегии, по доброте руд смотря, в займе денег на строение… Позволяется нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхетству (дворянству), так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать… дабы те деревни всегда были уже при заводах неотлучно… Тех деревень без заводов никому не продавать и не закладывать… разве кто похочет для необходимых своих нужд те деревни и с теми заводами продать.»

 

  Задание 2.

Составьте характеристику изображенного на портрете человека.

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Образование.
  3. Характер.

4. Чем прославился в русской истории.

2. Советская страна в годы НЭПа. Образование СССР.

Задание 1. Заполните сравнительную таблицу.

Линии сравнения Политика «военного коммунизма» Новая экономическая политика
Основная экономическая задача    
Мероприятия в области сельского хозяйства    
Мероприятия в области промышленного производства    
Мероприятия в области товарно-денежных отношений    
Мероприятия в области трудовых отношений    

Задание 2.  Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

«Из тезисов ЦК РСДРП «Политическое положение и задачи социал-демократии»

3 декабря 1921г.

Сохранение существующего режима партийной диктатуры и политического бесправия приводит к тому, что новая экономическая политика, к тому же провозглашенная с запозданием, в момент полного хозяйственного развала и исчерпания всех запасов в стране и на деле проводимая непоследовательно, при сопротивлении и саботаже со стороны части коммунистов, не может дать значительных результатов. Отсутствие правовых гарантий и гражданских свобод препятствует притоку в промышленность частного капитала – иностранного и русского. Неизбежный и санкционированный властью рост мелкобуржуазных и капиталистических тенденций принимает уродливые, спекулятивные и хищнические формы, устраняющие возможность деятельного государственного регулирования и контроля. Эти тенденции пропитывают, разлагают государственный аппарат и господствующую партию».

1) О каких экономических противоречиях НЭПа идет речь в документе меньшевистской партии?

2) В чем видят меньшевики корни этих противоречий?

3) В чем они видят их негативные последствия?

 

Задание 3.

Покажите на карте республики, подписавшие договор о создании Союза Советских Социалистических Республик. Назовите дату подписания договора.

Расскажите об изменении территории СССР с момента образования до мая 1941 года и покажите на карте эти изменения.

 

 

         

 

Билет № 10

1. Культура и быт народов России в ХVIII в. (просвещение и наука, архитектура, скульптура, живопись, театр).

2. Партия большевиков и формирование режима личной власти в 1920-ые годы.

Задание 1.

Сделайте подписи к портретам и охарактеризуйте их деятельность.

 

                         

 

 

                              Билет № 11

1. Внешняя политика России в ХVIII в. (направления, результаты). Русское военное искусство.

Задание 1.

Составьте «Календарь важнейших сражений А.В.Суворова». Покажите их на карте.                                                                                                                                                                                                                           

 

2. Культура и наука в СССР в 1920-30-ые годы.

Задание 1.

Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

Из воспоминаний наркома просвещения А.В.Луначарского:

«Руководствовался Владимир Ильич двумя соображениями. Одно из них он сразу назвал: «Неловко, говорил он, содержать за большие деньги такой роскошный театр, когда у нас не хватает средств на содержание самых простых школ в деревне». Другое соображение было выдвинуто, когда я на одном из заседаний оспаривал его нападение на Большой театр. Я указывал на несомненное культурное наследие. Тогда Владимир Ильич лукаво прищурил глаза и сказал: «А все-таки это кусок чисто помещичьей культуры, и против этого никто спорить не может».

Из воспоминаний Л.Д.Троцкого:

«В Ленине было очень могучее чувство преемственности того дела, которое он выполнял. Как великий революционер, он понимал, что значит историческая традиция. Останемся ли у власти или будем сброшены, предвидеть нельзя. Надо при всех условиях внести как можно больше ясности в революционный опыт человечества… Ленин нетерпеливо требовал скорейшего издания классиков социализма и материализма на русском языке. Он добивался, чтобы как можно больше поставлено было революционных памятников, хотя бы самых простых, бюстов, мемориальных досок во всех городах, а если можно, то и в селах: закрепить в воображении масс то, что произошло; оставить как можно более глубокую борозду в памяти народа».

1) Каковы были принципы большевистской политики в области культуры в 20-х гг.?

2) Каковы были ленинские приоритеты в области культуры?

 

 

                             Билет № 12

1. Россия на рубеже ХVI-XVII вв. Смута.

Задание 1.

Используя карту «Смутное время в России»,

  1. Обозначьте поход Лжедмитрия I на Москву и места важнейших сражений.

Обозначьте поход Лжедмитрия II.

 2. Обведите границы территорий, оккупированных польскими и шведскими феодалами.

  3. на схеме «Освобождение Москвы в 1612г» обозначьте боевые действия ополченцев и интервентов, расскажите о событиях освобождения Москвы.

4. Различными цветами обозначьте территории, которых лишилась Россия по Столбовскому миру, по Деулинскому перемирию.

 

 

2. Политика индустриализации в СССР в 1920-30-ые годы.

Задание 1.

Заполните таблицу «Последствия форсированной индустриализации»

 

Позитивные Негативные
     

 

                                   

Билет № 13

 

1. Отечественная война 1812 год.

Задание 1.

Прочитайте высказывания историков и ответьте на вопросы.

«Вступление на престол императора Александра было самое благодатное: он прекратил царства ужаса, уничтожил Тайную канцелярию, восстановил права Сената, дворянства и человечества, отменил строгую и, разумеется, нелепую и бестолковую цензуру. Россия отдохнула» (Н.И. Греч, журналист, писатель).

«Александровская эпоха завершилась, как и началась, насилием. Обещание радикальной реформы, возвещенное в 1801 г., было заблокировано упорным стремлением Александра полностью сохранить свою самодержавную власть. Предложениям Сперанского, которые могли открыть путь конституционной монархии, основанной на законе, не был дан шанс. Крепостничество и самодержавие сохранились как неколебимые основы российской имперской системы» (Д.Мак-Кензи и М.Курран, историки).

1.     Сравните эти оценки и выделите главную идею каждой из них.

2. Какая из позиций вам представляется более достоверной и обоснованной,
соответствующей историческим реалиям?

3. Какие из заслуг Александра I вы поставили бы на первое место и почему? Какими вам представляются личность Александра I, его характер? Что привлекает и что отталкивает вас в нем?

 

Задание 2.        Назовите героев 1812 года, изображенных на портретах, и расскажите об их подвигах.

 

      


Задание 3.

Среди историков нет единого мнения о том, чем является для России Бородинская битва – победой или поражением. Познакомьтесь с данными о потерях в Бородинской битве и мнениями историков. С какими мнениями вы не согласны, почему? Выскажите свою точку зрения: кто победил при Бородино?

Потери:

- французской армии: 30-58,5 тысячи человек (23% личного состава);

- русской армии – 38,5 -44 тысячи человек (25% личного состава).

 

«Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву» (Б.С.Абалихин).

 

«Победа моральная была бесспорно. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки больше, чем французской» (Е.В.Тарле)

 

«То была победа нравственная, но еще оставалась не решенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией» (А.З.Манфред)

 

«Действительно, с точки зрения материальной Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции» (Н.А.Троицкий)

Задание 4.  Используя карты атласа, выполните следующие задания.

1.    Обозначьте (покажите) расположение русской армии на западной границе России к моменту начала войны 1812 года. Назовите фамилии командующих 1, 2 и 3-й армиями.

2. Отметьте стрелками (покажите) движение войск Наполеона.

3. Укажите (назовите) даты и места крупнейших сражений в период отступления русской армии.

4. Обозначьте стрелками (покажите) направления контрнаступлений русских войск и отметьте (назовите) наиболее важные сражения.

 

2. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1930-ые годы. Оформление тоталитарного режима.

Задание 1.

Прочитайте документы и сформулируйте не менее трёх черт тоталитарного режима в СССР

1 Режим невиданного террора и колоссального шпионажа, осуществляемых посредством необычайно централизованного и вместе с тем разветвлённого гигантского аппарата, сосредоточившего в своих руках все материальные ресурсы страны и поставившего в прямую зависимость от себя физическое существование десятков миллионов людей,- вот главная основа диктатура Сталина. Платформа “союза марксистов-ленинцев”

(“группа Рютина“)1932г.

2 Русское коммунистическое государство есть единственный в мире сейчас тип тоталитарного государства, основанного на диктатуре миросозерцания… Новое русское коммунистическое государство … имеет корни в верованиях народа, в новые верования рабоче-крестьянских масс …Революция создала тоталитарное коммунистическое царство и в этом царстве угас революционный дух, исчезли свободные искания. Н.А.Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма. 1937г

3 Бездарные граммофоны славословят Вас, как полубога, рождённого от луны и солнца, а Вы, как восточный деспот, наслаждаетесь фимиамом грубой лести. Ф.Ф.Раскольников. Открытое письмо Сталину. 1939г

 

 

 Задание 2.

 Проанализируйте данные диаграмм об изменении социального состава российского общества и сделайте выводы

 

 

Г.

Г.

                             

         

Крестьяне и ремесленники 66,7%


                               

 

 


Билет № 14

1. Движение декабристов. 14 декабря 1825 г.

Задание 1.

Составьте анкету «типичного» декабриста, указав в ней возраст, сословную принадлежность, образование, служебное положение, участие в событиях начала XIX века, политические симпатии и нравственные качества. Используйте при составлении анкеты статистические данные.

 

Годы рождения: от 1775 до 1808. Самому старшему декабристу могло быть 50 лет, младшему – 17.

Происхождение: 174 потомственных дворянина, 3 из духовенства, 1 из купцов, 1 из крестьян.

Образование: 72 человека закончили военные, 38 – гражданские учебные заведения, 18 декабристов закончили Московский университет, 2 – Петербургский, 4 – Царскосельский лицей, 35 – кадетские корпуса, 22 – Пажеский корпус, 2 - зарубежные университеты. Остальные получили домашнее образование.

Служебное положение: 636 военных, из них 280 нижних чинов, 1 генерал-лейтенант, 8 генерал-майоров, 49 полковников, 66 человек состояли на гражданской службе, имели чины от 3 до 14 класса.

 

Анкета

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Происхождение____________________________________________________

Образование_______________________________________________________

Служебное положение_______________________________________________

Участие в событиях XIX века_________________________________________

Политические симпатии______________________________________________

Качества личности___________________________________________________

 

 

2. Политика коллективизации в СССР в 1930-ые годы.

Задание 1.

Заполните таблицу «Последствия политики сплошной коллективизации»

 

Позитивные Негативные
     

 

Задание 2.

  Прочитайте отрывок из дневника ученого-экономиста А.Г.Соловьева и ответьте на вопросы.

«26 апреля 1933 г. Со станции Кавказская из Кубани приехала сестра в гости. Рассказывает про тяжелую обстановку. Обильный всегда край теперь в голоде. Ни в магазинах, ни на базаре ничего нет. На улицах истощенные люди умирают от голода. Станицы поросли бурьяном. Многие жители сосланы. Опустевшие дома заселяются приезжими из северных районов крестьянами, вступившими в колхозы. Работа в колхозах не налажена. Вероятно, несколько преувеличено. Но, по-видимому, временно такое положение было неизбежно. А, может быть, можно было избежать?»

1) Каковы были причины массового голода в 1932-1933 гг.?

2) Как бы вы ответили на вопрос, заданный самому себе ученым-экономистом?

3) Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация советской деревни? Аргументируйте свой ответ.

 

                                 Билет № 15

1. Общественная мысль в России во второй четверти ХIX в. Западники и славянофилы.

Задание 1.

Французский путешественник, маркиз Астольф де Кюстин, посетивший Россию по приглашению Николая 1, написал книгу о ней. «Россия, думается мне, единственная страна, где люди не имеют понятия об истинном счастье… Россия – котел с кипящей водой, котел, крепко закрытый, но поставленный на огонь, разгорающийся все сильнее и сильнее. Я боюсь взрыва».

Приведите по 10 аргументов (можно и больше)

 А) в пользу и против предложенного суждения;

 б) по выбору – в пользу или против суждения.

 

Задание 2.

В.О.Ключевский назвал споры западников и славянофилов «богатырскими битвами». Сравните их позиции, заполните таблицу.

 

Направления общественной мысли Отношение к крепостному праву Государственное устройство России Исторический путь России
Западники      
Славянофилы      

 

2.Внешняя политика СССР в 1920-30-ые годы.

Задание 1.

Заполните сравнительную таблицу.

 

Основные задачи советской внешней политики

В какой области 1928-1933гг. 1933-1938гг.
По линии Коминтерна    
В области межгосударственных отношений    
В области экономического сотрудничества с западными странами    

 

 

Задание 2.

18 апреля 1927г. Председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: «Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран».

Ответьте на вопросы.

1. Как вы думаете, какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

2. Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?

                          

Билет № 16

1. Развитие промышленности и сельского хозяйства в России в первой половине XIX в.

 Задание 1.

 При Николае I в России было построено 979 верст железнодорожных линий. Крупнейшая из них (604 версты) соединила Санкт-Петербург и Москву. На строительство Николаевской железной дороги было затрачено 72 371 780 рублей. Оцените, к какому году должны были бы окупиться затраты на строительство дороги, если бы среднегодовые доходы держались на уровне тех, которые были в 1852-1856.

 

Перевезено

Получено (рублей)

Пассажиров

В вагонах 1 и 2 класса 474 255 3 428 028
В вагонах 3 класса 772 141 1 901 518
В товарно-пассажирских вагонах 2 997 424 3 816 791
Войск 836 534 -

Грузов

Багажа (в пудах) 1 439 228 748 345
Товаров (в пудах) 74 372 458 14 218 733

 

 

 Задание 2.

 Сопоставьте высказывание современников и историков о Николае I и его эпохе.

«Никто лучше, как он не был создан для роли самодержца…  Повсюду вокруг него в Европе под веянием новых идей зарождался новый мир, но этот мир индивидуальной свободы и свободного индивидуализма представлялся ему во всех своих проявлениях лишь преступной и чудовищной ересью, которую он был призван побороть, подавить, искоренить во что бы то ни стало, и он преследовал ее» (А.Ф.Тютчева).

«Николай, подозрительный, холодный, упрямый, безжалостный, лишенный величества души, - такая же посредственность, как и те, что его окружали…Казарма и канцелярия стали главной опорой николаевской политической науки. Слепая и лишенная здравого смысла дисциплина в сочетании с бездушным формализмом… Таковы пружины знаменитого механизма сильной власти в России» (А.И.Герцен).

«Царствование Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после великой разрухи Сметного времени» (В. О. Ключевский).

«Россию можно сравнить с арлекинским платьем, которого лоскутки сшиты одной ниткой, - и славно, и красиво держатся. Эта нитка есть самодержавие. Выдерни ее, и платье распадется» (Л. В. Дубельт)

 

Задание 3.

Используя атлас по истории России XIX века, выполните следующие задания.

1) Обведите границы Российской империи к началу XIX века.

2) Отметьте различными цветами районы, в которых были наиболее развиты текстильная промышленность, металлургия и торговля. Подпишите названия городов центров этих районов.

3) Условными знаками отметьте, какие виды промышленного производства            существовали на территории вашего края в первой половине XIX века.

 

2. Великая Отечественная война: основные этапы и сражения. Роль СССР во Второй мировой войне.

Задание 1.

Соотнесите названия конференций “большой тройки”, даты их проведения и вопросы, обсуждавшиеся на них.

 

1 Потсдамская   2 Тегеранская   3 Ялтинская   А.Февраль 1945г     Б.июль-август 1945 года   В. ноябрь-декабрь 1943 1 открытие второго фронта; границы Польши после войны и взаимоотношения советского правительства и польского эмигрантского правительства; послевоенное устройство Германии; создание ООН. Решение о присоединении СССР к борьбе союзников против Японии. 2 согласование принципов безоговорочной капитуляции Германии. Вопросы послевоенного устройства Германии, предусматривающие ликвидацию нацистской партии, роспуск вермахта, установление контроля над германской военной промышленностью и наказание военных преступников; окончательное решение вопроса об участии СССР в войне против Японии и присоединении к нему Южного Сахалина, Курильских островов и возвращение прав на Порт-Артур; о границах Польши. 3 Учреждение Совета министров иностранных дел в Европе. Осуществление верховной власти в Германии через Контрольный Совет в составе главнокомандующими оккупационными силами СССР, США, Великобритании и Франции. Учреждение военного трибунала над главными военными преступниками. Подтверждение передачи СССР части Восточной Пруссии с Кенигсбергом и возвращение значительной части побережья Польше.

 

 Задание 2.

Выполните задания по карте:

3. Укажите районы сосредоточения, направления главных ударов, линии максимального продвижения противника в 1941 году.

4. Покажите основные операции, успешно проведенные Красной Армией в 1943г., 1944г., 1945г.

5. Назовите и покажите на карте города-герои.

6. Покажите линии фронтов на

А) 19 ноября 1942г.

Б) конец марта 1943г.

В) конец 1944г.

Задание 3.

 Составьте проект организации поиска и сбора материалов о своём земляке - участнике Великой Отечественной войны. К каким источникам необходимо обратиться? Где, у кого искали бы интересующие вас сведения, документы?

 

                              

Билет № 17

1. Положение сословий в Российской империи в первой половине XIX в.

 Задание 1.

 Перед вами статистическая таблица составленная в 1818 году профессором Петербургского университета К. И. Арсеньевым. Внимательно проанализируйте ее. По какому принципу К. И. Арсеньев разделил взрослое мужское население России? Какие принципы, отличные от предложенного им, можете предложить вы?

 

Социальный состав населения России в начале XIX в.

Категория населения 1812 г. 1816 г.
ОБЩЕЕ ЧИСЛО ПРОИЗВОДЯЩЕГО КЛАССА 18 956 000 17 852 000
Купцов Мещан Вольных людей Казенных крестьян Удельных крестьян Помещичьих крестьян Разных ведомств крестьян 119 000 750 000 130 000 6 700 000 570 000 10 500 000 180 000 85 000 740 000 97 000 6 400 000 550 000 9 800 000 180 000
НЕПРОИЗВОДЯЩЕГО КЛАССА ЖИТЕЛЕЙ 2 000 000 2 000 000
Дворянства Духовенства Военных Разночинцев и служащих всякого рода 225 000 215 000 1 000 000 750 000  

 

2.Великая Отечественная война: советский тыл, оккупация, сопротивление. Итоги и уроки победы СССР в войне.

Задание 1.

Составьте проект организации поиска и сбора материалов о своём земляке - труженике тыла в годы Великой Отечественной войны. К каким источникам необходимо обратиться? Где, у кого искали бы интересующие вас сведения, документы?

 

 

Задание 2.

Историку нужно уметь работать с различными историческими источниками. Перед вами изображения медалей, учрежденных в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Ваша задача – извлечь максимум информации о Великой Отечественной войне. Свои выводы и предположения представьте в форме списка.

                           

«За оборону Одессы» За оборону Советского Заполярья» «За взятие Вены»          

 

 

                            

«За освобождение Белграда» «За оборону Москвы» «Партизану Отечественной войны»                                                                                                                                                                                                        

 

                         

«За доблестный труд      «За победу над Германией   «За оборону

в Великой Отечественной в Великой Отечественной  Ленинграда»

войне 1941-1945 гг.»        войне 1941-1945 гг.» 

 

 

                                     

 

 

Билет № 18

2.Развитие культуры, науки и техники в России в первой половине XIX в.

Задание 1.   

Составьте развёрнутый план исторических условий развития и достижений культуры России в XIX в.

 

 

Задание 2.

Перед вами модель здания в стиле, который господствовал в первой половине XIX века. Как называется этот стиль? Надпишите названия архитектурных деталей, обозначенных цифрами.

 

 

  

 

Из предложенных зданий выберите те, которые относятся к этому архитектурному стилю.

 

 

 

2.СССР в середине 1940-ых – середине 1950-ых годов. Апогей сталинизма.

Задание 1.

Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

«Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21.02.48г.

Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания направлять по назначению Министерства государственной безопасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности».

 

«Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.11.48г.

За самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения… виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ».

1)Как вы думаете, чем можно объяснить появление такого указа именно после окончания войны?

2) Прочтите перечисленные категории «врагов народа», приведенные в указе. Какие из появившихся в ходе и после окончания войны в нем отсутствуют?

3) Чем вы можете объяснить увеличение численности заключенных в лагеря и тюрьмы после войны по политическим мотивам?

 

Задание 2.

Составьте сочинение-миниатюру о послевоенном общественно-политическом климате в советском обществе от лица одного из его представителей (представителя партийно-государственной номенклатуры, военного деятеля, председателя колхоза, рабочего, колхозника, представителя городской интеллигенции).

 

 

                                 Билет № 19

1. Отмена крепостного права в России. Реформы 1960-70-ых годов XIX в., их значение.

 Задание 1.

 Прочитайте высказывания историков и поэта о царствовании Александра II

«По своему мировоззрению, характеру, темпераменту Александр II не был реформатором. Он стал им в силу обстоятельств, не обладая способностями и достоинствами крупного государственного деятеля. В главном деле своего царствования… он … не будучи сам либералом по убеждениям, в конечном счете подчинил проведенные преобразования интересам сохранения самодержавия, отождествляя их с интересами России» (Л. Г. Захарова).

«В продолжение столетий, предшествовавших 19 февраля 1961 г., у нас не было более важного акта; пройдут века, и не будет акта, столь важного, который бы до такой степени определил собою направление самых разнообразных сфер нашей жизни» (В. О. Ключевский).

 

Ты взял свой день… Замеченный от века

Великою Господней благодатью –

Ты рабский образ сдвинул с человека

И возвратил семье меньшую братью….

                   Ф. И. Тютчев

 

 Задание 2.

 Перед вами письма двух помещиков. Накануне отмены крепостного права они размышляют о проектах освобождения крестьян. Чье мнение, на ваш взгляд более соответствовало исторической действительности? Почему?

«Чем более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее».

«ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права. Я их читал со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится…  Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор».

 

 

 Задание 3.

 Прочитайте фрагмент из книги К. И. Арсеньева «Крепостность землевладельцев есть также великая преграда для улучшения состояния земледелия… Доказано, что земля, возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакого качества, обработанная крепостными. Истина неприложная, утвержденная опытами многих веков протекших, что свобода промышленника и промыслов есть самое верное ручательство в преумножении богатства частного и общественного и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надежнейшего средства, как совершенная, неограниченная ничем, гражданская личная свобода, единый источник величия и совершенства всех родов промышленности».

Сторонником или противником крепостного права был профессор Арсеньев? Какие аргументы в поддержку своей позиции он приводит?

 

2. Попытка десталинизации в СССР. ХХ съезд КПСС.  «Оттепель» середины 1950-ых – середины 1960-ых годов.

Задание 1.

 Прочитайте один фрагмент из письма учительницы М.Николаевой Н.С.Хрущёву, написанного в 1956 году.

“…..Мы сердечно рады тем изменениям, которые произошли после марта 1953 года. Но пока мы живём для будущего, но не для себя. Всем должно быть понятно, что одним энтузиазмом не проживёшь…  С продовольствием по всей стране туго …Мы, Россия, везём мясо из Новой Зеландии! Посмотрите на колхозные дворы – разорение…Товарищ Хрущёв! Вы смелый человек,возьмите на себя ещё раз смелость, скажите прямо, что 26-летний опыт показал, что колхозы себя не оправдали нужна иная форма организации сельского хозяйства.Необходима материальная заинтересованность,чтобы выгоды от новой формы хозяйствования сказались в первый же год.

…..Давайте проведём настоящие выборы. Давайте выбирать тех людей, которых выдвигает масса, а не списки, пущенные сверху. ….Без сменяемости руководства бюрократизм будет вечно процветать и не будет никакой критики. Надо сказать, что критики у нас ещё нет даже внутри партии”.

1.Какие негативные черты в жизни Советского Союза она выделяет

  1. в экономике,
  2. в общественно-политической жизни.

2.Каково ваше отношение к эпохе Н.С.Хрущева?

 

Задание 2.

Ознакомьтесь с приведенными данными и ответьте на вопрос.

Данные о реабилитации жертв  сталинского времени

1953-1955гг. -7679 человек.

1956-1961 гг. – около 700 тысяч человек.

1962-1964 гг. – 356 человек.

Чем вы можете объяснить такую динамику процесса реабилитации?

                                      Билет № 20

1. Изменение положения сословий, социальных групп в России во второй половине XIX в

Задание 1.

Используя данные статистической таблицы, выделите группы губерний с преобладанием барщинных и с преобладанием оброчных крестьян. Помещики каких губерний в большей степени поддерживали проекты освобождения крестьян от крепостной зависимости? Почему?

Барщина и оброк в помещичьих имениях в 1858 г.

Губернии % оброч. кр-н % барщ. кр-н Губернии % оброч. кр-н % барщ. кр-н
Костромская 87,5 12,5 Тверская 41 59
Ярославская 87,4 12,6 Рязанская 38 62
Вологодская 84 16 Орловская 28 72
Олонецкая 72 28 Смоленская 27 73
Владимирская 70 30 Тульская 25 75
Московская 68 32 Пензенская 25 75
Нижегородская 68 32 Курская 24,5 74,5
Калужская 55 45 Псковская 23 77
Новгородская 45,6 54,4 Тамбовская 22 78
Воронежская 45 55      

 

 

Задание 2.

Используя атлас, выполните следующие задания:

  1. Отметьте, используя карту «Экономическое развитие России с

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: