Совершенствование аудита и аудиторских отношений

              Для решения проблемы окончательного становления аудита в России с использованием комплексного подхода необходимо расчленить всю проблему на ряд составляющих и сформулировать некий комплекс взаимосвязанных задач. При этом следует сделать некоторое значимое пояснение: по моему мнению, взаимосвязанность относится не столько к внутренней взаимосвязи задач, а в первую очередь и главным образом в том, что каждая из задач и все в целом служат достижению одной цели, все они решаются на одном и том же правовом поле.

 На основе вышеизложенного следует сформулировать следующие задачи:

- задача дальнейшего совершенствования  федеральных и внутрифирменных стандартов аудита;

- задача максимально возможного приближения российского аудита к международным стандартам с учетом нашей национальной специфики развития рыночных отношений;

- задача привлечения развития и оказания государственной поддержки аудиторским союзам и аудиторским ассоциациям.

    В ходе реализации комплексного подхода совершенствования становления и развития аудита вполне возможно будут сформулированы и другие задачи, но что несомненно, будет окончательно сконструирован, создан российский институт аудита.

    Комплексный подход - это не нечто новое, не стандартное при решении самых разнообразных проблем и не только проблемы становления аудита. Необходимо отметить вместе с тем, что в нашем случае комплексный подход обеспечит использование ресурсов, подчас не используемых или недостаточно используемых. Такими ресурсами являются:

    - ресурс законодательства;

    - информационный ресурс в виде зарубежного опыта;

    - внутрифирменный ресурс (совершенствование внутрифирменных стандартов, создание и           разработка общепринятого кодекса чести     аудиторов и так далее);

    - ресурс независимых общественных объединений (ассоциаций) аудиторов, аудиторских              союзов и тому подобное.

    Подводя итог, сформулируем вывод:

- комплексное решение улучшения, совершенствования становления и дальнейшего развития аудита – это наиболее перспективный и сравнительно быстрый вариант решения проблемы.

 Комплексное  решение проблемы становления аудиторской деятельности в России должно быть возложено на один из федеральных органов. Создание нового уполномоченного органа просто экономически не целесообразно и противоречит проводимой в стране административной реформе.[17]

    Наличие единого федерального координирующего центра позволит концентрировать усилия квалифицированных специалистов, быстро решать многие организационные вопросы и вопросы совершенствования аудита, аудиторских отношений. Таким федеральным центром может быть Министерство Юстиции РФ, либо Министерство Финансов РФ. Минфин предпочтительнее, так как аудит по своей сути – это финансовый контроль.

    Следующее предложение практического характера состоит в том, что опять-таки на уровне федерального центра необходимо создать государственный орган, либо учреждение которое осуществляет мониторинг законодательных актов. При этом задачи этого «центра мониторинга» по соображениям целесообразности должна быть шире, нежели анализ нормативно-правовых актов в области аудита. Центр мониторинга нормативно-правовых актов работает в интересах целого государства. Такого центра в России до настоящего времени не было. Его создание не только нужно для совершенствования существующего законодательства, но и для исключения появления не доработанных, не продуманных в правовом отношении, то есть другими словами юридически не выверенных актов Федерального собрания, иных уполномоченных органов государства. Этот центр мониторинга должен стать неким инструментарием в области проведения нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями сложившейся внутри -российской ситуации во всех сферах и областях общественной, экономической жизни (в том числе в сфере оказания аудиторских услуг) и так далее.[16]

    В пользу создания центра мониторинга нормативно-правовых актов можно один убедительный довод, созвучный выстраивающимся рыночным отношениям в современной России: непродуманный закон вреден экономически.

    Очень важный и может быть главный вопрос претворения в жизнь любого практического предложения - это финансовое обеспечение. Известно, что бюджет страны, некогда мощной супердержавы мира в основном наполняется за счет пока что «неиссякаемого» потока нефтедолларов и при этом меньше бюджета Нью-Йорка. Рассчитывать можно только на внебюджетные средства. Возникает вопрос, как и где их взять. Проблема может быть решена широким привлечением к претворению в жизнь комплексной программы по становлению аудиторских отношений в России самих аудиторов, аудиторских союзов, ассоциаций и так далее. На первом этапе из числа их представителей и представителей Минфина, как заинтересованного государственного органа, необходимо создать общероссийский Попечительский совет содействия реализации комплексной программы. На этот Совет и должна быть возложена задача привлечения внебюджетных средств. Таким образом, будет задействован мощный резерв – ресурс самих предпринимательских структур аудита и общественных объединений.[15]

    Выгодность вложения финансовых средств в процесс окончания и дальнейшего развития аудита, аудиторских отношений в России, по моему мнению, очевидна. При этом Попечительский совет будет заниматься не только привлечением финансовых средств, но осуществлять жесткий контроль, за их расходованием.

 Качество федерального закона «Об аудиторской деятельности» в ходе написания курсовой работы было подвергнуто анализу. Вывод – закон имеет множество недостатков. 

    Суммируем и сведем в едино все вышеизложенное в виде выводов:

1.Для обеспечения скорейшего становления аудиторской деятельности в Российской Федерации и ее позитивного развития в перспективе необходимо на государственном уровне разрабатывать и претворить в жизнь комплексную программу.

2.Комплексная программа позволит объединить усилия государства и предпринимателей.

3.Главными направлениями усилий по становлению аудиторских отношений в рамках комплексной программы можно считать:

- мониторинг законодательства в сфере аудиторской деятельности;

- использование потенциала, ресурсов становления аудиторских отношений, в том числе ресурсов законотворчества, информационных союзов и ассоциаций и других объединений аудиторов, ресурсов государства;

- привлечение финансовых внебюджетных средств.

4. Наличие существенных недостатков становления аудиторской деятельности, излишнее затягивание этого процесса свидетельствует о системных ошибках, которые могут быть устранены в кратчайший срок только при системном подходе, решением комплексных задач в ходе реализации специализированной программы на федеральном уровне.

               

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Курсовая работа посвященная проблеме становления аудиторской деятельности в современной России.   Можно считать свершившимся фактом перевод экономики нашей страны на рыночные рельсы, а это значит ушли в прошлое государственно-плановая экономика с ее административно-командным методами управления. Отношения между субъектами экономических отношений (хозяйствующими субъектами экономики) строятся по законам рынка.

    В этих условиях значение аудита и важность правильного выстраивания аудиторских отношений, аудиторской деятельности становятся все более важными. Все большее число субъектов хозяйствования обращаются к аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам. Обязанность аудитора финансово-хозяйственной деятельности для очередной части организаций, предприятий и других участников экономических отношений в проведении добровольных аудиторских проверок обуславливает насущную необходимость быстрейшего становления аудиторских отношений в стране, окончательное формирование института российского аудита.     Все изложенное дает основание еще раз отметить как значимость аудиторской деятельности, так и актуальность избранной темы курсовой работы «Становление аудиторской деятельности в Российской Федерации» неоспоримы. Цель курсовой работы: изучить проблему становления аудиторской деятельности достигалась решением целого комплекса логически взаимосвязанных задач от изучения основ организации аудита, аудиторской деятельности в современной России и анализа правового обеспечения такой деятельности, до выработки мер и предложений практической направленности по улучшению и быстрейшему становлению аудиторских отношений, совершенствованию аудита.

    В ходе написания курсовой работы было сконцентрировано внимание на изучении нормативно-правовой базы аудиторской деятельности и сделан вывод о том, что значение нормативно-правовой базы не в полной мере отвечает сложившейся ситуации в сфере аудита. Другим выводом является тезис о том, что в становлении аудиторской деятельности начался новый этап. Этот этап начался с принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001года №119-ФЗ.   Проведенная работа с элементами исследования позволила сформулировать еще несколько выводов:

1.Принятие Федерального закона, посвященного аудиту, упрощает, или по крайней мере, делает возможным дальнейшее законодательное развитие основ функционирования аудиторов в России, что крайне важно для проявления профессионалов, занимающихся аудиторской деятельностью и оказывающих эффективную помощь аудируемым лицам.

2.Становлению аудита главным образом способствует обоснованный с юридической точки зрения подход к определению правовых основ аудиторской деятельности и позволяет решить многие спорные моменты.

3.Для совершенствования становления и дальнейшего развития аудиторских отношений необходимо разработать комплексную программу на федеральном уровне и направлять усилия сразу по многим направлениям.

4.Приаритетным направлением в становлении аудиторской деятельности следует считать мониторинг и качественное улучшение нормативно-правовой базы аудита, аудиторских отношений.

    Вывод о том, что одним из возможных вариантов решения проблемы окончательного становления аудиторских отношений может быть комплексная программа (комплекс мер) на государственном уровне предопределил особенности практического характера. В курсовой работе  озвучено ряд мер практического характера в том числе: создание центра мониторинга нормативно-правовых актов в области аудита; использование законотворческого потенциала; использование информационных ресурсов; использование внебюджетных ресурсов; использование ресурсов и потенциала аудиторских союзов, ассоциаций и других общественных объединений аудиторов.

                        

 

                                                   

                    Библиографический список

1.  «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года)

2. «Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая» от 30.11.1994 год №51-ФЗ.

3. «Гражданский Кодекс Российской Федерации часть вторая» от 26.01.1996 года №14-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 07.08.2001 года.

5. Федеральный Закон от 12.01.1996 №7- ФЗ «О некоммерческих организациях».

6. Федеральный закон от 25.09.1998 года №158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

7. Указ президента РФ от 22.12.1993 года №2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»

8. Распоряжение Президента РФ от 04.02.1994 года №54-рп «Об организации работы комиссии по аудиторской деятельности при президенте Российской Федерации»

9. Постановление правительства РФ от 06.05.1994 года №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации»

10. Постановление Правительства РФ от 27.04.1999 года №472 «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации»

11. Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 года №80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности».

12. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу. Приказ МФ РФ №180 от 01.07.2004

13. Алборов Р.А., Хоружий Л.И., Концевая С.М. Основы аудита: Учебное пособие. – М.: Издательство Делон Сервис, 2001

14. Миронова О.А., Азарская М.А. Аудит: теория и методология. Учебное пособие. М.: Омега – Л, 2005

15. Подольский В.И. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА: Аудит, 2008

16. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002

17. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2008 

 

 

                          

                                  Работу выполнила________________Шихвинцева Е.В.

                                

                                                          03.01.2010

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: