Конкретность, четкость мышления и изложения, чтобы тот, кого консультируют, максимально ясно понимал проблему

Знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя.

Искренность – умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом.

Соответствие – вести себя так, чтобы используемые слова соответствовали жестам, «языку телодвижений».

Сиюминутность – иметь дело именно с тем, что происходит в данный момент встречи.

В процессе общения необходимо владеть следующими навыками умения слушать собеседника:

1. Не уходите от ответственности за общение: помните, что в общении участвуют как минимум два человека, которые попеременно говорят и слушают. Если вам не ясно, о чем говорит собеседник, дайте ему об этом знать уточняющими вопросами или, переформулировав сказанное, попросите поправить вас.

2. Будьте физически внимательны, Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник, помните, что любой человек может удерживать сконцентрированное внимание в пределах только нескольких минут.

3. Старайтесь понять не только смысл, но и чувства собеседника, декодируйте эмоциональные оттенки сообщений, наблюдайте за невербальными сигналами говорящего, т.е. проникайте в смысл его интонации, мимики, жестов следите за тем, как часто говорящий смотрит на вас и как он поддерживает с вами визуальный контакт, следите за тоном голоса и скоростью речи, обратите внимание на то, на каком расстоянии от вас сидит или стоит говорящий, а так же способствуют ли невербальные сигналы усилению речи говорящего или противоречат словесному содержанию.

4. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику: чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего, вызывает у говорящего излишнюю напряженность или, напротив, неуверенность и вялость.

5. Старайтесь выразить понимание, войдите в психодинамику речевого поведения собеседника, чтобы понять, что в действительности он переживает и что пытается сказать, эмоциональное одобрение говорящего помогает слушающему точнее понять сообщение.

6. Слушайте самого себя. Слушать себя особенно важно для обеспечения своей готовности слушать других.

Слушая собеседника, никогда не делайте следующего:

1. Не претворяйтесь слушающим, вас быстро разоблачат – отсутствие интереса и ск3ука неминуемо проявятся в мимике и жестах.

2. Не перебивайте без надобности. Если же вы кого то перебили, постарайтесь тут же восстановить ход мыслей собеседника.

3. Не делайте поспешных выводов. Проявившаяся субъективная оценка заставляет собеседника занять оборонительную позицию.

4. Не попадайтесь на поспешных выражениях. Когда вы мысленно не соглашаетесь с каким – то доводом, то обычно тут же начинаете формулировать возражение, т.е. перестаете слушать дальнейшее и ждете очереди высказаться. Затем, ворвавшись в разговор, вы настолько увлекаетесь обоснованием своей точки зрения, часто не слышите, как собеседник давно говорит вам: «Это и есть то – что я пытаюсь вам сказать».

5. Не задавайте одновременно слишком много вопросов. Это подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и целесообразность, вынуждает занять оборонительную позицию.

6. Не претендуйте на эмоциональную проницательность. Это снижает доверие к вам. Лучшим свидетельством того, что вы внимательны, будут замечания: «Это очень обидно», «Вы чем то разочарованны?».

7. Не давайте не прошеных советов. Прежде всего, необходимо установить чего хочет собеседник, совместно поразмышлять, обсудить свои вопросы или получит конкретную информацию.

Формирование коммуникативных навыков, требует и времени, и терпения.

Необходимо управлять собой в любой ситуации. Будьте доброжелательны, тактичны, выдержаны. Помните что лицо, излучающее доброжелательность оптимизм, притягивает людей, как магнит. Вежливость и приветливость – одно из ведущих правил всех социальных работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: