Социальные ЧС – это события, происходящие в обществе – это войны, межнациональные конфликты, геноцид, терроризм, крупные ограбления, мошенничество в больших масштабах.
В ХХI в. Появилась постоянная угроза безопасности человечества – это терроризм.
Терроризм ( от лат.- страх, ужас) – метод, посредством которого организованная группа или лицо стремится достичь своих целей, преимущественно через насилие.
Наибольшую опасность в мире представляет деятельность ряда экстремистских религиозных организаций, которые не только финансируют террористов и сепаратистов, но и непосредственно, активно участвуют в подготовке и осуществлении терактов на территории различных стран.
Шантаж – преступление, заключающееся в угрозе разоблачения, разглашения позорящих сведений с целью добиться каких-либо выгод.
Мошенничество- преступление, заключающееся в завладении государственным, общественным или личным имуществом.
Бандитизм- это организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения либо на отдельных лиц.
По мере становления правового государства, улучшения качества жизни и культуры населения, количество социальных опасностей должно, несомненно, снижаться, что будет способствовать повышению безопасности каждого человека и всего общества в целом.
Занятие 2. Практическая работа № 1.
«Опасные и вредные факторы, их воздействие на человека на производстве».
1.ЦЕЛЬ РАБОТЫ
1. Повторить и закрепить понятия «Опасные факторы», «Вредные факторы», «Психофизические производственные факторы» и классификацию опасных и вредных факторов;
2.Заполнить сравнительную таблицу.
3. Научиться делать выводы по таблице.
2.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Все факторы, воздействующие на людей подразделяются, таким образом, на естественные, то есть природные, и антропогенные - вызванные деятельностью человека.
Опасные и вредные факторы по природе действия подразделяются на физические, химические, биологические и психофизические.
1. К физическим опасным и вредным факторам относятся:
• Движущиеся машины механизмы, подвижные части
оборудования, неустойчивые конструкции и природные образования;
• Острые и падающие предметы;
• Повышение и понижение температуры воздуха;
• Повышенная запылённость и загазованность;
• Повышенный уровень шума, акустические колебания, вибрации;
• Повышенное или пониженное барометрическое давление;
• Повышенный уровень ионизирующего излучения, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;
• Недостаточное освещение;
• Повышенная яркость, пульсация светового потока;
• Рабочее место на высоте.
2. К химическим опасным и вредным факторам относятся:
• Вредные вещества используемые в технологическом процессе;
• Промышленные газы;
• Ядохимикаты;
• Лекарственные средства;
• Боевые отравляющие вещества;
3. Биологические опасные и вредные факторы:
• Патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности;
• Растения и животные;
4.Психофизические производственные факторы - это факторы, обусловленные особенностями характера организации труда, параметров рабочего места и оборудования.
По характеру действия делится на:
• Физические (статистические и динамические)
• Нервно-психические (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
3.МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТАБЛИЦЕЙ.
1. В рабочую тетрадь начертите таблицу сравнения:
Таблица сравнения
Сфера производства | Опасные и вредные факторы | Воздействие фактора на человека |
1 | 2 | 3 |
2. На основе перечисленных сфер производства заполните первую графу. (Расположите сферы производства согласно уменьшения действия опасных и вредных факторов)
• Рабочий на химическом заводе
• Учитель математики в школе
• Воспитатель в детском саду
• Инженер в конструкторском бюро
• Каменщик на стройке
• Врач-хирург на операции
• Повар
• Пожарный на выезде
• Экономист
• Продавец продовольственных товаров.
3. 2 и 3 графу заполнить согласно классификации опасных и вредных факторов.
4. Сделать вывод.
Контрольные вопросы.
1. Какие изменения и заболевания могут развиваться в организме работающих при воздействии неблагоприятного производственного микроклимата?
2. Перечислите мероприятия по защите от неблагоприятного действия, перегревающего и охлаждающего производственного микроклимата.
3. Что такое вибрации? Виды вибрации и ее влияние на организм.
4. Какие методы используются для снижения уровня вибрации машин и оборудования?
5. Какие изменения возникают при действии шума на организм человека?
6. Какие мероприятия используются для борьбы с шумом на производстве?
ЛИТЕРАТУРА: Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности.Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. (стр. 19-35)
Тема 1.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
Занятие 3. РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи по защите населения от ЧС.