В-31. Структура этнопсих-их хар-ик народа. Психол-ая хар-ка этнических групп, прожив-их на тер-рии РМЭ

Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук.

Под государственной регистрацией мы понимаем перепись населения 2002 года, которая зафиксировала, в Марий Эл 56 тысяч человек назвали себя луговыми марийцами, а 19 тысяч – горными.

Для отечественного образования поликультурность означает организацию и функционирование в регионах страны системы общеобразовательной школы с различным в языковом, культурном и духовном отношении составом учащихся.
Национальный состав республики разнообразен: русские, мари, татары, чуваши, удмурты, мордва, украинцы и др., всего более 50 национальностей с преобладанием двух больших групп: мари 42,9% и русские 47,5%, 6% составляет татарское население. При этом представителей титульной нации среди сельского населения - 69,9%, русских – 22,8%, татар – 4,8%, чувашей – 0,9%. Поликультурное образовательное пространство Республики Марий Эл как территориально обозначенное пространство, отражающее специфические характеристики этнического многообразия, является универсальной образовательной средой социализации детей разных национальностей.
Основные принципы регулирования общественных отношений в области использования и развития языков в государственно-управленческой, социально-экономической и культурно-образовательной сферах определены в Законах Республики Марий Эл «О государственных языках Республики Марий Эл» (1995) и «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл» (2001).
При сохранении установленной в начале 1990-х годов структуры регионального образования сегодня произошло значительное изменение его содержания, что можно показать на примере Республики Марий Эл, где к 1992 году в основном сложилась структура национально-регионального образования, действующая по настоящее время.
Марийский язык, получив статус государственного языка в пределах республики, вошел в учебный процесс в новом качестве. В итоге в национально-региональном компоненте образования, наряду с «Марийским языком и литературой», появился «Марийский (государственный) язык». Третьим предметом региональной части Базисного учебного плана Республики Марий Эл стала «История и культура народов Марий Эл», задачи которого – через изучение истории и культуры «титульного» народа республики воспитывать устойчивое позитивное этническое самосознание детей мари, уважительное отношение к историко-культурному достоянию народов, проживающих на территории Марий Эл. Идеология предмета соответствовала времени, общим тенденциям, присущим процессу национально-государственного строительства в стране и, в частности, национальных регионах.

Движение горных марийцев все более дистанцируется от движения луговых и все активнее подчеркивает особую историческую судьбу горных марийцев и их культурную специфику.

Однако, все названные движения нельзя считать движениями за культурное самоопределение, ибо они используют этничность как политический ресурс. При этом в каждом случае новые этнические идентичности выступают в качестве инструментов для достижения разных политических целей, содержание и масштаб которых существенно расходятся.

В Республике Марий Эл процесс формирования новых этнических идентичностей не носит столь революционного характера, как в вышеприведенных случаях, но он выражен довольно определенно и его политическая мотивированность также очевидна.

У нынешних властей республики сложились довольно напряженные отношения с общемарийским национальным движением, которые в последние несколько лет приобрели характер открытой конфронтации. Ситуацию осложняет то обстоятельство, что на марийскую ситуацию пытаются оказывать влияние внешние акторы в лице определенных политических сил в Эстонии, Финляндии, Венгрии и структур ПАСЕ. Это заставляет власти искать союзников внутри марийского движения и конструировать «защитные барьеры» с помощью этничности. Марийское движение все очевиднее раскалывается и на сторону власти встает та его часть, которая призвана отражать интересы горных марийцев. В результате усиливается и культурная дифференциация внутри марийского этноса. Если представители луговых марийцев заявляют, что марийцы есть единственный языческий народ Европы, что марийцы были насильно включены в состав Московского государства, то идеологи луговых марийцев говорят о противоположном. Они позиционируют горных марийцев как православный народ, как этническое сообщество, которое добровольно объединилось с Россией. При этом Горномарийский район Марий Эл символически позиционируется его руководством как особый анклав. Здесь утверждён свой флаг и герб, здесь активно используется этнокультурные особенности региона для интеграции местного сообщества и для маркирования культурных границ между различными частями марийского этноса. В результате в массовом сознании значительной части марийцев субэтническая идентичность начинает превалировать над общеэтнической, а культурная дистанция между горными и луговыми марийцами возрастает, создавая основу для полного культурного самоопределения субэтнических подразделений и признания ими себя самостоятельными народами.

Для власти эта ситуация выгодна, поскольку позволяет избежать консолидированного давления со стороны объединенного этнополитического движения, а потому она строит особые отношения с горномарийскими лидерами и вольно или невольно, но способствует политическому и культурному обособлению горных марийцев, а потому процесс этнической дифференциации марийцев, скорее всего, будет продолжаться и углубляться.

 

от нас. Если ожидаемое партнером распределение ролей нас устраивает, то мы играем ту роль, которую от нас ждут. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно скорректировать. Поскольку роль младшего, как правило, менее комфортна, то для предупреждения конфликтов человек должен избегать значительного психологического доминирования над партнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных.

Предупреждению конфликтов способствует поддержание при взаимодействии людей и социальных групп баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. В ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость от нас партнера не является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.

В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу личные услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что мы осознанно или подсознательно фиксируем услуги, которые оказали мы, и те, которые оказали нам. Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии людей чревато напряженностью в их взаимоотношениях и возможным конфликтом. Если человек оказал сослуживцу личную услугу (подмена другого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, «доставание билета», товара и пр.), а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается, что приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе — к конфликтам.

Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.

Пятый баланс, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в процессе работы. При оценке работы других людей (особенно подчиненных) человек чаще оценивает ее по тому, что подчиненному (или другому человеку) не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.

Говоря о балансах ролей, взаимозависимости в решениях и действиях, услуг, ущерба, самооценки и внешней оценки как предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом балансе. Потенциальной предпосылкой конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами допустимую величину

К позитивным функциям конфликтов относятся: 1) Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами; 2)Получение новой информации об оппоненте; 3)Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешними трудностями, внешним врагом; 4)Источник инноваций, стимулирование к изменениям и развитию; 5)Снятие «синдрома покорности» у подчиненных; 6)Создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социального контроля; 7)Нормотворчество, появление новых правил, форм поведени8)Создание новых информационных институтов; 9)Диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны; 10)Выявление управленческих проблем в организации (подразделении).

К негативным функциям конфликтов относятся: 1) Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте; 2)Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом: при частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта; 3)Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе; 4)Представление о побежденных группах как о врагах; 5)Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе; 6)После завершения конфликта — деструкция системы межличностных отношений, которые сложились прежде, проявляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть, нарушающие сложившиеся до конфликта взаимные связи — иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются; 7)Сложное восстановление деловых отношений; 8)Закрепление в социальном опыте личности и группы насильственного способа решения проблем: победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: