Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта

Ю.А. Веденин вместе со своими коллегами разработал информационно-аксиологический подход к изучению культурного ландшафта. Он заключается в исследовании культурного ландшафта как совместного произведения человека и природы, представляющего собой сложную систему материальных и духовных ценностей, обладающих высокой степенью экологической, исторической и культурологической информативности. Под культурным ландшафтом в рамках данного подхода понимается природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия

природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящий из характерных сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности.

Культурный ландшафт в рамках этого подхода рассматривается как исторически равновесная система, в которой природные и культурные компоненты составляют единое целое. При этом границы культурно-ландшафтных и природно-территориальных комплексов зачастую могут не совпадать. В зависимости от соотношения между информационной составляющей и ее носителями выделяется несколько групп ландшафтов. Среди них особый интерес представляют:

i. Группа ландшафтов, обладающих носителями ценной для мировой или национальной культуры, но еще не раскрытой информации. В качестве подгрупп выделяются:

a. ландшафты, где в качестве носителей информации могут рассматриваться потенциальные памятники материальной культуры (археологические, архитектурные, этнологические и другие подобные объекты), а также природные объекты как потенциальные носители ценной научно-познавательной информации (памятники геологии, гидрологии, биологии и т. п.);

b. ландшафты, где в роли носителей информации выступает местное население как создатель и хранитель определенных культурных ценностей, выраженных, прежде всего, в традициях, представлениях и знаниях, зафиксированных в устной народной культуре.

ii. Группа ландшафтов, обладающих носителями ценной для мировой или национальной культуры информации, зафиксированной средствами науки и искусства и распространенной среди специалистов и широкой публики. В этой группе ландшафтов так же, как и в первой, могут быть выделены две подгруппы:

a. ландшафты, основу которых составляют реальные объекты — носители ценной информации, выявленные учеными и краеведами; в роли такого рода объектов могут выступать как местное население, так и памятники истории, культуры и природы;

b. ландшафты, в основе которых лежит мифология, сформированная средствами искусства, религии, народного творчества и существующая как в виртуальном, так и в реальном измерении; связь между реальными объектами и их виртуальными образами может быть весьма относительной.

iii. Группа ландшафтов, существующих лишь в виртуальном мире. Это ландшафты, созданные воображением учёных, художников, писателей и не имеющие конкретных «прототипов» в реальном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: