Дополнительный материал 6 страница

§ 47. Права ребенка

Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.

Начать обсуждение темы урока можно с повторения основных идей международных документов по правам человека (уважение человеческого достоинства, толерантность, недискриминация, взаимосвязь свободы и личной ответственности), а затем перейти к знакомству со специальными документами, принятыми мировым сообществом по защите прав детей.

Возможны различные варианты начала данного урока.

Вариант 1

Начните с обсуждения нескольких типичных ситуаций, в которых нарушены права ребенка (например, на свободу выражения своего мнения или защиту от жестокого обращения). Затем перейдите к знакомству с теми международными нормами, которые признают и закрепляют права детей и которые в равной мере должны знать и дети и взрослые.

Предлагаем одну из возможных ситуаций для обсуждения.

Семиклассница Маша, зная, что ее дома наказывают за двойки, спрятала дневник, а маме сказала, что потеряла его и что ее сегодня не спрашивали. Мама решила проверить портфель и обнаружила там дневник с двойкой по математике. Разразился настоящий скандал. Мама не просто долго ругала свою дочь за обман и двойку, но даже побила ее, лишила ужина и пообещала, что отныне Маша не будет ходить гулять, пока не исправит двойку.

Вопрос: Какое наказание мама имела право совершить в отношении Маши в данной ситуации, а какое нет и почему? По ходу обсуждения можно выйти на проблему небрежного и даже жестокого отношения к личности ребенка. Побить ребенка — значит нанести ему не только физические, но и моральные страдания, нарушить его основное право на уважение человеческого достоинства.

Вариант 2

Начать урок с ранжирования наиболее важных для учащихся прав. Предложите выбрать из списка три наиболее значимых для них права:

— голосовать;

— исповедовать религию по выбору;

— думать и свободно излагать свои взгляды;

— пользоваться неприкосновенностью частной жизни;

— выбирать себе друзей;

— встречаться и объединяться с другими в группы по интересам;

— обращаться к правительству, депутатам, главам местной администрации по поводу изменения несправедливых порядков;

— выбирать любую работу;

— уважать человеческое достоинство;

— посещать выставки и театры.

Из общего списка (по итогам ранжирования) будут выделены наиболее существенные для учащихся права. Скорее всего, будут названы право на уважение, свободу выражения мнения и личную неприкосновенность. Именно эти права получили признание в международных документах о правах детей.

Основную часть урока следует посвятить работе с документами: непосредственному знакомству учащихся со статьями Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Есть несколько вариантов.

Вариант 1

Можно организовать работу с самим документом, когда учащиеся знакомятся с текстом статей и обсуждают вопросы, названные ниже. При этом уместно сопоставить отдельные статьи Конвенции и Всеобщей декларации прав человека, попытаться установить общее и отличия в толковании прав человека в этих двух документах. Можно ограничиться работой с текстом учебника, где пересказаны основные положения Конвенции о правах ребенка.

При работе с Конвенцией советуем обсудить следующие вопросы:

1. Почему наряду со Всеобщей декларацией прав человека были приняты специальные документы: сначала Декларация, а затем Конвенция о правах ребенка?

2. Какими общими правами и свободами обладают взрослые и дети?

3. Какие конкретные права детей предусмотрены Конвенцией?

4. Найдите положения Конвенции, которые касаются личных и социально-экономических прав детей.

5. На кого конкретно Конвенция возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей?

6. Какие обязанности государств по отношению к детям сформулированы в Конвенции?

В завершение работы с документом внимание учащихся следует привлечь к вопросу, что же принципиально нового должны были привнести в сознание людей эти документы. Главное — это признание права ребенка быть полноправной и полноценной личностью. Ребенок — самостоятельный субъект права. Он обладает гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами человека, причем обладает ими по собственному праву.

Попутно следует пояснить разницу между Декларацией и Конвенцией как видами международных документов. Разница состоит в правовых последствиях для присоединившихся к ним государств. Присоединение к Декларации — это лишь заявление государства о намерениях следовать ее положениям, никаких правовых последствий оно не имеет. В случае, если государство подписывает Конвенцию, оно берет на себя обязательство привести свое законодательство в соответствие с международными нормами, а также ответственность за их невыполнение. Государства, присоединившиеся к Конвенции, в частности, ежегодно представляют в ООН отчеты о положении детей в своей стране.

Россия в 1990 г. ратифицировала Конвенцию о правах ребенка. Потому заключительную часть урока целесообразно посвятить знакомству с нормами российских законов, обеспечивающих соблюдение прав детей, рассказать о том, как выполняются нормы Конвенции. Учащимся можно предложить составить развернутый план по ходу рассказа учителя.

Важно обратить внимание учащихся на то, что Конвенция, наряду с требованием обеспечить защиту прав всех детей, предусматривает специальную защиту детей, оказавшихся в драматических обстоятельствах. Это дети-инвалиды, сироты, беженцы, дети, страдающие от войн и вооруженных конфликтов, нарушившие закон, злоупотребляющие наркотиками. Сегодня в нашей стране больше 620 тыс. детей-сирот. Для них государство открывает новые и новые детские дома. И все равно детские дома перегружены, так быстро растет число нуждающихся детей. Существует государственная программа «Дети-инвалиды». В ее рамках создаются детские реабилитационные центры и дома-интернаты, дети-инвалиды получают необходимые средства передвижения (коляски, протезы) или, например, слуховые аппараты. В России примерно 600 тыс. детей страдают нарушениями слуха, 70% из них нуждаются в мощных слуховых аппаратах.

Для закрепления материала урока предлагаем воспользоваться небольшим практикумом.

Существует норма международного договора, в соответствии с которой признается и защищается право ребенка на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, а также право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию. В каких из приведенных ниже ситуаций можно говорить о нарушении этой нормы?

1. Мать, тревожась за отношения своей дочери с ее новым другом, с которым она познакомилась во время каникул на юге, тайно вскрывает и прочитывает ее письма.

2. Учитель заметил, что на уроке идет переписка двух учеников, потребовал записку и прочитал ее вслух.

3. Во время урока учитель часто злится на одного из учеников, очень медленно отвечающего и выполняющего задания, называет его черепахой.

4. Родители всегда стучат в дверь сына, прежде чем войти в его комнату.

5. Родители Максима говорят сыну, что с Петром ему не стоит дружить, так как он плохо учится, и потому не разрешают приводить его в дом. А вот с отличником Игорем пусть дружит.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать небольшое эссе на одну из тем по выбору:

1. «О чем бы я хотел сообщить составителям ежегодного доклада о положении детей в Российской Федерации» (этот доклад представляется в ООН).

2. «Как выглядит моя реальная жизнь по сравнению с правами, записанными в Конвенции?»

§ 48. Защита прав человека

Цель урока: познакомить учащихся с конкретными нормами, которые должен знать каждый человек для защиты своего нарушенного права. На первый план выходит задача практического применения полученных знаний.

Изучение данной темы можно построить как поиск ответа на следующие вопросы (лучше записать на доске):

1. От кого надо защищать права человека?

2. Какие правовые нормы важно знать человеку, защищая свои права и интересы?

3. Куда следует обращаться за защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов?

Поиск ответа на первый вопрос успешно проходит в группах. В ходе обсуждения учащиеся выделяют две группы «нарушителей»: рядовые граждане и должностные лица.

Наиболее важным в осмыслении темы урока является второй вопрос. Для ответа на него учащимся необходимо познакомиться с текстом учебника, где подробно изложены основные правовые нормы, гарантирующие защиту прав человека. При таком варианте целесообразно предложить учащимся выполнить следующее задание:

1. Внимательно прочитайте текст § 48 (пункты «Конституционные гарантии» и «Право граждан на судебную защиту»).

2. Назовите документы, которые обеспечивают защиту прав человека.

3. Найдите в тексте правовые нормы или принципы, которые важно знать, защищая свои права и интересы.

4. Постарайтесь передать основной смысл прочитанного своими словами и запишите основные положения в виде тезисного плана.

5. Возможно, что не все в данном тексте вам показалось бесспорным. Выделите те положения, с которыми вы не в полной мере согласны и по каким из них вы могли бы поспорить.

6. Постарайтесь сформулировать по данному тексту не менее трех вопросов (о чем вам хотелось бы узнать подробнее). Вопросы не должны выходить за рамки текста.

Далее следует предложить двум-трем ученикам зачитать свои тезисы, обсудить их, всем внести необходимые уточнения в записи. Приводим возможный вариант тезисного плана:

1. Каждый человек может, имеет право обратиться в суд за защитой своих прав.

2. Никто не имеет права обращаться с человеком как с преступником, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда.

3. Обвиняемый не обязан доказывать свою вину.

4. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5. Никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников.

6. Человек имеет право на обжалование решения или приговора суда.

7. Каждый может получить профессиональную юридическую помощь (в ряде случаев бесплатно).

Затем следует перейти к обсуждению тех сомнений или вопросов, которые могли возникнуть у учащихся при прочтении текста учебника. Как правило, учеников интересуют вопросы, связанные с практикой защиты прав. Поэтому здесь уместен небольшой практикум.

Предложите учащимся несколько ситуаций для обсуждения. Например:

Гражданин Петров обратился с жалобой в суд по месту жительства. В заявлении он написал, что находился в гостях у друга, отмечали день рождения. Было жарко, вышли в сквер, выпили на свежем воздухе. А тут, как назло, милиционер. Он взял да и выписал штраф. Неужели нельзя на улице отдохнуть? В суде отказались принять жалобу и разъяснили, что Петров должен обращаться в суд по месту нахождения органа, наложившего штраф (приятель его жил в другом районе).

Вопрос: были ли в данной ситуации нарушены права Петрова?

По ходу обсуждения важно обратить внимание, что человек имеет право на защиту действительно нарушенного права. В данном случае нарушения не было. И суд вправе был отказать. Но отказ был неверно мотивирован. Гражданин имеет право подать заявление в суд по своему выбору — или по месту своего жительства, или по месту нахождения органа, на который жалуется.

В заключительной части урока учитель знакомит с органами власти, в которые следует обращаться за защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов.

Помимо судов общей юрисдикции с жалобой гражданин может обращаться в Конституционный суд РФ с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если гражданин считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным в отношении его. Обращаться можно также в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав могут опротестовать незаконные действия должностных лиц (например, в случае нарушения сроков содержания под стражей). Если человек не согласен с решением, принятым по его жалобе, он вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека РФ. Несовершеннолетние за защитой своих прав могут обращаться в органы опеки и попечительства при органах местного самоуправления.

Для защиты своих прав граждане могут вступать в общественные профсоюзные объединения, движения, участвовать в митингах, шествиях и демонстрациях, пикетировании, собирать подписи для проведения референдума и даже прибегать к такому средству, как забастовка.

В случае, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, человек вправе обратиться в международные организации.

В качестве домашнего задания можно предложить написать жалобу по любому поводу, но по всем правилам.

Ответы на вопросы и задания к § 48 учебника

5. Многие положения второй главы Конституции РФ можно рассматривать как гарантии против возможной судебной ошибки, и прежде всего принцип презумпции невиновности (ст. 49) и, в частности, положение о том, что неустранимые сомнения в виноватости лица толкуются в его пользу.

6. Обратиться в суд за защитой нарушенного права следует в случае, если гражданину не выдают права потому, что он цыган. В данном случае имеет место дискриминация прав по национальному признаку.

7. В случае если человеку продали некачественный товар и не обменивают его на другой, следует:

а) сообщить продавцу о вашем намерении обратиться в суд, ссылаясь на Закон о защите прав потребителей. Возможно, это изменит его поведение;

б) внимательно познакомиться с Законом о защите прав потребителей;

в) обратиться в суд с исковым заявлением.

§ 49. Семья и право

Цель урока: сформировать у школьников общее представление о браке и семье, правах и обязанностях супругов, родителей и детей.

Начать урок можно с выяснения, что такое семья. С помощью пиктограммы учитель изображает на доске состав семьи, организует обсуждение вопроса о том, что семья дает человеку и что дает обществу. В данном случае важно использовать представления и личный опыт учащихся.

Следующий этап урока связан с объяснением конституционного положения о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Почему в столь деликатную сферу, как семья, вмешивается государство? Что значит защита государства? Кто именно нуждается в защите? Какие законы напрямую касаются семьи?

Первое положение, которое в данном контексте нуждается в пояснении,— с чего начинается семья? Согласно закону семья начинается с брака, т. е. с государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Здесь уместен рассказ учителя о Семейном кодексе — главном законе, регулирующем брачно-семейные отношения, о процедуре заключения брака, об условиях вступления в брак, а также об обстоятельствах, препятствующих его заключению. Учащимся будет интересно познакомиться непосредственно с текстом Семейного кодекса или с распечатками его отдельных статей.

Следующая смысловая единица урока связана с выяснением правовых последствий вступления в брак. Их довольно много. Внимание учащихся стоит обратить на три группы вопросов:

1. Какие права и обязанности возникают между супругами относительно друг друга?

2. Какие права и обязанности возникают у супругов как родителей по отношению к детям?

3. Какие права и обязанности возникают у детей по отношению к родителям?

По первой группе вопросов следует пояснить, что закон различает личные и имущественные права и обязанности супругов. Наиболее продуктивной формой работы в данном случае будет организация групповой проектной работы. Каждая группа получает самостоятельное задание по тексту учебника и Семейного кодекса, а также необходимые для работы бумагу и фломастеры. В задачу каждой из них входит представление в наглядной форме «проекта» по одному вопросу.

Задание для 1-й группы:

1. Внимательно прочитайте:

а) текст учебника (пункт «Правовые основы семейной жизни»);

б) статьи 31 и 32 Семейного кодекса.

2. Подготовьте объяснение, что такое личные права и обязанности супругов.

3. Представьте свое объяснение в наглядной форме (рисунок, таблица, схема).

Задание для 2-й группы:

1. Внимательно прочитайте: а) текст учебника (пункт «Правовые основы семейной жизни»);

б) статьи 33—35 Семейного кодекса.

2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества.

3. Представьте свое объяснение в наглядной форме (рисунок, таблица, схема).

Задание для 3-й группы:

1. Внимательно прочитайте:

а) текст учебника (пункт «Правовые основы семейной жизни»);

б) статьи 36, 37 Семейного кодекса.

2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества.

3. Представьте свое объяснение в наглядной форме (рисунок, таблица, схема).

Задание для 4-й группы:

1. Внимательно прочитайте:

а) текст учебника (подпараграф «Правовые основы семейной жизни»);

б) статьи 40—42 Семейного кодекса.

2. Подготовьте объяснение, что такое брачный договор супругов и каковы права и обязанности супругов в отношении своего имущества.

3. Представьте свое объяснение в наглядной форме (рисунок, таблица, схема).

При обсуждении личных прав и обязанностей важно обратить внимание на то, что в их реализации муж и жена равноправны. Среди личных прав заслуживает внимания возможность принятия любым из супругов двойной фамилии, выбора места жительства, профессии, рода занятий, а также участия в воспитании своих детей. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить свои отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, заботиться о благополучии семьи, развитии своих детей.

При обсуждении имущественных прав важным моментом является такая новация Семейного кодекса, как договорный режим имущества супругов.

По мере представления проектов идет заполнение схемы:

Вопрос о том, какие взаимные права и обязанности возникают у родителей и детей, целесообразно раскрыть с помощью лекции. По ходу ее ученикам можно предложить записать краткие тезисы в таблицу, а завершить ее заполнение дома, используя те знания, которые были получены при изучении темы «Права ребенка».

Родители

Дети

Права Обязанности Права Обязанности
       

Важно убедить учеников в том, что права и обязанности родителей и детей неотделимы. Права детей — это одновременно и соответствующие обязанности родителей. Права родителей не могут противоречить интересам детей. И всякий раз, когда интересы детей нарушаются, закон встает на их защиту, предусматривая ответственность родителей.

Ответы на вопросы и задания к § 49 учебника

5. Браки между лицами, из которых одно уже состоит в другом зарегистрированном браке, не допускаются на том основании, что в России, в отличие от ряда других государств (например, Ирана, Ирака), законным признается единобрачие. Запрет на браки между близкими родственниками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными, а также лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства, обусловлен нравственными нормами и неблагоприятными медицинскими последствиями.

7. Требования Елены о разделе имущества при разводе правомерны, поскольку в данной ситуации действует законный режим имущества супругов: оно признается совместной собственностью и подлежит разделу в равных долях. Николаю можно было избежать такой конфликтной ситуации, если бы в отношении имущества цеха во время брака был заключен брачный договор.

§ 50. Труд и право

Цель урока: а) дать учащимся общее представление о правовых нормах, регулирующих и охраняющих труд людей; б) познакомить их с порядком приема на работу и прекращением трудового договора, особенностями труда несовершеннолетних.

На данном уроке можно использовать прием «юридическая консультация». Начните урок с того, что предложите учащимся обдумать и задать любой вопрос, относящийся к теме урока. Затем опросите учащихся. Договоритесь не повторять прозвучавшие вопросы. Запишите вопросы на доске и дайте на них ответы. К роли юристов-консультантов можно также подключить группу учащихся, но в этом случае им следует дать опережающее задание: прочитать текст параграфа учебника и некоторые статьи из трудового кодекса, а также проверить, как они подготовились.

Прежде всего необходимо определить, с какими вопросами можно обращаться к юристу, а с какими — нет. Юрист может дать консультацию только по тем вопросам, которые регулируются трудовым правом, т. е. по вопросам, связанным с работой, занятостью, а не с трудом вообще. Разобраться в этом поможет обращение к житейским представлениям учащихся о труде. Предложите им сначала привести примеры, иллюстрирующие слова «труд» и «работа», а затем определить, в чем разница между индивидуальным трудом дома, на огороде и работой на заводе. Нормы права регулируют не любой труд, а лишь труд наемных работников.

При помощи простой схемы можно показать участников трудовых правоотношений, объяснить, что означает каждое понятие:

Основная группа вопросов учащихся касается, как правило, конкретных шагов по трудоустройству, и в первую очередь тех трудовых прав, которые имеют несовершеннолетние. В этой связи следует пояснить смысл и значение трудового договора как основания возникновения правовых отношений между работником и работодателем. Целесообразно не просто познакомить учащихся со статьей 15 КЗоТ РФ, но и продемонстрировать образец трудового договора. На примере этого документа (хорошо, если он есть на каждой парте) будет легче объяснить его значение, обязательность письменной формы, содержание обязательных и дополнительных условий договора.

Дополнительная информация

В случае, когда работник приступил к работе по устному распоряжению администрации, т.е. фактически допущен к работе, а трудовой договор письменно не был оформлен, работник считается принятым на работу, он уже находится под защитой норм КЗоТ.

С несовершеннолетними также заключаются трудовые договоры, но в отличие от взрослых круг их прав шире.

Ответ на вопрос о трудовых правах и льготах несовершеннолетних дает учебник. Учащимся предлагается прочитать соответствующий пункт учебника, найти четыре группы трудовых льгот для несовершеннолетних и записать ответы в виде схемы:

Если после прочтения текста остаются вопросы, то консультанты (учитель или ученики) дают на них ответы.

В перечне вопросов, поставленных учащимися в начале урока, есть, как правило, касающиеся порядка увольнения. Основания прекращения трудового договора наиболее сложная для восприятия учащимися часть темы. С учетом этого целесообразно предусмотреть разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с различными причинами расторжения трудового договора.

Приведем один из примеров.

По устному распоряжению директора ООО Таня приступила к работе продавцом. Через десять дней директор сообщил ей, что она больше не работает, так как он недоволен ее работой. Трудовой договор с Таней заключен не был, поэтому директор считает, что может не соблюдать никакие правила при ее увольнении.

Вопросы: прав ли директор? Куда должна обратиться Таня, если будет уволена?

По ходу рассмотрения ситуации вводятся понятия: «трудовой договор», «расторжение трудового договора по инициативе работника или по инициативе администрации»; объясняются причины и порядок его расторжения. Можно предложить учащимся придумать свои примеры различных оснований прекращения трудового договора (такое задание можно дать и в качестве домашнего, причем лучше, если ученики будут его выполнять совместно с родителями).

В завершающей части урока целесообразно организовать практикум. Предложите учащимся решить несколько учебных задач, что позволит им увидеть практическую значимость усвоенного учебного материала.

Ответы на вопросы и задания к § 50 учебника

6. Действия администрации в отношении Николая незаконны. Как несовершеннолетний, он вправе в первый год работы получить отпуск в любое удобное для него время, не дожидаясь истечения одиннадцати месяцев непрерывной работы.

7. Из всех описанных ситуаций нормы трудового права действуют только в первом случае — Андрей работает слесарем в домоуправлении. Индивидуальная трудовая деятельность Игоря, который имеет собственную фотостудию, деятельность свободного художника Сергея, а также труд Лены-домработницы регулируются нормами гражданского права. Нормы трудового права не распространяются и на военнослужащих.

§ 51. Административный проступок

Цель урока: раскрыть основы административного права, сделав акцент на необходимости не допускать административных проступков. Форма урока — фронтальная беседа.

Первая часть беседы посвящена вопросам управления, вторая — административным правонарушениям (проступкам).

В начале объяснения можно познакомить учащихся с высказыванием экономиста М. Алексеева: «Мы созрели для построения новой системы управления. Россия уже использовала имперскую, командную и бюрократическую системы управления. Каждая из этих систем некоторое время строилась, работала и, когда надо, рушилась».

Вопрос: в какие периоды истории России господствовали перечисленные системы?

Далее учитель говорит, что ныне в России создается рыночная система управления. Рыночные экономические отношения существовали и до 1917 г., однако экономика тесно связана с системой власти, государственного управления, поэтому тогдашняя авторитарная власть была для рыночной экономики не очень удобной. Нынешняя система управления, называя себя демократической, также имеет ощутимые черты авторитаризма, мешающие ей самой (и, естественно, экономике) стать рыночной.

Целесообразно пояснить, что отношения в сфере управления отнюдь не стихийны. Они подчиняются не только воле наделенных властью и полномочиями лиц, но и законам. Именно административное законодательство придает правилам поведения в области административного управления характер правоотношений. Субъекты административных правоотношений — органы исполнительной власти и иные исполнительные органы.

Нормы административного права регулируют отношения между различными субъектами административных правоотношений:

— соподчиненными (вышестоящие и нижестоящие органы, например министерство и областное управление);

— несоподчиненными (например, между двумя министерствами);

— органами управления и государственными предприятиями (министерство и унитарное предприятие — завод, комбинат);

— центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

— субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями;

— субъектами исполнительной власти и общественными объединениями (партиями, ассоциациями и т. д.);

— субъектами исполнительной власти и гражданами.

Поскольку есть нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственная (в частности, исполнительная) власть, должны быть и меры принуждения к соблюдению этих норм. Ведь далеко не все стремятся вести себя и действовать в соответствии с предписаниями норм общежития, правил деятельности в сфере управления. Поэтому административным законодательством предусмотрена административная ответственность, которая выражается в мерах административного взыскания. А основой административного взыскания является административное правонарушение (проступок).

Целесообразно уделить внимание в этой части беседы административной ответственности за злоупотребление спиртными напитками, рассмотрев вопрос о том, какой вред приносит пьянство и алкоголизм обществу и человеку.

Дополнительный материал

…Вино пили не всегда. Было время в истории человечества, когда мало кто знал о специфическом воздействии на человека винных паров. К тому же трудности жизни были столь велики, что постоянно требовали от людей собранности, духовной трезвости. Пьяница был бы обречен на быструю гибель. Но алкоголь все-таки вошел в обиход людей, и началась не утихающая до сих пор борьба с его злоупотреблением. В варварские времена она велась жесточайшими способами: пьяниц выставляли на позор, пытали, клеймили, убивали... Правда, все это особого успеха не приносило, потому что к чарке людей тянуло по очень многим причинам. Одни топили свое горе в вине. Другие полагали, что спиртное прибавляет сил, смелости, ловкости, даже ума. Третьи были по безволию своему втягиваемы в бражничество приятелями. Четвертые предавались винопитию просто от безделья.

Теперь, спустя века и века, люди наконец в полной мере осознали, какой ущерб человеку приносит «зеленый змий». Действие вина, водки, пива коварно. Алкоголь — причина многих серьезных, а порой и смертельных болезней: рака, цирроза печени, сердечных и психических недугов. Нет ни одного органа человеческого тела, который не подвергался бы разрушительному действию алкоголя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: