Этапы становления аудиторской деятельности в Российской федерации

    В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появилась сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стане в настоящее время. Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии профессор Данлевский Ю.А, попытки создать в России институт аудита предпринимались в1889, 1912 и 1928 годах, но все они закончились провалом. 

    Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х годов, оказалась, как наиболее успешной.

    За прошедший период развития и становление аудита в России прошло несколько этапов.[17]

    Первый этап (1987 -1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 год- создание первой аудиторской организации «Интераудит»), с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.);

    Второй этап (декабрь 1993 года до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» август 2001 года) - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года, Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» от 6 мая 1996 года и ряд других документов.

    Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединенные объединения и аудиторские формы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

    За период 1994-2001 годов Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией было выдано 23600 лицензий, в том числе аудиторским организациям – 14700 и индивидуальным аудиторам – 8900. Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе по общему аудиту – 7700, аудит инвестиционных институтов, аудиту страховщиков – 266.

    За тот же период комиссией утверждено к выдаче почти 36500 квалифицированных аттестатов составило 24900.[15]

    За годы, прошедшие после введения Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993г ., заложившего основу для деятельности российского аудита, накоплены опыт, достаточный для того, чтобы видеть, что аудит, как вневедомственный контроль, по настоящему может быть профессиональным и объективным, когда осуществляется независимо от какого-либо давления со стороны, а аудиторы свободны в выборе объектов и методов контроля.

    К этому времени созрели условия для усиления роли и регулирования аудиторской деятельности профессиональных объединений аудиторов. Во всяком случае, вопросы подготовки и аттестации аудиторов, разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности, осуществления в значительной части контроля за качеством работы аудиторов могут и должны решаться такими объединения.

    В п.2 Постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 года №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации»  содержится указание на то, что в целях обеспечения дополнительных гарантий независимо аудиторских фирм при осуществлении ими аудиторской деятельности аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, если в их уставном капитале (уставном фонде) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензию аудиторским фирмам, составляет не менее 51%.

В Постановлении Правительства РФ от 27 апреля 1999 года №472 «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, (пункте 9) содержится, что для выдачи лицензии аудиторской организации требуется уставной капитал (уставной фонд), заявленный в учредительных документах, составлял не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (на дату государственной регистрации аудиторской организации).

              На втором этапе становления аудиторской деятельности в России были разработаны 37 российских правил (стандартов) и одна методика.

    Для становления и развития российского аудита большую роль сыграли созданные в течении 1996 – 2000 годов российскими научными и практическими работниками российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Они позволили создать единую базу аудита, четко интерпретировать международные принципы в российскую действительность, подготовить российских аудиторов, способствовали принятию Закона «Об аудиторской деятельности». Российские правила (стандарты) включают 11 групп, из них 10 групп соответствуют группам международных стандартов, 11-я группа имеет название «Образование и подготовка кадров» и включает стандарты «Образование аудитора» и «Программы квалифицированных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы»[13]

    Третий этап  аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности (от 7 августа 2001 года в редакции Федерального закона от 14 декабря 2001 года). Принятие Федерального закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

    Сейчас в этой сфере бизнеса занято около 30 тысяч аттестованных аудиторов, действуют несколько тысяч аудиторских фирм, созданы профессиональные объединения аудиторов.

    Имеющиеся данные о деятельности крупнейших отечественных аудиторско- консалтинговых фирм свидетельствуют о неуклонном росте их доходов. При этом две трети доходов приходится на собственно аудит (то есть проверки достоверности), а остальная часть – на консультации и другие аудиторские услуги.

    По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления хозяйствования.

    Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.

    Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля.

    В последнее время появляются законодательные и другие нормативные акты, делаются заявления руководителей отдельных аудиторских организаций, касающихся регулирования аудиторской деятельности, которые не соответствуют и противоречат сложившейся в нашей стране нормативной правовой базе аудита. Тем самым нарушаются основополагающие принципы аудита, меняются его назначение и цели, ставятся под сомнение критерии оценки качества аудита. Это подрывает доверие к еще только формирующейся в России системе регулирования аудиторской деятельности, дезориентирует аудиторов, принижает их ответственность и авторитет.

    Возникновение таких недостаточно продуманных и согласованных между собой правовых нормативных документов, подрывающие принципиальные устои еще неокрепшего отечественного аудита, происходит из слабости государственного финансового контроля, в частности ведомственного контроля. До тех пор, пока не будут возникать желание компенсировать его за счет аудита. [14]

        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: