В конце ХХ – начале ХХI века угроза глобальной войны, тем более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать. Существовавшая ранее в нашей стране система гражданской (ГО) была ориентирована, прежде всего, на чрезвычайные ситуации военного времени. Однако, она активно также участвовала в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Вместе с тем, справиться в полной мере с этой работой система ГО не могла.
Поэтому в 1992 г. функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской системой предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) и Силами гражданской обороны: РСЧС решает задачи в мирное время, ГО – в военное время. В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
В феврале 1994 г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который стал законодательной основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). В роли управляющего и организующего центра РСЧС выступает МЧС России.
|
|
На МЧС России возложена организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасностей, возникающих при военных действиях. В ноябре 1995 года была завершена организация РСЧС.
Вопрос № 2. Задачи РСЧС.
· разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС любого характера;
· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
· подготовка населения к действиям при ЧС;
· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
· ликвидация ЧС;
· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
|
|
· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Вопрос № 3. Органы управления системы РСЧС.
- на федеральном уровне – МЧС России;
- на региональном уровне – региональные центры по делам ГОЧС;
- на территориальном уровне – министерства, комитеты, главные управления и другие органы управления по делам ГОЧС;
- на объектовом уровне – отделы (сектора или специально уполномоченные лица) по делам ГОЧС.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС.
Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно- промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
Эпизоотия – подъем заболеваемости инфекционной болезнью среди животных на определенной территории.
Эпифитотия – широкое распространение инфекционной болезни растений, охватывающей район, область или страну.
Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно- промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС