Тоталитаризм как политический режим

 

Тоталитаризм как политический режим по своим основным характеристикам противоположен демократическому. До ХХ века в мировой истории не было правления аналогичного тоталитарному режиму. На это обращали внимание такие известные специалисты по тоталитарным режимам как Х. Арендт, Р. Арон, Ж. Желев, К. Поппер, К. Фридрих, Ф. Хайек и другие.

Тоталитаризм – это политический режим, стремящийся к установлению полного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и общества в целом. На пути к тотальному контролю ликвидируются всякие ограничения, которые могут сдерживать власть в её стремлении к полному подчинению общества. Здесь остаётся минимум свободы для проявления творческой природы человека. Для ограничения свободы и достижения полного контроля используются: тотальная идеология, однопартийная система, жесткий контроль государства над экономикой, его монополия на средства массовой информации, система террористического полицейского контроля и организованного насилия.

Согласно Х Арендт, тоталитаризм – это система массового террора, нагнетающая в обществе атмосферу всеобщего страха. Историческими причинами возникновения такого устройства выступали: революции и попытка новых режимов быстро преобразовать жизнь на справедливых началах; поражение в войнах и стремление преодолеть результаты поражения; обострение внутренних противоречий в стране; навязывание тоталитарного режима извне и др.

 Так, первая мировая война и революция стали причиной возникновения тоталитарного режима в России. Поражение в первой мировой войне и внутренние противоречия послужили причиной становления нацистского режима в Германии.

Рассматривая тоталитаризм как исторический феномен, исследователи выделяют ряд его взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков:

1. Утверждение господства единой идеологии, которая пронизывает социально-политическую и духовную жизнь общества и единственной партии, руководимой вождём и слившейся с государственным аппаратом;

2. Проникновение государства во все сферы жизни общества.  Централизованное планирование экономики. Административно-партийный контроль над отправлением правосудием. Утверждение легистской концепции правопонимания, согласно которой «право есть совокупность законов, принятых государством».

3. Ликвидация плюрализма в средствах массовой информации и господство государственной пропаганды, создание механизмов манипуляция массовым сознанием

4. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали и утверждение принципа «цель оправдывает средства». Граждане тоталитарного государства совершают аморальные действия из преданности идеалу (Ф.Хайек).

5. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур. Контроль правящей партии над вооружёнными силами

6. Уничтожение политических и гражданских прав и свобод Стирание границ между государством, гражданским обществом и личностью.

7. Стремление к экспансии.

Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую.

Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, но использовали внерыночные механизмы контроля экономической сферы.

С 1922 г. установление фашизма в Италии происходило на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Этому способствовала реакция общества, особенно мелкой и средней буржуазии на отставание процесса формирования сильной национальной экономики, складывания целостности страны. Основатель и глава итальянской фашистской партии, итальянский диктатор Муссолини так характеризовал фашистскую идеологию: фашистская концепция жизни подчеркивает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства. …Фашизм подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида. Фашизм рассматривает Государство как абсолют, в сравнении с которым все индивиды или группы относительны и должны рассматриваться только по отношению к Государству.

Ещё одной формой правого тоталитаризма явился национал-социализм в виде фашизма, пришедшего к власти в Германии в 1933 г. Его установление было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. Следует отметить, что на рост национального и социального самосознания немцев существенное влияние оказывало поражение в Первой мировой войне (1914-1918). Возрождение могущества и величия Германии национал-фашисты пытались совершить путем объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлись: мелкая и средняя буржуазия, значительная часть рабочего класса, социальное положение которых стало унизительно нетерпимым в результате глубокого экономического кризиса 1929-1933 годов. Вследствие этого участие в фашистском движении для мелкой и средней буржуазии, части рабочих и служащих представлялось возможностью создать новый социальный порядок, приобрести в нем новый статус и преимущества – в зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом. Страх перед политической активизацией народных масс побудил также крупную буржуазию сделать ставку на национал-фашистскую партию. Так сложились условия для утверждения тоталитаризма в Германии.

Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные ему режимы в социалистических странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается) на распределительную плановую и огосударствлённую экономику. Социалистический тоталитаризм стремился реализовать, согласно марксисткой теории, идеал «светлого будущего», который, как казалось, воплощал мечты о справедливом и совершенном обществе. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства. Однако это «сильное» государство привело к массовым жертвам в топке «классовой борьбы» и борьбы за власть. «Народу России, судьбу которого исковеркал тоталитарный режим, хорошо понятны обострённые чувства поляков, связанные с Катынью…»[63], отметил в одной из своих зарубежных статей бывший тогда Председателем правительства В.В. Путин.

«Тоталитарный синдром», как воспроизводство болезненного состояния общества – есть  реакция на отставание в развитии, реакция массового человека на расширение либеральных свобод и проявляется сегодня в странах с незрелым гражданским обществом, подданнической политической культурой. Преодоление данного синдрома требует активного введения в политическую жизнь принципа свободной конкуренции с обязательными условиями – уважением всеми участниками политической борьбы «правил игры», законопослушанием, усвоением гражданами демократической системы ценностей. Очень важным для преодоления тоталитарного синдрома в современной России является реализация принципа справедливого распределения общественного богатства, то есть доходов от продажи нефти, газа, леса и других природных ресурсов. Ведь демократия и либерализм многими россиянами отождествляются со свободой лишь для немногих, свободой пользоваться властью и общенародными богатствами в узкокорпоративных номенклатурно-олигархических интересах. Пока эта ситуация будет сохраняться тоталитарный синдром будет сопровождать политический процесс современной России.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: