Библиографический список

К вопросу об организации международных цепей доставки грузов

А.Ю. Попадюк 1,2, Е.К. Коровяковский 1

1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

2 ОАО «Российские железные дороги», Российская Федерация, 184209, Апатиты, Промышленная д.1

Для цитирования: Попадюк А.Ю., Коровяковский Е. К. К вопросу об организации международных цепей доставки грузов // Бюллетень результатов научных исследований. – 2020. – Вып. 2. – С. **–**.

Аннотация

Цель: Выявление особенностей организации международных грузовых перевозок. Определение и структурирование ключевых проблем, возникающих в процессе их организации. Предложение решения выявленной проблематики. Методы: Выполнен первичный сбор статистических данных. Произведено структурирование и обобщение полученного материала, а также обработка используемой информации, в результате которой выполнен статистический анализ негативных факторов, возникающих в международных грузоперевозках. Результаты: Определены и графически представлены ключевые проблемы организации международных перевозок, их причины и последствия.   Практическая значимость: Произведенный статистический анализ определяет слабые места процесса организации международных перевозок. На основании представленных результатов, автор предлагает использование технологии распределенного реестра, способной решить ключевые проблемы в области транспортно-логистических услуг.

Ключевые слова: логистика, транзитные перевозки, международные перевозки, экономика, блокчейн, децентрализация, криптовалюта

Современные бизнес-процессы в международной логистической отрасли основаны на эффективном взаимодействии участников внутри цепи поставок [1,2,3]. При этом, участниками являются не только традиционные стороны перевозочного процесса, такие как грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, но и посредники, роль которых заключается в повышении эффективности логистической цепи. Особое значение при осуществлении процесса доставки грузов имеют финансовые посредники в лице банков, на которых возложены функции осуществления транзакций между сторонами договора и контроля денежных средств. Для успешного функционирования логистического рынка страны, финансовые институты должны обладать высоким уровнем доверия со стороны клиентов, не допуская развития административных барьеров и обеспечивая максимальную прозрачность и своевременность проведения валютных операций.

Согласно отчёту «Edelman Trust Barometer» [4, с.34-35], [5, с.40], за последние несколько лет уровень доверия россиян к бизнесу снизился на 7%, к банкам на 10 %, а к кредитным картам – на 16 %. Проблема отсутствия доверия не ограничивается взаимоотношениями между гражданами и финансовыми институтами. Так, при осуществлении транзитных перевозок, возникает необходимость взаимодействия двух и более банков между собой, недоверие друг к другу которых приводит к появлению «скрытых» посредников. Под «скрытыми» посредниками понимается наличие третьей стороны, являющейся доверенным лицом между банком отправителя и банком получателя. На рисунке 1 представлена существующая структура международных переводов, «скрытыми» посредниками в которой являются банки-корреспонденты. Следует отметить, что указанная структура может содержать несколько банков-корреспондентов.

 

Рис.1 – Структура международных переводов

 

Невозможность осуществления межгосударственных транзакций без участия банков и, как следствие, влияние большого количества финансовых учреждений на логистическую цепь приводит к следующим результатам:

- повышению финансовых издержек за счёт комиссионных отчислений каждому дополнительному участнику процесса;

- усложнение определения временных рамок перевода в связи с отсутствием нормативного показателя продолжительности межгосударственной транзакции каждым банком-участником.

       Помимо высокого уровня издержек, к проблематике международных транзакций можно отнести нестабильное состояние финансовой системы страны в результате влияния политических факторов на экономическое развитие. Произведя анализ данных службы таможенной статистики [6], [7], можно сделать вывод о существенном сокращении показателей импорта и экспорта страны как результата введения экономических санкций по отношению к России в 2014 году. На рисунке 2 представлена динамика товарооборота в разрезе 2013-2018 г.

 

Рис.2 – Показатели импорта и экспорта России по данным таможенной статистики

 

В результате экономического спада в 2014 году, логистическая отрасль пострадала сильнее всего. Так, например, в соответствии с данными федеральной службы статистики, значение сальдированного финансового результата деятельности транспорта[1] в 2014 году снизилось на 93,8% по сравнению с 2013 годом (рис.3), что отразилось не только на бюджете транспортно-логистических компаний, но и на финансовой системе страны в целом [8, с.26], [9, с.27].

Рис.3 – Сальдированный финансовый результат деятельности транспорта

 

Помимо неустойчивого показателя доходности транспортной деятельности на протяжении указанного периода, попеременную дополнительную нагрузку как на участников транспортно-логистических процессов, так и на экономику страны оказывают колеблющиеся значения индекса тарифов на грузовые перевозки (рис.4), не имеющие постоянной корреляционной зависимости с объёмом перевезённых грузов (рис.5) [8, с.27], [9, с.29], [10], [11].

 

Рис.4 – Динамика индекса тарифов грузовых перевозок

 

Рис.5 – Количество перевезённых грузов по всем видам транспорта

 

Непостоянность динамики индекса тарифов на перевозку в первую очередь связана с наличием инфляционных процессов в стране. Так, на рисунке 6 представлены показатели инфляции в период с 2010 по 2019 годы [12].

 

Рис.6 – Инфляционные показатели России за 2010-2019 годы

 

К ключевым недостаткам существующей системы финансового обеспечения логистической цепи поставки следует отнести и относительно низкий уровень информационной безопасности пользователей банковских услуг, что является следствием централизованного хранения данных. Централизация в банковской системе подразумевает под собой хранение всей конфиденциальной информации о персональных данных клиента и его транзакциях в едином централизованном хранилище. Такой подход позволяет использовать высокую скорость доступа к данным максимально эффективно, однако оставляет вопрос безопасности данных открытым. На рисунке 7 представлена существующая структура хранения банковских данных.

 

Рис.7 – Централизованное хранение данных в банковской сфере

 

Согласно отчёту центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере департамента информационной безопасности банка России, на территории России со счетов платёжных карт[2] за 2018 год было похищено порядка 1,384 млрд. руб., что превысило показатель 2017 года на 30,6 %. Следует отметить, что за последние 4 года объём несанкционированных операций с использованием платёжных карт составил более 4,5 млрд. руб. [13, с.7-8]

Помимо денежных средств, под угрозой безопасности находятся и персональные данные клиентов. Так, в 2019 году в результате атаки базы данных, в руках злоумышленников оказались личные данные более 700 тыс. сотрудников компании ОАО «РЖД» [14], что демонстрирует слабые стороны существующей системы хранения данных.

Недостаточный уровень доверия к финансовой системе страны также связан с ограничениями контроля собственных денежных средств клиентами финансовых учреждений. Банки имеют право самовольно заморозить любую сумму, принадлежащую собственнику без его разрешения на неопределённый срок, что создаёт неблагоприятную обстановку для ведения бизнеса. Так, например, в июне 2018 года швейцарские банки заморозили 1 млрд. франков у российского бизнесмена, опасаясь введения санкций со стороны США [15]. По той же причине в октябре 2018 года банком Deutsche Bank были заморожены 212 тыс. долларов, предназначавшиеся Каменск-Уральскому металлургическому заводу [16].

В свете последних событий, даже национальные банки не могут гарантировать безопасность денежных средств. Так, 30 октября 2017 года банк Bank of New York Mellon заморозил 22,6 млрд. долларов, находящихся на кастодиальном хранении в США, у Национального Банка Казахстана [17]. Отсутствие гарантии сохранности собственных финансовых средств подрывает доверие со стороны граждан и является неблагоприятным фактором при взаимоотношениях банковской системы как с представителями бизнеса, так и с гражданским обществом в целом.

Вышеперечисленные недостатки существующей системы находят своё отражение при формировании статистических данных, отображающих динамику экономического развития страны. В соответствии с отчетом мирового банка по индексу эффективности логистики в странах мира за 2018 г., Россия занимает 75 место из 160 возможных, уступая таким странам, как Парагвай, Кения, Коста-Рика и др. [18] Следует отметить, что ключевые показатели рейтинга, имеющие непосредственное отношение к вышеописанным проблемам, а именно «International shipments» и «Logistics competence», определённые мировым банком как «простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам» и «качество логистических услуг» соответственно не имели положительной динамики с 2014 года.

Подводя итоги, на основании проведённого анализа можно определить основные факторы, препятствующие развитию международных логистических систем доставки грузов. К ним относятся:

1) наличие «скрытых» издержек при осуществлении международных транзакций;

2) влияние экономических санкций на логистические цепи доставки грузов;

3) относительно низкий уровень информационной безопасности;

4) недостаточный уровень контроля собственных денежных средств.

Таким образом, можно сделать вывод о высокой значимости доверия к финансовой системе государства как фактора развития рынка транспортно-логистических услуг и экономики страны в целом. Одним из способов решения существующих проблем является использование децентрализованной системы, полностью открытой для её пользователей, независимая от внешних факторов и обеспечивающая её функциональную надёжность, доступ к которой сможет получить любой желающий. Указанным критериям соответствует технология записи и проверки информации, называемая блокчейн.

 

 

Библиографический список

1. Маликов О.Б. Анализ системы нормирования на железнодорожном транспорте с позиций логистики и клиентоориентированности / О.Б.Маликов, О.Д. Покровская // Известия петербургского университета путей сообщения. 2017, с.187-199

2. Пимоненко М.М. Инновационные технологии 3PL логистической отрасли/ М.М. Пимоненко // Транспорт Российской Федерации. 2016, с.40-44;

3. Сиверцева Е.С. Трансформации развития транспортных систем и их влияние на повышение пространственной эффективности РФ/ Е.С. Сиверцева // Бюллетень результатов научных исследований. 2019, с.13-24;

4. 2019 Edelman trust barometer Financial Services [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.edelman.com/sites/g/files/aatuss191/files/2019-04/2019_Edelman_Trust_Barometer_Financial_Services_Report_1.pdf свободный – (дата обращения: 19.12.2019)

5. 2019 Edelman trust barometer Global Report [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.edelman.com/sites/g/files/aatuss191/files/2019-03/2019_Edelman_Trust_Barometer_Global_Report.pdf?utm_source=website&utm_medium=global_report&utm_campaign=downloads свободный – (дата обращения: 19.12.2019)

6. Данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/37148 свободный – (дата обращения: 19.12.2019).

7. Данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/37149 свободный – (дата обращения: 19.12.2019).

8. Статистический сборник «Транспорт и связь в России 2016» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gks.ru/storage/mediabank/transp-sv16.pdf свободный – (дата обращения:19.12.2019).

9. Статистический сборник «Транспорт и связь в России 2018» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/transp18.pdf

свободный – (дата обращения:19.12.2019).

10. Данные федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/40.htm

свободный – (дата обращения:19.12.2019).

11. Данные федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gks.ru/folder/23455 свободный – (дата обращения:19.12.2019).

12. Данные службы РОССТАТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosinfostat.ru/inflyatsiya/ свободный – (дата обращения:19.12.2019).

13. Отчет центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере департамента информационной безопасности банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/10/FINCERT_report_20191010.pdf свободный – (дата обращения:19.12.2019).

14. Информационное агентство «РБК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/27/08/2019/5d6544519a79475d51ee7532 свободный – (дата обращения:19.12.2019).

15. Информационное агентство «The Moscow Times» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.themoscowtimes.com/2018/06/05/swiss-banks-freeze-1bln-russian-oligarchs-accounts-over-us-sanctions-fears-a61681 свободный – (дата обращения:19.12.2019).

16. Информационное агентство «The MiceTimes» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://micetimes.asia/the-echo-of-sanctions-against-vekselberg-deutsche-bank-has-blocked-the-transfer-of-212-thousand-for-kumz/ свободный – (дата обращения:19.12.2019).

17. Информационное агентство «Reuters» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-kazakhstan-bny-mellon-lawsuit/bny-mellon-freezes-22-6-billion-in-kazakh-oil-fund-assets-idUSKBN1EF0F2 свободный – (дата обращения:19.12.2019).

18. Отчет мирового банка по индексу логистики в странах мира за 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lpi.worldbank.org/international/global/2018 свободный – (дата обращения:19.12.2019).

 

Дата поступления: **.**.**** Решение о публикации:        **.**.****

Контактная информация:

ПОПАДЮК Антон Юрьевич – аспирант, дежурный по железнодорожной станции Апатиты, antonpopadyuk1997@yandex.ru

КОРОВЯКОВСКИЙ Евгений Константинович – канд. техн. наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой «Логистика и коммерческая работа»; ekorsky@gmail.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: