Принципы дедуктивного метода

ЛЕКЦИЯ 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI - XVII вв.)

И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII - XIX вв.).

 

1. Основные проблемы и направления философии Нового времени.

2. Рационализм

3. Эмпиризм

4. Философия эпохи Просвещения.

1.

Основные черты философии Нового времени:

    1. В центре внимания философии – гносеология. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. Философия должна изучать именно мышление, его законы и методы, с которого начинается построение всех наук.

    2. Полная секуляризация (освобождение от влияния церкви) науки.

    3. Поиск главного метода мышления, метода «чистого разума» - то есть общего для всех наук метода познания.

    В поисках метода «чистого разума» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум).

    Рационалисты (Р. Декарт, Б Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Опытные данные всегда сомнительны. Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Дедуктивный метод познания – от общего к частному.

Эмпирики(Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк) считали, что единственный источник знания – это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Это индуктивный метод познания.

     

2.Рационализм.

 

    Р.Декарт (1596-1650). «Правила для руководства ума»; «Размышление о первой философии»; «Рассуждение о методе»; «Начала философии». Творчество Декарта иначе называют «картезиантство» (Картезиус – латинизированное имя Декарта).

    Декартдуалист. Весь мир делит на два вида субстанций - духовную и материальную. Основной атрибут духовной субстанции – мышление, материальной – протяжение. Остальные атрибуты произвольны от этих первых и их следует называть Модусы. Модусы мышления: чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы протяжения: форма, движение, положение в пространстве и т.д. Человек состоит из двух субстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существуют обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой.

Субстанция в философии - это то, что для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя. Т.о. подлинной субстанцией является только Бог - вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего.

По Декарту, субстанция – это то, что для своего существования нуждается лишь в существовании бога. Сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг другу, по отношению к высшей субстанции – богу – они производны, вторичны и зависят от него.

    Декарт пытается найти точку отсчета познания человека, т.е. первое абсолютно достоверное положение, которое является началом любой науки. Можно усомниться абсолютно во всем, что существует. Единственное, что не подвергается сомнению – это собственное существование. Невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение – свойство мысли. Отсюда известный тезис Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). Именно мысль человека, разум составляет отправную точку познания.

    В качестве идеального научного метода познания Декарт предлагает дедуктивный метод.

Принципы дедуктивного метода

1. Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание – аксиомы;

2. Каждую сложную проблему разделять на частные задачи;

3. Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;

4. Строго соблюдать последовательность исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

    Большинство знаний достигается благодаря познанию и методу дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается в доказательствах. Это «врожденные идеи» -  изначально очевидные и достоверные знаний, которые всегда пребывают в разуме человека («Бог», «число», «тело», «душа», «структура»).

    Конечная цель познания - господство человека над природой.

    Б. Спиноза (1632 – 1677) «Богословско-политический трактат», «Этика». Главным недостатком декартовой теории субстанции считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция – сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя; с другой, все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самой себя, тем не менее сотворены кем-то иным – высшей и единственной истинной субстанцией – Богом. И в своем существовании полностью зависят от него. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношении сотворения, и в отношении существования от другой субстанции – Бога. Спиноза считал, чтобы решить противоречие дуализма нужно отождествить Бога и природу. Существует лишь одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя (causa sui). Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а «с другой – «природа сотворенная» (мир). Природа и Бог едины. Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции – Природы-Бога. Внешней причиной существования модусов является единая субстанция, они всецело зависят от нее, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Субстанция же бесконечна во времени и пространстве, вечна (несотворима и неуничтожима), неподвижна, имеет внутреннюю причину самой себя, обладает множеством свойств (атрибутов), главные из которых – мышление и протяжение.

Три рода знания:

    Низшая ступень - знание, основывающееся на воображении. (с опорой на чувственные восприятия внешнего мира).

    Вторая ступень - знание, основывающееся на уме. Истины выводятся посредством доказательств.

    Третья ступень - знание, опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством. Это истины, усматриваемые в интуиции, т.е. непосредственные созерцания ума. Они достоверны и отличаются наибольшей ясностью и отчетливостью.

    Готфрид Лейбниц (1646 – 1717). «Монадология», «Теодицея», «Новые опыты о человеческом разуме». Учение о монадах.Монада – это простейшая духовная неделимая частица, из совокупности которых и состоит весь мир. Любая монада есть и душа и тело. Благодаря монаде материя обладает способностью самодвижения. Монада проста, неделима, неповторима, подвержена изменениям, непроницаема, замкнута, независима от других монад, неисчерпаема, бесконечна, активна. Монада - «живое зеркало Вселенной».

    4 качества монады: стремление, влечение, восприятие, представление

        

Классы монад:

«голые монады» – неорганика (камни, земля);

монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

монады человека (души) – обладают сознанием, памятью и умом.

Высшая монада – Бог.

    Лейбниц пытается примирить эмпиризм и рационализм. Все знания он разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта». Т. о., познание двояко.

    «Истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер.

    «Истины факта» - знания, полученные эмпирическим путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды).

            

Эмпиризм.

        

    Фр. Бэкон(1561-1626) – родоначальник эмпиризма. «Новый Органон» и «Новая Атлантида».

    Учение о «призраках», «идолах».

         «Идолы» - это плохие привычки ума, которые ведут его к заблуждениям, мешая объективному познанию мира.

идолы рода связаны с тем, что человеческий ум и органы чувств от природы несовершенны, они подобны искривленному зеркалу, в котором преломляется свет истины; от этих идолов невозможно избавиться;

идолы пещеры – это личные суеверия и предрассудки, присущие тому или иному человеку;

идолы Рынка связаны с неадекватным употреблением слов; они мешают людям понять мысль, выраженную в словесной форме;

идолы Театра возникают из-за слепой приверженности авторитетам или общепринятым правилам мышления.

Пути исследования:

    «Метод муравья» - исследователь похож на муравья, который тащит в муравейник то, что ему попадётся.

«Метод паука» - исследователь как паук ткёт из себя паутину, в отрыве от опыта, конструирует реальность.

«Метод пчелы» (истинный), - пчела, собрав пыльцу/нектар, перерабатывает получая новое качество – мёд. Так и исследователь, собирая, классифицируя нужные факты, обобщая их, получает новое знание.

Лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции с использование рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. Главные задачи познания – практические результаты деятельности человека (новые изобретения, развитие экономики) Отсюда известный афоризм Ф.Бэкона: «Знание – сила!».

    Томас Гоббс (1588 – 1671)«Левиафан» выступает против учения Р.Декарта о врожденных идеях. Источником познания по Гоббсу могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Чувственные восприятия в его понимании – это полученные органами чувств сигналы из окружающего мира и их последующая переработка. Философ называет их «знаками».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: