КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
вариант ______________________________________________________
по дисциплине ________________________________________________
Студента _______ курса группа _________________________________
по специальности: _____________________________________________
Ф.И.О. _______________________________________________________
Якутск – 2020 г.
Задания по контрольной работе.
23. Основные этапы конституционно-правового развития в России
1. Понятие, предмет и метод Конституционного права РФ
№23.
Основные этапы конституционно-правового развития в России
Советский период развития России начался с революционного слома государственного порядка, отказа от прежних ценностей государства и права, легализации на конституционном уровне насилия, террора, неравенства, идеологического монополизма.
С 1918 по 1993 г. было принято пять конституций, что свидетельствует о непростом конституционном пути России. Каждая новая конституция отражала определенные изменения в общественно-политической жизни страны и конституционно-правовой доктрине.
|
|
Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями, имевшими классовый характер, закреплявшими полновластие Советов, руководящую роль коммунистической партии и другие идеологические постулаты.
Конституция РСФСР 1918 г., первая российская конституция, была принята V Всероссийским Съездом Советов как Основной закон государства «переходного периода от капитализма к социализму».
Основные этапы развития конституционного права в России:
• Досоветский период (до октября 1917 г.).
• Советский период (с октября 1917г. до второй половины 1980-х гг.).
• Постсоветский (современный) период.
В Конституции РСФСР 1918г.:
• закреплялась диктатура пролетариата;
• учреждалась система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов;
• провозглашалась национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и других объектов;
• фиксировалось уничтожение «паразитических слоев общества», беспощадное подавление эксплуататоров;
• закреплялась федеративная форма устройства государства;
• провозглашалась задача государства по уничтожению всякой эксплуатации человека человеком, частной собственности;
• провозглашалась решимость «вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма», установить «победу социализма во всех странах».
Конституция содержала шесть разделов:
1) «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»;
2) «Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики»;
3) «Организация советской власти в центре и на местах»;
|
|
4) «Активное и пассивное избирательное право»;
5) «Бюджетное право»;
6) «О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».
Конституция РСФСР 1925 г. отражала факт вхождения России на правах субъекта Федерации в состав союзного государства — СССР, образованного в 1922 г. по договору между РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской социалистической федеративной республикой. В 1924 г. была принята Конституция СССР, разграничившая компетенцию между Союзом и союзными республиками. Содержание союзной Конституции предопределило структуру и содержание конституций союзных республик, включая Конституцию РСФСР 1925 г.
Конституция РСФСР 1925 г.:
• по-прежнему оставалась классовым документом, однако формулировки норм о насилии были смягчены, положения о мировой революции — исключены;
• определяла компетенцию РСФСР как субъекта Федерации. В отличие от последующих конституций компетенция РСФСР определялась опосредованно, через предметы ведения высших органов РСФСР;
• включала положения о федеративном устройстве, определяла статус и полномочия РСФСР, принципы формирования органов государственной власти автономных советских социалистических республиках и областей, порядок принятия конституций АССР и положений об автономных областях.
Принятие последующих конституций РСФСР было непосредственно связано с принятием новых конституций СССР.
Конституция РСФСР 1937г. отражала принципиальные положения Конституции СССР 1936 г., характеризующие вступление страны в новый этап своего развития — завершение построения основ социализма, полной ликвидации эксплуататорских классов и расширения социалистической демократии.
Конституция РСФСР 1937 г.:
• закрепляла политические права за всеми гражданами в связи с ликвидацией эксплуататорских классов;
• вводила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании;
• закрепляла принцип равноправия граждан «независимо от их национальности и расы»;
• содержала главы об основных правах и обязанностях граждан, о государственном и общественном устройстве;
• закрепляла широкий перечень прав и свобод личности;
• вводила положение о руководящей роли коммунистической партии, именовавшейся ВКП (б);
• закрепляла принципы вхождения в Союз ССР, включая положение о суверенных правах РСФСР вне пределов прав Союза ССР и праве выхода из Союза ССР;
• содержала специальную статью, определяющую предметы ведения РСФСР;
• подробнее, чем в прежних конституциях, отражала федеративное устройство государства, положение о национальных округах.
Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 г. была принята в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. и отражала:
• вступление РСФСР в новый этап развития — этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство;
• образование новой социальной общности «советский народ», которому принадлежит вся власть;
• общенародный и суверенный характер государства и «социалистическую демократию»;
• государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность в качестве основы экономической системы РСФСР, плановое ведение хозяйства;
• роль коммунистической партии как «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций»;
• более полный перечень прав и свобод граждан, включая такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья и др.;
• значительное расширение предмета конституционной регламентации, более совершенный уровень формирования государственноправовых институтов.
|
|
Современный период конституционного развития России связан с коренными общественными переменами в СССР и РСФСР после 1985 г., провалом августовского путча 1991 г., распадом СССР. В текст российской конституции были внесены существенные изменения и дополнения, отражающие:
• отказ от социалистической модели общественного развития;
• изменение официального наименования государства;
• провозглашение политического и идеологического многообразия;
• провозглашение принципа разделения властей;
• признание частной собственности, рыночного хозяйства;
• учреждение должности Президента России, двухпалатного парламента России, Конституционного Суда РФ;
• кардинальные преобразования в федеративном устройстве, включая признание субъектами Федерации краев, областей, Москвы, Санкт- Петербурга;
• признание местного самоуправления.
Названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности. Поэтому на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. был поставлен вопрос о новой Конституции России; была образована Конституционная комиссия для разработки проекта новой Конституции. Комиссия разработала такой проект, он был поддержан Съездом народных депутатов и Верховным Советом. Однако Президент России этот проект не поддержал, предложив собственный вариант проекта Конституции. Противостояние между высшими органами власти привело в октябре 1993 г. к вооруженному столкновению властей и завершилось роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В этих условиях политического и конституционного кризиса принималась новая российская конституция. По решению Президента РФ было созвано Конституционное совещание, которое к концу 1993 г. доработало проект Конституции РФ. Этот проект и был вынесен Президентом на всенародное голосование, проводившееся на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного указом Президента РФ. Согласно Положению конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.
|
|
№1.