Основные черты работника науки

Тема 3. Наука как система знаний

Науковедение как система знаний.

Классификация наук.

Основные черты работника науки.

 

1. Науковедение как система знаний

В эпоху глобальных изменений и проблем развитие науки имеет огромное значение и требует изучение самой науки как социального явления. Эту проблему решает принципиально новое научное направление, которое имеет название науковедение, или наука о науке. За своей сутью "науковедение" охватывает все существующие науки в их взаимосвязи и в связи с практикой, учитывая экономические, социальные, политические, культурные условия функционирования и развития.

Наука в каждый момент времени выступает как суммарное выражение успехов человечества в познании мира.

Науковедение - это наука, которая изучает закономерности развития науки, структуру и динамику научного знания и научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

Науковедение не является комплексом отдельных дисциплин и даже не синтезом знаний разных аспектов науки, это целостная наука, которая изучает взаимодействие разных элементов, которые определят развитие науки как исторически изменяемой целостности, или системы.

Более чем тысячелетняя история развития науки освещает ряд закономерностей и тенденций собственного развития. Наука на каждом этапе накопливает в концентрированном виде научные достижения, и включается в общий фонд, не перечеркивается дальнейшим и достижениями познания, а только переосмысливается и уточняется.

Наследственность науки ведет до одной линии ее постепенного развития и необратимости его характера, обеспечивает функционирование науки как особого вида социальной памяти человечества, которое теоретически использует предшествующий опыт познания действительности и овладение ее законами.

Процесс развития науки сопровождается накоплением знаний и формированием определенной структуры самой науки.

Приблизительно в 30-е годы двадцатого столетия начала формироваться проблематика науковедения и только в 60-е года этого же столетия наука о науке сформировалась как отдельная область, если четко определился предмет и задача науковедения. В этот период начали создаваться коллективы по вопросам разработки проблем науковедения, определение системы показателей для ключевых науковедческих понятий с использованием методов разных наук. Сформировалась область статистического исследования структуры и динамики информационных потоков научной информации.

В данное время в науковедении четко определенные основные разделы знаний о науке, характеристика которых приведенная в таблицы.

Разделы науковедения и их характеристика:

1. Общая теория науки Разработка концепции науки, основных направлений ее развития, методологии.

2. История науки Исследование динамического процесса накопление научных знаний, выявление закономерностей развития науки.

3. Социология науки Анализ взаимодействия науки и общества в разных социально-экономических формациях, исследование социальных функций и отношений людей в процессе научных исследований.

4. Экономика науки Изучение экономических особенностей развития и использование науки, критериев экономической эффективности научных исследований.

5. Политика и наука Определения направлений науки с учетом объективных условий, потребностей общества и общей политики государства.

6. Теория научного прогнозирования, планирование и управление научными исследованиями Разработка стратегии науки на будущее, планирование материального обеспечения и организации научных исследований.

7. Методология науки Исследование систем в науке, построение моделей науки и разных видов научной деятельности.

8. Организация работы, психология, этика и эстетика научной деятельности Разработка системы организации работы ученых, изучение психологических, этических и эстетичных факторов научной деятельности (интересы, эмоции, индивидуальные особенности ученых).

9. Наука и право Исследования и нормальное обеспечение взаимоотношений между научными коллективами и их работниками, разработка системы международных и государственных законов о науке.

10. Язык науки Разработка международных и национальных систем понятий и терминологии, особенностей стиля изложение результатов научных исследований.

11. Классификация наук Разработка международных и национальных систем классификации наук.

Основными задачами науковедения является:

- изучение законов и тенденций развития науки;

- анализ взаимодействий наук;

- прогноз развития науки;

- проблемы научного знания и научного творчества; - организация науки и управление его развитием.

Итак, науковедение является целостной методолого-социальною системой знаний о науке. Комплексность науковедения выражается в использовании разных методов и достижений всего многообразия наук для разработки специфических проблем, которые не решаются ни единой из отдельных наук.

Науковедение обобщает мировой опыт развития науки, активно влияет на интеграцию отечественной науки с научными системами других стран, поскольку современная наука характеризуется целостным и разносторонним подходом изучения объектов.

Классификация наук

Одним из основных задач науковедения является разработка классификации наук, которая определяет место каждой науки в общей системе научных знаний и взаимосвязь всех наук.

Классификация наук в науковедении выполняет функции группирования научных знаний в определенные системы, которые оказывает содействие унификации науки, ее международным связям и возрастанию темпов развития.

Современная классификация наук выражает взаимосвязь естественных, технических, гуманитарных наук и философии. В основе такой классификации лежат специфические особенности изучения разными науками объектов материального мира.

Классификация фиксирует (отображает) закономерные связи между объектами, определяет их место и основные свойства в целостной системе, является средством сохранения и поиска информации.

Уровень и характер связи между науками определяется предметом, методом и условиями познания объектов, целями и задачами науки, их практическим значением и другими факторами.

Целью классификации наук является раскрытие взаимной связи между науками на основе определенных принципов и отображения этих связей в виде логически аргументированного размещения, группирование совокупности наук в единую систему знаний и графического отображения структуры взаимосвязи между ними в разной форме, в частности, в виде таблиц.

