· сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений (пение птиц, рычание хищников, мяукание и т.д.);
· метки – различные знаки, придуманные человеком для общения;
· естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния и т.д.);
· произвольные знаки общения – слова различных языков;
· знаки в роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон);
· знаки знаков – общие понятия.
Дж. Локк (1632-1704) «Опыт о человеческом разуме» исследует проблемы теории познания. Человек получает знание из опыта, посредством деятельности органов чувств. Основная задача гносеологии – исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания. Знание должно стимулировать умственную деятельность человека и обслуживать нужды его практики. Идеи и понятия не являются врожденными, а имеют опытное происхождение. В момент своего рождения душа человека – чистый лист бумаги. Этот лист заполняется по мере практической и познавательной деятельности.
|
|
Виды знаний по Локку
· сенситивное знание (в ходе непосредственного восприятия предметов); - самое несовершенное. Оно показывает нам лишь существование и облик отдельных внешних предметов.
· интуитивное знание (белое не есть черное);
· демонстративное знание (выводное, доказательное);
· умозрительное (умственное знание); - (интуитивное+демонстративное)
Философия эпохи Просвещения: специфика и направления.
Франция XVIII в. Такое название она получила в связи с тем, что для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах. Они надеялись на распространение положительных знаний среди образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные принципы в повседневную жизнь своих стран. В конечном итоге, именно они идеологически подготовили великую французскую революцию 1789-1794 гг.
Особенности философии Просвещения:
1. Все существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено с помощью разума.
2. Научный закон, как объективная и независимая от желания человека связь между явлениями природы.
3. Важнейший закон развития общества – прогресс (от менее совершенных форм, к более развитым).
4. Критика абсолютной власти монарха, сословного строя, ограничение личных прав и свобод; формирование концепции реформ, направленной на построение общества «общественного блага», в котором личность, её права и свободы будут незыблемы;
5. Ввод в широкий научный оборот понятия «цивилизация». По их мнению она представляет собой:
|
|
- с одной стороны – определенный этап в развитии человеческого общества;
- с другой стороны – всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни народов (признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом и т.д.).
6. Развитие различных вариантов «договорной теории» (общественного договора, разделения властей и т.д.).
Основные направления эпохи Просвещения
1. Деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк) – критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей - Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует.
2. Атеистическо-материалистическое (Мелье, Ламетри. Дидро, Гельвеций, Гольбах) - отвергали сами идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
3. Социал-утопическое (коммунистическое) направление. (Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье) - жестко критиковали существующий строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая как всеобщее равенство.
ТЕМА 5 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVI - XVIII вв.).
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Особенности и основные направления философии Нового времени
2. Рационализм
3. Эмпиризм
4. Особенности философии эпохи Просвещения.
5. Основные направления философии эпохи Просвещения.
Тема для докладов и сообщений
1. Основные труды Фр. Бэкона «Новый Органон» и «Новая Атлантида»
2. «Левиафан» Т. Гоббса
3. Философия эпохи просвещения:
· Философские идеи Вольтера
· Философия Руссо
· Энциклопедия Дидро
· Философия Гольбаха
· Философия Гельвеция
· социал-утопическое (коммунистическое) направление ( Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье).
Литература
1. Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Брянск: «Курсив», 1998. – 336с. – С. 113-171
2. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 736с. – С. 164 – 215
3. «Словари и энциклопедии на Академике», электронный ресурс. – Режим доступа: www. dic.academic.ru