Задание 2. Выделите парцеллированные конструкции. Почему, на ваш взгляд, автор прибегает к приёму парцелляции?

1. Жил-был когда-то мальчик. Он жил в самой несправедливой стране на свете. Ею правили существа, которых по всем человеческим меркам следовало признать выродками. Чего, однако, не произошло.

И был город. Самый красивый город на свете. С огромной серой рекой, повисшей над своим глубоким дном, как огромное серое небо – над ней самой. Вдоль реки стояли великолепные дворцы с такими изысканно-прекрасными фасадами, что если мальчик стоял на правом берегу, левый выглядел как отпечаток гигантского моллюска, именуемого цивилизацией. Которая перестала существовать (Бродский).

2. Эти тени смущают меня постоянно, смущают они меня и сегодня. Во всяком случае, они не поощряют меня к красноречию. В лучшие свои минуты я кажусь себе как бы их суммой – но всегда меньшей, чем любая из них в отдельности. Ибо быть лучше них на бумаге невозможно: невозможно быть лучше них и в жизни, и это именно их жизни, сколь бы трагичны и горьки они ни были, заставляют меня часто – видимо, чаще, чем следовало бы – сожалеть о движении времени (Бродский).

 

Задание 3. Определите, какие типы текста (описание, повествование, инструктаж, рассуждение, объяснение) представлены в нижеследующих фрагментах, аргументируйте свой выбор. Выделите фрагменты, в которых совмещаются несколько видов текста.

I. Мандельштам читал у Анны Андреевны «Разговор о Данте» <…>. Его бытовые жесты поразительно непрактичны. В странной вежливости его поклонов под прямым углом, в неумелом рукопожатии, захватывающем в горсточку ваши пальцы, в певучей нежности интонаций, когда он просит передать ему спичку, – какая-то ритмическая и весёлая буффонада. Он располагает обыденным языком, немного богемным, немного вульгарным. Вроде того как во время чтения он, оглядываясь, спросил: «Не слишком быстро я тараторю?» Но стоит нажать на важную тему, и с силой распахиваются входы в высокую речь. Он взмахивает руками, его глаза выражают полную отрешённость от стула, и собеседника, и недоеденного бутерброда на блюде. Он говорит словами своих стихов: косноязычно (с мычанием, со словцом «этого…», беспрерывно пересекающем речь), грандиозно, бесстыдно. Не забывая всё-таки хитрить и шутить (Л. Гинзбург).

II. Становится всё яснее: писать для печати нельзя – можно только халтурить. Несомненны только две вещи: бескорыстное творчество и халтура. Во всяком случае ни то ни другое не унизительно. Наша сложная постройка из видов промежуточных между творчеством и халтурой – не оказалась ли она порочной?

Пушкинская формула «пишу для себя, печатаю для денег» разорвалась. Одни вещи пишу для себя, другие печатаю для денег.

Если зарезали стихи Заболоцкого, то Заболоцкий компенсирован тем, что он написал замечательные стихи. На какую компенсацию могу я рассчитывать, если у меня зарежут «Пинкертона»? (Л. Гинзбург).

Входной контроль

Задания по синтаксису и пунктуации медиатекста

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

Есть блаженное слово – провинция, есть чудесное слово – уезд. Столицами восторгаю_ся, восхищаю_ся, гордя_ся. Умиляет душу только провинция. Держался город на трех китах: вокзал, тюрьма, женская г_мназия... От вокзальной площади – самый вокзал, как некий форум стоял на возвышении, – причудливыми зигзагами разбегались в низ не повторимые не проходимые не пост_жимые то заходившие в тупички то друг дружку обгонявшие и пересекавшие, русские, южнорусские улицы. А на окраине города – Казенный сад, с высоким украинским тополем, а под сенью тополей выщербл_ные от времени скамейки и вырез_ные на них перочинным ножом дни, месяцы, годы, имена, инициалы и пронзенные стрелой отлюбившие перегоревшие испепеленные сердца. Достопр_мечательностью города была, конечно, деревянная каланча. И факт остается фактом: до степей Новороссии римские легионеры так и не дошли и никаких виадуков в наследи_ грядущим векам не оставили. А уж сколько пожаров вот этими самыми ведрами потушили – и не упомнить даже. Главных улиц в Новограде две. Одна – чинная, аристократическая, для праздного гуляния и взаимного лицезрения. Другая – торговая, шумная, не сдерж_ная и, не взирая на свое обещающее наименование, без всякого даже намека на перспективу. Из окрестных деревень тянулись возы с дровами – грабом, ольхой, березою. Въезжали во двор не маз_ные скрипучие телеги наполн_ные всяким добром, припасами и снедью. Обкладывали соломой и ставили в погреб разбухшие от рассола кадушки с кислыми яблоками, грибами, моч_ными арбузами, сливами, помидорами, кваш_ной капустой и соле_ыми огурцами. От всего этого изобилия и щедрот земных шел прелый душный и щекоч_щий об_няние запах. И ощущение уверенности незыбл_мости прочности и покоя безраздельно овл_девало душой.

(Дон-Аминадо)

Задание 2. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

Крышка чайника начала приподниматься и из-под нее выглянули свеженькие беленькие цветочки бузины, затем появились и длинные зеленые ветви. Они росли даже из носика чайника и скоро образовалось целое дерево; ветви доходили до самой постели и раздвинули занавески. Как славно цвела и благоухала бузина! Из зелени ее выглядывало приветливое лицо старушки, одетой в какое-то удивительное платье, зеленое, как листья бузины, и все усеянное крупными белыми цветочками. Сразу даже не разобрать было – платье ли это или просто зелень и живые цветочки бузины. Такое же точно большое, покрытое цветами дерево росло в углу одного бедного дворика в Новой Слободке (Х.К. Андерсен).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: