Приступая к подготовке к зачету/ экзамену, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы.
Вопросы, выносимые на зачет/ экзамен, приведены в рабочей программе курса. Билет содержит два теоретических вопроса (на экзамене), 1 теоретический вопрос (на зачете). Зачет/ экзамен проходит в устной форме. Обязательным условием успешной подготовки и сдачи зачета/ экзамена является работа по самообразованию, усвоение программного материала на аудиторных занятиях. Всегда следует стремиться, не только записать лекцию, но и понять ее содержание. Основной формой освоения, углубления и закрепления учебного материала являются практические занятия. Именно в процессе подготовки к практическим занятиям, активных выступлениях на них, студент накапливает основную массу знаний. Ключевым звеном подготовки к практическому занятию является изучение рекомендованной литературы. На экзамен можно выносить только вопросы, которые отражены в программе курса. Поэтому в процессе освоения материала необходимо постоянно сверяться с программой курса, самостоятельно изучать вопросы, которые не выносятся на практические занятия, а в случае затруднений обращаться за консультациями к преподавателю. В период подготовки к зачету/ экзамену рекомендуется равномерно распределить вопросы программы курса и повторять учебный материал, используя учебник, конспект лекций, план-конспект выступлений на практических занятиях. Особое внимание следует уделить рекомендованным вопросам для самоконтроля. Оставшиеся неясными вопросы следует задать на консультации.
II. Планы практических занятий
Практическое занятие № 1-2
Тема 1: Профессиональная педагогическая деятельность
План
Ценностные (аксиологические) характеристики педагогической деятельности.
Понятие, виды, компоненты педагогической деятельности.
Общая характеристика педагогической профессии.
Профессионально важные качества личности педагога. Педагогическая профессиограмма.
Педагогические способности и умения.
Профессиональная педагогическая компетентность.
Вопросы для самоконтроля:
Раскройте соотношение понятий «компетенция» и «компетентность».
Какие компоненты включает понятие «гуманистическая направленность личности педагога»?
Задания для самостоятельной работы:
- Составьте глоссарий: гуманизм, гуманистический идеал человека, инварианты педагогические, система образования, система педагогическая, традиции базисные педагогические, умения педагогические, педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая направленность, компетентность общекультурная, компетентность учителя профессиональная, компетенция социальная.
- Изучив рекомендованную литературу, подготовьте сочинение эссе «Каким я представляю современного учителя».
Литература: [1], [2], [5], [6].
Практическое занятие № 3-4
Тема 3: Педагогическое общение
План
1. Понятие о профессиональном педагогическом общении.
2. Функции педагогического общения.
3. Структура педагогического общения.
4. Стили педагогического общения и педагогического руководства.
.
Вопросы для самоконтроля:
Понятие и функции речевого поведения
Невербальные средства в управлении педагогическим общением
типология педагогических конфликтов
Роль авторитета учителя в педагогическом общении
Задание для самостоятельной работы
Представьте схематически структуру педагогического общения
Литература: [1], [2], [5], [6].
Практическое занятие № 5-6
Тема 4: Поликультурная компетенция педагога
План
Понятие поликультурной компетенции педагога.
Толерантность: понятие, виды, критерии.
Формы проявления дискриминации в образовательном учреждении и стратегии их профилактики и преодоления в педагогической деятельности в поликультурном и полиэтническом классе.
Вопросы для самоконтроля
Какова роль национально-психологических особенностей в адаптации ребенка (школьника) к новой культурной среде?
Какие культурные факторы влияют на образовательные возможности школьника, на его учебу и отношения с одноклассниками и учителями? Приведите примеры.
Почему многокультурное образование необходимо школьникам и доминирующей культурной группе и доминируемой?
Если учитель и ученик в классе имеют одну и ту же этническую идентичность, имеют ли они право разговаривать на своем языке в присутствии остальных учеников?
В чем преимущества и недостатки билингвизма? Существует ли связь между лингвисизмом и успехами ученика в учебе? Почему «да» или почему «нет»?
Как учитель может определить, дискриминирует ли он своих учеников на основе родовых различий?
Задания для самостоятельной работы:
1. Разработать стратегию повышения толерантности и сокращения культурной дистанции в одной из ситуаций проявления дискриминации в школьном классе:
Ситуация 1. Представьте, что в вашем классе появился ученик из семьи мигрантов. Составьте программу сокращения культурной дистанции между ним и остальными ребятами. Составьте список культурных характеристик, отличающих ученика-мигранта от основной массы учащихся. Обсудите в группе, что общего может быть у него с представителями других меньшинств в классе (школе).
Ситуация 2. Представьте, что Вас (или близкого Вам человека) оскорбили словами, имеющими отношение к какой-либо черте Вашей (его) этнической группы. Каким образом можно разрешить данную ситуацию, не прибегая к физической силе и оскорблениям?
Ситуация 3. Представьте, что в вашем классе появился ученик, говорящий на диалекте (сибирском, рязанском и др.). Разработайте стратегию, способную помочь новичку и остальным учащимся обогатить свой опыт мультикультурного поведения.
Попытайтесь описать свою культуру и определить, к чему Вы более толерантны, а к чему менее. К каким жизненным вопросам или к какому явлению Вы могли бы повысить свою толерантность?
Проведите анализ школьного учебника, чтобы выявить в нем примеры стереотипов и предубеждений по поводу отдельных культур. Попробуйте определить, нормы какой культурной группы нашли отражение в учебнике в большей степени; в меньшей степени; не нашли отражение совсем. Разработайте стратегию включения в содержание учебника культуры отсутствующей группы.
Литература: [1], [2], [5], [6].