Понятие и происхождение гражданского общества

В современной политологии важность изучения гражданского общества обусловлена тем, что оно является естественным фундаментом политической демократии. Без гражданского общества демократия просто немыслима. Обращение к проблеме гражданского общества позволяет обнаружить те конкретные социальные субъекты, институты, общественные условия и механизмы, которые делают политическую демократию не только возможной, но и необходимой.

Понятие «гражданское общество» имеет длительную историю. На каждом этапе исторической эволюции общества и человека оно обретало новый смысл и новые характеристики, становилось все более многозначным. Однако оно неизменно рассматривалось в соотношении с государством, начиная от их полного совпадения и, заканчивая их противопоставлением.

При первом приближении  гражданское общество ­­– это сфера жизнедеятельности общества свободная от полного контроля государственной власти.

    Впервые термин «гражданское общество» был введен в XVI в. Д. Колом в комментарии к «Политике» Аристотеля: прежде чем, определить «что есть государство, необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество».

    Становление данной научной категории означало переход от понятия «civitas» - город, град к категории «civilitas», означавшему одновременно – «управление», «гражданство», «цивильность». На протяжении ряда столетий понятия «гражданское общество» и «государство» не различались. По мере дифференциации различных сфер жизнедеятельности общества и его демократизации постепенно происходило освобождение от тотального контроля над деятельностью граждан со стороны государственной власти, превращению бесправного подданного в свободного гражданина, объединявщегося в различные институты гражданского общества.

    На протяжении развития человечества можно выделить несколько этапов в становление и развитии гражданского общества.

    Первый этап - с Древнего мира (преимущественно с Античности) до XVI-XVII вв. Данный этап характеризуется отсутствием четкого разграничения между обществом и государством. Это было заметно как в жизни городов-государств, так и в теориях мыслителей Древнего мира, Средневековья и Возрождения. В Древнем мире проблему общественного устройства преимущественно рассматривали Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон. В работах Платона и Аристотеля нет понятия «гражданское общество». Они констатировали, что государство и общество есть единое целое. Мыслители занимались моделированием различных форм управления в стране. Это можно рассматривать как поиск оптимальной справедливой формы для удовлетворения интересов большинства граждан. Часто используемое понятие «политика» означало участие в управлении. В работах Цицерона изложено представление о гражданстве и гражданине и сформирована концепция общества как совокупности граждан.

    В эпоху Средневековья, ввиду господства католической церкви в европейских государствах, идея развития институтов гражданского общества не получила развития, но церковь представляла собой институт, функционирующий вне государства, что можно рассматривать как процесс зарождения гражданского общества.

    В эпоху Возрождения происходит дальнейшее осмысление проблем государства и общества. Н. Макиавелли в работе «Государь» чётко разграничивает государя и народ, что явилось основой для разграничения в дальнейшем понятия «государство» и «общество»,

Второй этап - с рубежа XVI-XVII вв. до конца XVIII в. В данное время в работах преимущественно европейских и американских исследователей обосновывается тезис о гражданском обществе как особой сфере в отличие от гражданского общества. Но этот тезис стал формулироваться в связи с тем, что в реальной жизни стали проявлять активность негосударственные институты и сфера коммерции. В Новое время разработку вопросов гражданского общества продолжили Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Г. Гегель и др. При этом вполне очевидно, что идеи формирования и развития гражданского общества отличились в различные временные эпохи и в различных государствах с учетом менталитета граждан и сложившихся традиций. Общеизвестно, что Г. Гегель в своей работе «Философия права» выделяет такие разделы как «Гражданское общество» и «Государство», располагая их именно в такой последовательности. Гражданское общество определяется немецким философом как область самодеятельности индивидов, преследующих свои частные цели. Взаимосвязь между индивидами гражданского общества опосредуется системой потребностей и правовыми учреждениями, т.е. отношения между людьми строятся не на личной зависимости, а на договорных, формально-правовых отношениях лично свободных людей. Государство как сфера общих интересов гарантирует гражданам личную свободу и неприкосновенность их частной собственности.

    Третий этап - с ХIХ в. по первую четверть ХХ века. В данный период идет массовое формирование различных институтов гражданского общества, в том числе политических партий.

  Четвертый этап - со второй четверти ХХ в. и по настоящее время. В этот период идет процесс активизации институтов гражданского общества и поиск эффективных инструментов взаимодействия между институтами гражданского общества и государством. В последнее десятилетие наблюдается активный процесс формирования электронного гражданского общества

Таким образом, представленный обзор позволяет отметить, что понятие «гражданское общество» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. В узком смысле - это общество на определенном этапе своего исторического развития (с конца ХIХ века), когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства. Современное понимание гражданского общества в политологии преимущественно исходит из этого узкого смысла.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: