Звукошумовое оформление

Шумовое оформление, шумовые приборы

Шумовое оформление - имитация в театре шумов и звуков окружающего мира или использование шумовых эффектов, не вызывающих конкретных жизненных ассоциаций.

Шумовое оформление применяется с целью усиления художественного воздействия спектакля, способствует созданию иллюзии реальности происходящего на сцене, повышает эмоциональное напряжение кульминаций (напр., Сцена грозы в "Короле Лире" Шекспира).

 В зависимости от спектакля различают шумовое оформление "реалистическое" и условное, иллюстративное и ассоциативно-символическое.

Типы "реалистического" шумового оформления: звуки природы (пение птиц, шум прибоя, завывание ветра, гром и т. д.), шумы транспортные (стук колёс поезда и др.), батальные (выстрелы, взрывы), производственные (шум станков, моторов), бытовые (телефонный звонок, бой часов).

Условное шумовое оформление применялось в старинной восточной драме (напр., в японском театре кабуки), особенно широко оно используется в современном театре. Шумовое оформление в лучших спектаклях органично сочетается с музыкальным.

Звукошумовое оформление спектакля издавна включало выстрелы, петарды, громыхание, железного листа, звон оружия. В старых театральных зданиях (напр., в Останкинском т-ре графа Шереметева) поныне сохранились некоторые звукошумовые устройства.

Большое значение придавалось шумовому оформлению в реалистическом театре К. С. Станиславского. В спектаклях МХАТа использовались разнообразные специально сконструированные шумовые аппараты - барабаны, фоновое железо, "треск", "громовой раскат", "ветер" и др.; ими управляли бригады шумовиков.

 Для шумового оформления широко применяют магнитную запись, радиотехнику (в т. ч. стереофонические эффекты); обычно театр располагает шумовой фонотекой.

Шумовые приборы используют лишь для создания наиболее распространённых шумов или для имитации шумов при записи их на плёнку (в случае трудности "работы на натуре"). Разнообразные шумы получают также с помощью электронных устройств.

В практике театров бытуют выражения «музыкальное сопровождение», «звуковое решение», «шумовое сопровождение» и т. д. Стоит сразу договориться, что под общим понятием «звуковое оформление» мы будем иметь в виду музыкальное, шумовое и звукотехническое оформление.

К музыкальному оформлению относится включение в спектакль вокальных произведений, танцев, инструментальных пьес, фрагментов симфонических произведений, хора — одним словом, музыки всех жанров и форм.

К шумовому оформлению — включение в сценическое действие театральных шумов, а также таких звуков, как пение птиц, крики животных, колокольный звон и т. п. Сюда же относятся и различные звуковые эффекты.

Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумами как чем-то второстепенным, дополнительным и не просто организует сопровождение, он ищет то единственное, необходимое, органичное соединение сценического действия с музыкой, шумом, звуком, которое вытекает из смысла постановки.

Эхо же относится и к понятию «звуковые эффекты». Создание по ходу сценического действия с помощью тех или иных средств - эха, пролета самолета, прохода поезда, эффекта реверберации и т. д. и т. п. осуществляется не просто ради эффекта, а для достижения художественной правды спектакля.

Под звукорежиссурой драматической постановки следует понимать творческую организацию ее музыкального и шумового оформления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: