ЛЕКЦИЯ 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI - XVII вв.)
И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII - XIX вв.).
1. Основные проблемы и направления философии Нового времени.
2. Рационализм
3. Эмпиризм
4. Философия эпохи Просвещения.
1.
Основные черты философии Нового времени:
1. В центре внимания философии – гносеология. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. Философия должна изучать именно мышление, его законы и методы, с которого начинается построение всех наук.
2. Полная секуляризация (освобождение от влияния церкви) науки.
3. Поиск главного метода мышления, метода «чистого разума» - то есть общего для всех наук метода познания.
В поисках метода «чистого разума» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум).
Рационалисты (Р. Декарт, Б Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Опытные данные всегда сомнительны. Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Дедуктивный метод познания – от общего к частному.
|
|
Эмпирики(Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк) считали, что единственный источник знания – это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Это индуктивный метод познания.
2.Рационализм.
Р.Декарт (1596-1650). «Правила для руководства ума»; «Размышление о первой философии»; «Рассуждение о методе»; «Начала философии». Творчество Декарта иначе называют «картезиантство» (Картезиус – латинизированное имя Декарта).
Декарт – дуалист. Весь мир делит на два вида субстанций - духовную и материальную. Основной атрибут духовной субстанции – мышление, материальной – протяжение. Остальные атрибуты произвольны от этих первых и их следует называть Модусы. Модусы мышления: чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы протяжения: форма, движение, положение в пространстве и т.д. Человек состоит из двух субстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существуют обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой.
Субстанция в философии - это то, что для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя. Т.о. подлинной субстанцией является только Бог - вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего.
По Декарту, субстанция – это то, что для своего существования нуждается лишь в существовании бога. Сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг другу, по отношению к высшей субстанции – богу – они производны, вторичны и зависят от него.
|
|
Декарт пытается найти точку отсчета познания человека, т.е. первое абсолютно достоверное положение, которое является началом любой науки. Можно усомниться абсолютно во всем, что существует. Единственное, что не подвергается сомнению – это собственное существование. Невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение – свойство мысли. Отсюда известный тезис Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). Именно мысль человека, разум составляет отправную точку познания.
В качестве идеального научного метода познания Декарт предлагает дедуктивный метод.
Принципы дедуктивного метода
1. Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание – аксиомы;
2. Каждую сложную проблему разделять на частные задачи;
3. Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
4. Строго соблюдать последовательность исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
Большинство знаний достигается благодаря познанию и методу дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается в доказательствах. Это «врожденные идеи» - изначально очевидные и достоверные знаний, которые всегда пребывают в разуме человека («Бог», «число», «тело», «душа», «структура»).
Конечная цель познания - господство человека над природой.
Б. Спиноза (1632 – 1677) «Богословско-политический трактат», «Этика». Главным недостатком декартовой теории субстанции считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция – сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя; с другой, все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самой себя, тем не менее сотворены кем-то иным – высшей и единственной истинной субстанцией – Богом. И в своем существовании полностью зависят от него. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношении сотворения, и в отношении существования от другой субстанции – Бога. Спиноза считал, чтобы решить противоречие дуализма нужно отождествить Бога и природу. Существует лишь одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя (causa sui). Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а «с другой – «природа сотворенная» (мир). Природа и Бог едины. Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции – Природы-Бога. Внешней причиной существования модусов является единая субстанция, они всецело зависят от нее, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Субстанция же бесконечна во времени и пространстве, вечна (несотворима и неуничтожима), неподвижна, имеет внутреннюю причину самой себя, обладает множеством свойств (атрибутов), главные из которых – мышление и протяжение.
Три рода знания:
Низшая ступень - знание, основывающееся на воображении. (с опорой на чувственные восприятия внешнего мира).
Вторая ступень - знание, основывающееся на уме. Истины выводятся посредством доказательств.
Третья ступень - знание, опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством. Это истины, усматриваемые в интуиции, т.е. непосредственные созерцания ума. Они достоверны и отличаются наибольшей ясностью и отчетливостью.
Готфрид Лейбниц (1646 – 1717). «Монадология», «Теодицея», «Новые опыты о человеческом разуме». Учение о монадах.Монада – это простейшая духовная неделимая частица, из совокупности которых и состоит весь мир. Любая монада есть и душа и тело. Благодаря монаде материя обладает способностью самодвижения. Монада проста, неделима, неповторима, подвержена изменениям, непроницаема, замкнута, независима от других монад, неисчерпаема, бесконечна, активна. Монада - «живое зеркало Вселенной».
|
|
4 качества монады: стремление, влечение, восприятие, представление
Классы монад:
«голые монады» – неорганика (камни, земля);
монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
монады человека (души) – обладают сознанием, памятью и умом.
Высшая монада – Бог.
Лейбниц пытается примирить эмпиризм и рационализм. Все знания он разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта». Т. о., познание двояко.
«Истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер.
«Истины факта» - знания, полученные эмпирическим путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды).
Эмпиризм.
Фр. Бэкон(1561-1626) – родоначальник эмпиризма. «Новый Органон» и «Новая Атлантида».
Учение о «призраках», «идолах».
«Идолы» - это плохие привычки ума, которые ведут его к заблуждениям, мешая объективному познанию мира.
— идолы рода связаны с тем, что человеческий ум и органы чувств от природы несовершенны, они подобны искривленному зеркалу, в котором преломляется свет истины; от этих идолов невозможно избавиться;
— идолы пещеры – это личные суеверия и предрассудки, присущие тому или иному человеку;
— идолы Рынка связаны с неадекватным употреблением слов; они мешают людям понять мысль, выраженную в словесной форме;
— идолы Театра возникают из-за слепой приверженности авторитетам или общепринятым правилам мышления.
Пути исследования:
«Метод муравья» - исследователь похож на муравья, который тащит в муравейник то, что ему попадётся.
«Метод паука» - исследователь как паук ткёт из себя паутину, в отрыве от опыта, конструирует реальность.
|
|
«Метод пчелы» (истинный), - пчела, собрав пыльцу/нектар, перерабатывает получая новое качество – мёд. Так и исследователь, собирая, классифицируя нужные факты, обобщая их, получает новое знание.
Лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции с использование рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. Главные задачи познания – практические результаты деятельности человека (новые изобретения, развитие экономики) Отсюда известный афоризм Ф.Бэкона: «Знание – сила!».
Томас Гоббс (1588 – 1671)«Левиафан» выступает против учения Р.Декарта о врожденных идеях. Источником познания по Гоббсу могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Чувственные восприятия в его понимании – это полученные органами чувств сигналы из окружающего мира и их последующая переработка. Философ называет их «знаками».