Классификация наук имеет большое научное значение. Опираясь на предметные и методические связи научных дисциплин и их групп, классификация оказывает содействие направленному движению науки от эмпирического накопления знаний к уровню теоретического синтеза, системного подхода к научным проблемам.

По характеру направленности и непосредственному отношению к практике науки принято разделять на фундаментальные и прикладные.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, которые управляют поведением и взаимодействием базисных структур природы и общества. Сфера проведения фундаментальных исследований включает много областей наук. К ним належат: большая группа физико-технических и математических наук (математика, ядерная физика, физика плазмы, физика низких температур, кибернетика); химия и биология; большая группа наук о Земле (геология, геофизика, физика атмосферы, воды и суши); социальные науки. Фундаментальные исследования делятся на свободные (чистые) и целенаправленные.

Свободные (чистые) исследование, как правило, имеют индивидуальный характер и возглавляются признанным ученым - руководителем работы. Характерной особенностью этих исследований является то, что они заведомо не определяют определенных целей, но в принципе направленные на получение новых знаний и более глубокое понимание окружающего мира.

Целенаправленные исследования имеют отношение к определенному объекту и  проводятся с целью расширения знаний о глубинных процессах и явлениях, которые происходят в природе, обществе, без учета возможных областей их применения.

И свободные и целенаправленные фундаментальные исследования могут быть поисковыми.

Фундаментальные науки имеют значительную силу притягивания, их задача находятся на границе между известным и неожидаемым, в связи с чем фундаментальные исследования отличаются неопределенностью конечного результата. Поскольку исследователь, как правило, все время стоит на подступах к неизвестного, выбор конкретных путей фундаментальных исследований часто определяется интуицией, опытом и внутренней логикой развития науки.

В свою очередь, фундаментальные науки постоянно открытые для новых идей и подходов, в них заложенная способность просмотреть обычные представления об окружающем мире, и, если нужно, отказаться от них.

Непосредственная цель прикладных наук состоит в применении результатов фундаментальных наук при решении познавательных и социально-практических проблем.

Прикладные науки могут развиваться с преимуществом как с теоретической, так и практической проблематики. Так, на базе экономической теории, которая является фундаментальной наукой, развивается микро и макроэкономика, экономический анализ и т.п.. Все эти науки можно отнести к теоретической прикладной экономике.

На стыках прикладных наук и производства развивается особая область исследований - так называемые разработки, в процессе которых реализуются результаты практических прикладных наук в виде конкретных технологических процессов, конструкций, материалов.

Как правило, фундаментальные науки в своем развитии опережают прикладные, создавая для них теоретическую базу.

Классификация науки е не самоцелью, она имеет, кроме научного значения, также и практическое. Она служит теоретической основой для многих сторон практической деятельности общества: организации и структуры научных учреждений и их взаимоотношений, планирование научно-исследовательских работ и их взаимосвязи, в особенности тех работ, которые имеют комплексный характер; взаимосвязи теоретических исследований по практическими задачами народного хозяйства и вконце концов, для библиотечной классификации.

Науку как систему в целому условно разделяют на естественные и социально-философские науки. Первые изучают законы и явления окружающего мира и включают: физику, химию, биологию, математику. Другие - закономерности развития общества, к которым належат - история, политология, философия, экономическая теория, основы менеджмента. Среди естественных наук особое место занимают технические, которые разрабатывают новые средства производства. Наука через технику превращается в непосредственную продуктивную силу общества.

В процессе развития научного познания природы, общества и мышления проходило изменение лидеров науки.

Как известно, научное знание зародилось в старинные времена в форме натурфилософии, и естественно, что лидером совокупности наук была философия, под эгидой которой и развивалось зарождение научных знаний.

У средневековья лидером наук стали теологические (католицизм), под эгидой которых развилось религиозное мировоззрение. В эпоху Возрождения в странах Западной Европы возникшая истинная наука в виде природоведения. Она отходит от теологии и становится самостоятельной наукой в связи с потребностями промышленности, которая уже зародилась и стала развиваться. В этот период интенсивно накопляются факты механического, физического и химического характера, конструирование новых инструментов и разработка нового экспериментального метода исследований явлений природы; значительные географические открытия и т.п..

Итак, природоведческие науки с этих пор в своей совокупности становятся лидером всего научного движения что материальному, так и духовному аспектах.

Уже в середине XІ ст. лидирующие позиции занимают экономические и социальные науки. Возрастает количество гуманитарных учреждений. Итак, изменение глобальных лидеров в научном движении можно показать цепочкой: философия - теология - природоведение - гуманитарные науки.

Как видим, последовательность в ряда основных лидеров науки отвечает построению общей классификации науки: сначала направляется как общая наука философия, потом - конкретные науки в порядке поступи от общего к конкретного, которые, в свою очередь, рассматриваются от низшего к высшего - от науки о природе к науке об обществе. В ходе развития мировой человеческой мысли по-разному сложились взаимосвязи основных групп научного знания на разных этапах этого процесса.

Итак, развитие научных знаний - это движение от неразделенной науки старинного мира к сложной системе специализированных знаний во всех сферах человеческой деятельности. Классификация наук осуществляется вместе с формированием научных знаний.

1. Естественные: биология, химия, медицина, геология, физика и др.

2. Технические и точные: математика, информатика, химическая технология; и др.

3. Гуманитарные: экономика, юриспруденция, политология, история, филология, философия и др.

В процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных, гуманитарных (социальных) и технических наук. Происходит возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение еѐ социального значения. Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым они подчиняются. Различные науки и научные дисциплины развиваются в связи друг с другом, взаимодействуя по разным

направлениям. Одно из них – использование данной наукой знаний, полученных другими науками. Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать на участках «стыка», взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач получает все большее развитие. Это – магистральныйпуть формирования «единой науки будущего».

Одной из важных закономерностей развития науки – усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых информационных технологий. Но следует помнить, что математические методы надо применять разумно. Количественно - математические методы должны основываться на качественном, факти-

ческом анализе данного явления.

Процесс математизации захватывает и социально-гуманитарные науки – экономическую теорию, историю, социологию, и др. Говоря о стремлении «охватить науку математикой», В.И.Вернадский писал, что «это стремление,

несомненно, в целом ряде областей способствовало огромному прогрессу науки Х1Х и ХХ столетий. Но математические символы далеко не могут охватить всю реальность, и стремление к этому в ряде определенных отраслей знания приводит не к углублению,

 

Высшей аттестационной комиссией (ВАК) по согласию Министерства образования и науки утверждена такая классификация наук:

01. Физико-математические науки.

02. Химические науки.

03. Биологические.

04. Геологические.

05. Технические.

06. Сельскохозяйственные.

07. Исторические.

08. Экономические.

09. Философские.

10. Филологические.

11. Географические.

12. Юридические.

13. Педагогические.

14. Медицинские.

15. Фармацевтические.

16. Ветеринарные.

17. Искусствоведение.

18. Архитектура.

19. Психологические.

20. Военные.

21. Национальная безопасность.

22. Социологические.

23. Политические.

24. Физическое воспитание и спорт.

25. Государственное управление.

Любая из этих наук включает несколько групп. Оформление науки как социального института, состоялось только в начале XVІІІ ст., если в Европе были созданные научные общества и академии, а также начали выдаваться научные журналы.

 

Основные черты работника науки

Наука является особой сферой человеческой деятельности, и она требует определенных качеств от людей, которые ею занимаются.

Прежде всего - это целеустремленность. Человек должен быть нацелена на преодоление разной трудности, которые возникают перед ею. Следует быть уверенному в своих силах, правильности избранного направления поиска. Целеустремленность разрешает четко вообразить перспективу работы, планировать выполнения отдельных этапов.

Неотъемлемым качеством работника науки является любовь к работе, следует выработать в себе выдержку и терпение, поскольку на начальных этапах научного исследования возможные определенные неудачи, просчеты. В ряде случаев обстоятельства заставляют проводить дополнительную проверку полученных результатов, которые связаны с затратами физических и духовных сил.

Обязательное качество научного работника - абсолютная честность в работе. Не допускается субъективный подход к полученным результатам, желание "подогнать" свои данные к выводам, которые не вытекают из проведенного исследования.

Научный работник должен быть скромным и самокритичной, не считать себя безгрешным, уважать мысль коллег. Одной из важных черт научного работника является чувство нового, активная поддержка всего прогрессивного. Способность идти "в ногу" с эпохой, ощущать ее "пульс".

На всех этапах исследования научный работник должен стремиться к объяснению фактов, предметов, явлений, стараться обнаружить что-то новое в науке. Поэтому для научного творчества характерной является постоянный кропотливый умственный труд. В связи с этим целесообразно вспомнить китайскую пословицу, которое утверждает: "Ты можешь стать умным тремя путями: путем собственного опыта - это наиболее плохой путь; путем наследования - легчайший; путем мышления - это благороднейший путь".

Значительных результатов достигают те, кто приучил себя думать постоянно, концентрировать свое внимание на предмете исследования.

Очень важно научиться самостоятельно разбираться в сложных вопросах теории и практики, работать с научной литературой, уметь найти главное, решающее звено в данных условиях. Умение выделить основные проблемы в науке дает возможность правильно определить стратегию, обосновать перспективные планы ее развития.

Научный работник должен быть всесторонне развитым специалистом, владеть достижениями отечественной и мировой науки в своей области. Важным является и умение работать в коллективе. Ныне решение значительных проблем требует объединение усилий многих ученых.

Большое значение в деятельности научного работника имеет знание им реальных проблем производства, обмен опытом с людьми практики; творческое обсуждение спешных вопросов, которые порождают новые идеи, новую научную мысль.

Каждый научный работник должен заниматься пропагандой научно-технических знаний независимо от сферы его деятельности.

Очень важно владеть правильной методикой научного познания. Каждое исследуемое явление следует рассматривать в его развития.

Субъектом научной деятельности является: ученые, научные работники, педагогические-научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения ІІІ - ІV уровней аккредитации, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: