ИЗУЧЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУЗОПОТОКОВ
Цель работы:
- изучение распределения грузопотоков в автотранспортных системах;
- построение эпюры и картограммы грузопотоков.
Задачи работы:
- закрепить знания о грузах и грузопотоках;
- выполнить расчет объема перевозок, грузооборота, коэффициентов неравномерности в рассматриваемых автотранспортных системах;
- освоить методику построения эпюры и картограммы грузопотоков;
- оформить и защитить лабораторную работу.
Ход выполнения лабораторной работы:
- выполнить подготовку к лабораторной работе;
- заполнить таблицу распределения грузопотоков по данным, представленным в приложении П.1 (в зависимости от варианта);
- построить схему транспортной сети согласно варианту;
- построить эпюру грузопотоков;
- рассчитать объем перевозок, грузооборот и коэффициенты неравномерности;
- построить картограмму грузопотоков;
- подготовить отчет о лабораторной работе и ответить на контрольные вопросы.
Годовой объем перевозок и грузооборот обычно неравномерно распределяются по отдельным месяцам и кварталам. Эти колебания обусловлены спецификой производства, обслуживаемого автомобильным транспортом, климатическими и дорожными условиями.
Неравномерность перевозок грузов (сезонность) наиболее явно просматривается при перевозке сельскохозяйственных грузов, где наибольший объём приходится на летнее-осенний период.
Степень неравномерности характеризуется коэффициентом неравномерности объема перевозок (ηн). Неравномерность грузооборота и объёма перевозок влечет за собой неравномерное использование подвижного состава, что значительно усложняет работу автотранспортных организаций и может привести к несоответствию между возможностями подвижного состава и потребностями в перевозках грузов (табл. 1.1).
Разбивка годового объёма перевозимого груза по кварталам года
с учетом степени неравномерности
| Квартал года | Коэффициент неравномерности объёма перевозок, ηн |
| I | 0,9 |
| II | 1,0 |
| III | 1,2 |
| IV | 0,9 |
Первоначально следует определить объем перевозимого груза:
, (1.1)
где
– объем перевозок в прямом направлении, т;
– объем перевозок в обратном направлении, т.
Коэффициенты неравномерности объема перевозок
и грузооборота
определяются по формулам:
;
, (1.2)
где
– максимальная величина объема перевозок, т;
– средняя величина объема перевозок, т;
– максимальная величина грузооборота, т·км;
– средняя величина грузооборота, т·км.
Эпюра грузопотоков строится исходя из условий перевозок и вида грузов (табл. 1.2), а также схемы транспортной сети и расстояний (рис. 1.1).
Исходные данные
| Пункт | Наименование груза | Объем перевозок, т | |
| отправления | назначения | ||
| А | Б | Песок | 30 |
| В | Грунт | 60 | |
| Г | Кирпич | 80 | |
| Б | А | Грунт | 50 |
| В | Гравий | 70 | |
| Г | Стройматериалы | 90 | |
| В | А | Песок | 40 |
| Б | Грунт | 50 | |
| Г | Кирпич | 20 | |
| Г | А | Песок | 40 |
| Б | Стройматериалы | 60 | |
| В | Грунт | 50 | |

Рис. 1.1. Схема транспортной сети
Для построения эпюры грузопотоков следует сформировать матрицу (шахматку) грузопотоков (табл. 1.3). Прямое и обратное направления определяются исходя из шахматки: грузопотоки, расположенные над диагональю считаются прямым направление, под диагональю – обратным.






