РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Конституционное право
Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль): Государственно-правовой
Уголовно-правовой
Гражданско-правовой
Квалификация выпускника: Бакалавр
Форма обучения: Очная
Факультет: Юридический
Кафедра: Конституционного, международного права и политологии
Вологда
2017 г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Конституционное право» являются: получение студентами знаний об основных понятиях, необходимых для профессионального правового анализа действительности и конкретных ситуаций с позиций конституционализма; понимание смысла конституционализма и основных его проявлений, предназначения, природы и роли Конституции России в системе права, логики построения (организации) российского государства, важнейших принципов функционирования государственных и муниципальных органов (институтов); умение определить значение и основные проявления таких базовых для современной российской государственности понятий, как демократия, правовое государство, федерализм, права человека и гражданина; принципы взаимоотношений человека и общества с публичной властью в целом и с отдельными ее органами; основные институты, включаемые в понятие «публичная власть», и принципы взаимоотношений между ними.
|
|
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина Б.1. Б.11. «Конституционное право» относится к профессиональному циклу ОПОП, базовой части – государственно-правового, уголовно-правового и гражданско-правового профилей подготовки, изучается во 2 и 3 семестрах. Она является одной из теоретических учебных дисциплин в системе юридических наук, относящихся к системе отраслей публичного права.
Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо изучение следующих дисциплин и частей ООП: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права».
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин включают:
Знать:
· понятия о государстве, его признаках, формах, типах, механизмах и функциях;
· исторические типы и формы государства и права;
· основные периоды развития отечественного государства и права, их особенности.
|
|
Уметь:
· работать с законодательными памятниками по истории отечественного государства и права;
· давать общую характеристику и комментировать основное содержание источников права;
· использовать многообразие методологических подходов к анализу современной юридической науки.
Владеть навыками:
· самостоятельного исследования различных явлений государственно - правовой действительности;
· использования комплексных программ и баз данных по различным предметам, в том числе с помощью локальных и глобальных систем.
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при подготовке к государственной итоговой аттестации.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями:
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;
основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9);
законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1).
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения;
осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3);
принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4);
применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6)
Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина;
способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);
готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
|
|
способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15);
способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 ЗЕТ (216 часов), в том числе в семестрах:
Семестр № | Трудоемкость | РГР, курсовая работа, курсовой проект (указывается вид работы) | Форма промежуточной аттестации | ||||||
Всего | Контактная работа | СРС | Экз. | ||||||
ЗЕТ | час. | час. | час. | час. | |||||
Лк. | Пр. | Лаб. | |||||||
2 | 3 | 108 | 18 | 34 | - | 56 | - | зачет | |
3 | 3 | 108 | 16 | 32 | - | 24 | 36 | Курсовая работа | Экзамен |
Распределение результатов обучения и компетенций по семестрам, темам учебной дисциплины с указанием видов учебной деятельности и их содержания, образовательных технологий, последовательности учебных недель, трудоемкости, форм текущего контроля и промежуточных аттестаций представлено в соответствующей таблице.
Контактная работа.
№ п/п | Результаты обучения | Семестр, раздел / тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание | Образова-тельные технологии | Неделя | Трудоем-кость, час | Форма | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
2 семестр | |||||||||
1 | Раздел 1. Конституционное право России в системе российского правоведения и правовой системы | ||||||||
Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9); законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1)
| Лекция 1: Введение в науку конституционного права Понятие и предмет науки конституционного права России. Источники науки конституционного права, их классификация. Метод науки конституционного права. Основные задачи и функции юридической науки. Система науки конституционного права Российского государства и основы ее построения. Наука конституционного права в системе российского правоведения и государствоведения. Становление и развитие науки конституционного права Российской Федерации. Роль дореволюционных и современных юристов – государствоведов в создании науки конституционного права. Вопросы конституционного права в документах политических партий и движений. Значение конституционного законодательства и актов Конституционного суда Российской Федерации для развития науки конституционного права. Роль науки конституционного права в решении задач экономического и социального развития Российского государства и общества, становление в России демократического правового и социального государства. Конституционное право как учебная дисциплина. Понятие конституционного права Российской Федерации. Роль конституционного права в подготовке высококвалифицированных юристов. | Лекция-визуализация
| 1 | 2 |
| ||||
СРС: изучение материала лекции 1 |
| 6 | |||||||
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) | Практическое занятие 1: Конституционное право – ведущая отрасль российского права Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права. Принципы российского конституционного права как отрасли права. Двуединая природа предмета конституционного права Российской Федерации. Метод конституционного регулирования общественных отношений. Социально-политическая природа и юридические особенности метода конституционного регулирования. Соотношение конституционного и государственно-правового регулирования. Конституционные нормы: понятие и юридическая специфика. Виды норм конституционного права и их социальное значение. Конституционные и государственно-правовые нормы. Конституционно-правовые институты в российском конституционном праве. Конституционные и государственно-правовые отношения, их особенности, материальное и юридическое содержание. Субъекты и объекты конституционных и государственно-правовых отношений. Юридические факты и динамика конституционных отношений. Конституционная ответственность: понятие и содержание. Ответственность по конституционному праву как вид юридической ответственности. Основания конституционной ответственности. Правонарушения в конституционной сфере регулирования общественных отношений. Конституционные санкции, их особенности и виды. Источники конституционного права как ведущей отрасли права, ядра правовой системы Российского государства. Понятие и виды источников конституционного права. Конституция Российской Федерации (России). Федеральные конституционные и федеральные законы. Конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации. Место постановлений Конституционного суда Российской Федерации, решений судов общей юрисдикции в системе источников конституционного права. Международные локальные источники. Иные источники конституционного права как отрасли российского права. Система конституционного права России: понятие, основы построения, тенденции развития. Место конституционного права в системе российского права. Основные проявления ведущей роли конституционного права в правовой системе Российской Федерации. | Структурно-логические и диалоговые формы | 1 | 10 | Доклады, сообщения, ответы на вопросы | ||||
СРС:Изучение материала, изучение нормативно-правовых актов |
| 6 | |||||||
2 | Раздел 2. Конституция Российской Федерации и механизм ее реализации | ||||||||
Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9); законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1). Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) | Лекция 2: Основные теоретические положения общего учения о конституции Основные теоретические положения общего учения о конституции. Социальная ценность конституции. Законодательное закрепление в Конституции общечеловеческих ценностей. Фактическая и юридическая конституции. Место конституции в правовой системе государства. Типы и виды конституций. Понятие Конституции Российской Федерации. Сущность конституции: наименование, структура. Принципы Конституции Российской Федерации: полновластие российского народа; подлинная свобода личности в свободном гражданском обществе; разнообразие форм собственности; свободное развитие наций, народностей и национальных групп; приоритет общечеловеческих ценностей; принцип политики мира. Основные черты конституции как основополагающего политического документа общества. Программный характер конституции. Юридические свойства Конституции Российской Федерации (России): верховенство; высшая юридическая сила; особое юридическое содержание; наличие «конституции» в Конституции (гл. 1); особый порядок разработки, принятия и вступления в силу; изменения и дополнения. Этапы конституционного развития в Российской Федерации. Особенности конституций на различных этапах развития Российского государства и общества. Факторы, обусловившие принятие конституции на каждом из этапов развития государства и общества. Международное значение Конституции Российской Федерации (России). Понятие реализации конституции. Механизм реализации конституционных норм. Функции конституции — основные направления их реализации. Учредительная, политическая, юридическая и управленческая функции Конституции России. Формы реализации конституций. Соблюдение, исполнение, использование и применение конституционных норм. Способы реализации конституционных норм — связывание, дозволение, запрещение. Основные сферы реализации Конституции Российской Федерации на различных этапах развития российского общества и государства. Гарантии и эффективность реализации Конституции России. Юридическая охрана Конституции Российской Федерации. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. | Лекция-визуализация
| 2 | 4 |
| ||||
СРС: изучение материала лекции 2 |
| 6 |
| ||||||
3 | Раздел 3. Основы конституционного строя Российской Федерации | ||||||||
Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9); законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1). Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) | Лекция 3: Понятие и принципы основ конституционного строя Российской Федерации Конституционный строй Российской Федерации, его понятие. Соотношение конституционного, государственного и общественного строя. Понятие основ конституционного строя. Основы конституционного строя как правовой институт. Юридическая сила норм института основ конституционного строя. Целостность и устойчивость основ конституционного строя. Гарантии устойчивости. Конституционные основы организации и функционирования Российской Федерации. Россия — суверенное федеративное государство; форма правления и политический режим в Российской Федерации. Народовластие (суверенитет) российского народа: социальная основа, содержание, субъект, формы реализации. Государственная власть как форма реализации полномочий российского народа: понятие, свойства, функции и механизм реализации. Основные формы участия народа в осуществлении государственной власти. Прямая (непосредственная) демократия: понятие, сущность и формы реализации. Референдум и свободные выборы — основные формы реализации власти народом. Россия — правовое, социальное, светское государство. Конституционные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Формы участия в управлении государством и обществом. | Лекция-визуализация | 2 | 4 |
| ||||
| СРС: изучение материала лекции 3 |
| 6 |
| |||||
4 | Раздел 4. Человек, гражданин, государство | ||||||||
Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9); законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1). Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) | Лекция 4: Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации Свобода человека, его честь и достоинство как высшая ценность демократического общества. Содержание, социальная ценность Декларации прав и свобод человека. Понятие конституционного статуса человека. Элементы конституционного статуса человека и гражданина. Конституционный статус граждан Российской Федерации. Содержание конституционного статуса гражданина России. Принципы конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации: понятие и их классификация. Гарантии конституционного статуса человека в конституционном праве Российского государства, их классификация и содержание. | Лекция-визуализация | 3 | 2 |
| ||||
| СРС: изучение материала лекции 4 |
| 8 |
| |||||
Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9); законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1). Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) | Практическое занятие 2: Гражданство Российской Федерации Понятие гражданства. Гражданство и подданство. Принципы гражданства Российской Федерации. Гражданство как конституционный (государственно-правовой) институт. Развитие российского законодательства о гражданстве. Право на гражданство России. Двойное и почетное гражданство. Приобретение гражданства Российской Федерации. Признание гражданства. Способы приобретения гражданства: по рождению, в порядке регистрации, в результате приема и восстановления в нем, в результате выбора гражданства. Другие основания приобретения гражданства Российской Федерации. Прекращение гражданства Российской Федерации. Основания прекращения гражданства: выход из гражданства, отмена решения о приеме в гражданство, выбор гражданства. Иные основания прекращения гражданства Российской Федерации. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, усыновителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства. Полномочия Президента Российской Федерации по вопросам гражданства. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации. Исполнение решений по делам о гражданстве России. | Структурно-логические и диалоговые формы |
3
|
12
| Доклады, сообщения, ответы на вопросы
| ||||
| СРС:Изучение материала, изучение нормативно-правовых актов |
| 8 |
| |||||
| Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9); законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1). Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12); готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15); способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | Лекция 5: Основные права, свободы, обязанности человека и гражданина в Российской Федерации Современные научные представления о классификации основных прав, свобод и обязанностей граждан Российского государства. Экономические, политические и личные права и свободы граждан, их содержание и гарантии. Конституционное право граждан на объединение и право общественных объединений. Общественные объединения: понятие, виды, статус. Способы учреждения и прекращение общественных объединений. Понятие, содержание права граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование. Свобода мысли и слова, понятие и содержание. Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина, их содержание и гарантии. Основные обязанности граждан Российской Федерации. Связь обязанностей с правами и свободами. Виды обязанностей, их социальная ценность и характер. Гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации. Виды гарантий. Ограничение прав, свобод, обязанностей, понятие основания, виды. Способы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Понятие конституционного статуса иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца и вынужденного переселенца. Признание лица иностранным гражданином в Российской Федерации. Принципы конституционного статуса иностранного гражданина и лица без гражданства в России. Законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и его развитие. Предоставление убежища. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан, их гарантии. Въезд в Российскую Федерацию и выезд из нее иностранных граждан. Ответственность иностранных граждан. Основания ответственности за правонарушения. Сокращение срока пребывания в Российской Федерации, выдворение из пределов России. Привилегии и иммунитет глав и сотрудников представительств иностранных государств в Российской Федерации. Беженцы и вынужденные переселенцы как новое социальное явление в России. Действующее законодательство Российской Федерации о правовом статусе лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев. | Лекция-визуализация |
4
|
4
|
| |||
| СРС: изучение материалов лекции 5 |
| 6 |
| |||||
Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9); законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1). Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12); готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15); способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | Практическое занятие 3: Право народов и меньшинств Понятие народа и меньшинства их виды. Народы меньшинства как субъекты права. Содержание правосубъектности народов, меньшинств. Конституционно-правовое положение национальных меньшинств в Российской Федерации. Международно-правовые основы статуса национальных меньшинств. Защита национальных меньшинств в российском праве. | Структурно-логические и диалоговые формы |
5
|
12
| Доклады, сообщения, ответы на вопросы
| ||||
| СРС:Изучение материала, изучение нормативно-правовых актов |
| 6 |
| |||||
| Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9); законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1). Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12); готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15); способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | Лекция 6: Избирательная система и избирательное право Российской Федерации Становление и развитие парламентаризма. Свободные выборы в представительные законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления как форма непосредственной демократии в Российской Федерации. Понятие свободных выборов. Основные параметры, характеризующие выборы как подлинно свободные. Понятие избирательной системы. Избирательная система как институт демократии. Принципы избирательной системы. Понятие избирательного права Избирательное право как конституционно-правовой институт. Правовые источники избирательного права. Развитие российского законодательства о выборах в представительные (законодательные) органы государственной власти и местного самоуправления. Активное и пассивное избирательное право. Принципы избирательного права: понятие и социальная ценность. Всеобщее избирательное право: понятие, содержание, гарантии. Равное избирательное право. Понятие равного избирательного права. Особенности реализации принципа равного избирательного права. Гарантии равного избирательного права. Прямое избирательное право: понятие, содержание, гарантии. Демократизм прямого избирательного права. Тайное голосование: понятие, содержание, гарантии. Проблемы выражения воли избирателей в свободных выборах. Избирательный процесс в Российской Федерации понятие и стадии избирательного процесса. Принципы избирательного процесса: понятие и содержание. Мажоритарная и пропорциональная система выборов. Понятие и содержание мажоритарной системы выборов. Понятие и содержание пропорциональной системы выборов. Понятие избирательного округа. Виды избирательных округов, порядок их образования. Избирательные участки, порядок их образования. Принцип участия избирателей в организации и проведении выборов. Избирательные комиссии: виды, порядок образования, состав, компетенция. Принцип выдвижения кандидатов в депутаты избирателями по месту жительства и общественными организациями и объединениями. Субъективные права граждан при выдвижении кандидатов в депутаты. Действующее законодательство Российской Федерации о правах субъектов выдвижения кандидатов в депутаты. Порядок выдвижения кандидатов в представительные (законодательные) органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательные программы кандидатов в представительные органы. Регистрация кандидатов в депутаты: понятие, требования, порядок оформления. Статус кандидата в депутаты. Агитация при проведении выборов. Финансирование процесса выборов, его законодательное регулирование. Голосование на избирательных участках. Время и порядок голосования. Избирательный бюллетень. Виды избирательных бюллетеней. Порядок определения результатов голосования. Контроль за подсчетом голосов. Избирательные системы субъектов Российской Федерации: понятие, нормативные правовые источники. Виды избирательных систем субъектов Российской Федерации. Основные и дополнительные гарантии избирательных прав граждан. Особенности избирательных компаний субъектов Российской Федерации. | Лекция-визуализация | 5
| 2
|
| |||
| СРС: изучение материала лекции 6 |
| 4 |
| |||||
3 семестр | |||||||||
Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9); законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1). Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12); готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15); способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | Практическое занятие 4: Референдум как форма народовластия Понятие референдума и право граждан на участие в референдуме в Российской Федерации. Предмет референдумов в Российской Федерации. Порядок организации и проведения референдумов в Российской Федерации. Установление результатов референдумов и ответственность за нарушение законодательства о референдуме в Российской Федерации. | Структурно-логические и диалоговые формы | 6
|
4
| Доклады, сообщения, ответы на вопросы
| ||||
| СРС:Изучение материала, изучение нормативно-правовых актов |
| 2 |
| |||||
5 | Раздел 5. Государственное устройство России | ||||||||
Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9); законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1). Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12); готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15); способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | Лекция 7: Понятие и формы государственного устройства Государственное устройство как элемент конституционного строя суверенного государства. Понятие государственного устройства. Основные элементы и принципы государственного устройства. Формы государственного устройства: федеративное и унитарное государство. Конституционное регулирование государственного устройства. Понятие федерации. Основные признаки федеративного государства. Принципы федерации, их социально-демократическая сущность. Виды федераций, их особенности и значение в становлении федеративных отношений. Национальная государственность как форма реализации права наций на самоопределение в многонациональном государстве. Право наций на самоопределение и национальный суверенитет в их соотношении. Виды и формы национальной государственности. Понятие конфедерации, ее сущность и принципы. Правовая природа конфедерации. Отличие конфедерации от федерации. | Лекция-визуализация |
7-8
| 16
|
| ||||
| СРС: изучение материала лекции 7 |
| 2 |
| |||||
| Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9); законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1). Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12); готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15); способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | Практическое занятие 5: Российская Федерация – единое суверенное федеративное государство Понятие Российской Федерации (России) как самостоятельного суверенного государства. Основные черты Российской Федерации. Конституционный статус России. Государственно-правовые признаки Российской Федерации как единого суверенного государства и как федеративного государства. Исторические этапы развития Российского государства с 1917года. Становление Российской Федерации до июня 1990года этапы современной истории российского федерализма: с июня 1990 по август 1991 года; с сентября до середины декабря 1991 года; с декабря 1991 до марта 1992 года; с апреля 1992 до 12 декабря 1993 года; с 12 декабря 1993 года по настоящее время. Особенности Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации: понятие и свойства. Взаимосвязь суверенитета России с суверенитетом республик, состоящих в Российской Федерации. Компетенция Российской Федерации. Понятие и виды компетенции. Конституционная природа компетенции России. Полномочия России в сфере конституирования себя как суверенного государства. Государственные символы Российской Федерации (России): Государственный гимн, Государственный герб, Государственный флаг. Конституционный статус государственных символов Российской Федерации. | Структурно-логические и диалоговые формы | 8-9
| 4
| Доклады, сообщения, ответы на вопросы
| |||
| СРС:Изучение материала, изучение нормативно-правовых актов |
| 2 |
| |||||
Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9); законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1). Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять, давать оценку коррупционного поведения; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12); готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15); способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | Практическое занятие 6: Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации Понятие субъекта федерации. Виды субъектов. Особенности конституционно – правового статуса субъекта федерации. Конституционный статус субъектов Российской Федерации. Принципы конституционного статуса. Национальные государства (республики) в составе Российской Федерации. Конституционный статус республик в составе Российской Федерации. Государственно-правовые признаки республики в составе Российской Федерации. Автономная область: понятие, конституционный статус. Автономный округ: понятие, правовой статус. Края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) - субъекты Российской Федерации. Конституционный статус территориально-государственных образований. Проблемы реализации равноправия субъектов Российской Федерации. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие и принципы. Особенности административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Административно-территориальное устройство как государственно-правовой институт. Виды административно-территориальных единиц, их система. Общая характеристика административно-территориальных единиц. Сфера совместного ведения федерации и ее субъектов. Исключительная компетенция субъекта Российской Федерации. Механизм разрешения коллизий между Федерацией и ее субъектами. Порядок изменения административно-территориального деления и изменения наименования административно-территориальных единиц по действующему законодательству субъектов Российской Федерации. | Структурно-логические и диалоговые формы | 9-10
| 4
| Доклады, сообщения, ответы на вопросы
| ||||
|
| СРС:Изучение материала, изучение нормативно-правовых актов |
| 2 |
| ||||
Знать: особенности государственного и правового развития России; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправле Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|