Практическое занятие № 7-8

Тема 5: Педагогика в системе наук о человеке

План

1. Объект и предмет педагогики

2. Функции педагогики

3. Связь педагогики с другими науками

4. Структура педагогической науки

5. Основные категории педагогики

6. Педагогика как наука и искусство

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте глоссарий основных понятий педагогики

2. Обоснуйте, почему педагогика является наукой и искусством

3. Напишите сочинение на тему «Что я знаю о педагогике»

Литература: [1], [3], [5], [6].

Практическое занятие № 9

Тема 6: Методология педагогики, методы и логика педагогического

Исследования

План

Понятие и уровни методологии педагогики.

Философский уровень.

Общенаучный уровень.

Конкретно-научный уровень.

Технологический уровень.

Философские основания педагогики (прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, экзистенциализм, бихевиоризм, материализм и др.).

Методологические принципы педагогики: аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, личностный, полисубъектный, системный, этнопедагогический и др.

Цель и задачи педагогической деятельности (понятие; факторы, влияющие на формулировку цели; виды педагогических задач).

Методы педагогического исследования. Валидность методов исследования.

Логика педагогического исследования.

Основные понятия: педагогическая антропология; методологические параметры исследования (актуальность исследования, проблема исследования, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, задачи исследования, методологическая основа исследования, методы исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования; наблюдение, эксперимент).

Вопросы для самоконтроля

К какому уровню методологии педагогики Вы отнесете философию? педагогическую антропологию? методологические принципы педагогики? Методы и технологии педагогического исследования?

Что входит в понятийный аппарат научного исследования?

Охарактеризуйте философские течения, выступающие методологическими основаниями педагогики.

Педагогический эксперимент: виды, этапы проведения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Запишите в глоссарий определения следующих понятий: апробация, верификация, гипотеза, задачи педагогического исследования, методика педагогического исследования, объект педагогического исследования, предмет педагогического исследования, проблема педагогического исследования, цель педагогического исследования, педагогическое исследование, методология, парадигма, критерии качества педагогического исследования, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, методы педагогического исследования, методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы, наблюдение, эксперимент.

2. Заполните таблицу 1 «Методологические основания педагогики».

3. Для выступления на практическом занятии подготовить сообщение на тему «Антропология как методологическая основа педагогики».

Таблица. Методологические основы педагогики

  Прагматизм, неопрагматизм   Позитивизм неопозитивизм Экзистенциализм   Неотомизм   Бихевиоризм, необихевиоризм Диалектический Материализм
Представители            
Характеристика            

Литература: [1], [3], [5], [6].

Практическое занятие № 10

Тема 7: Образование как педагогический процесс и социокультурный феномен

План

Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.

Свойства современного образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Модели образования.

Вопросы для самоконтроля:

Охарактеризуйте понятия: культура, соотношение образования и культуры, образование, социокультурные функции образования, свойства образования, модели образования,

 образование как система.

 

Задания для самостоятельной работы:

Индивидуальная защита проекта «Модель образования». Студент по желанию выбирает одну из предложенных моделей:

- модель образования как государственно-ведомственная организация;

- модель развивающего образования;

- традиционная модель образования;

- рационалистическая модель образования;

- феноменологическая модель образования;

- неинституциональная модель образования.

Проект защищается по схеме:

- цель образования в модели;

- сущность построения модели;

- преимущества и недостатки модели;

- собственная оценка модели.

Литература: [1], [3], [5], [6].

Практическое занятие № 11-13

Тема 8: Целостный педагогический процесс 

План

Понятие и сущность целостного педагогического процесса

Цели и задачи педагогического процесса

Функции целостного педагогического процесса

Движущие силы педагогического процесса

Структурные компоненты педагогического процесса

Вопросы для самоконтроля:

Охарактеризуйте структуру педагогического процесса.

Проанализируйте компоненты целостного педагогического процесса.

Дайте характеристику личностно ориентированного подхода в целостном педагогическом процессе.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте собственные условия построения целостного педагогического процесса, подготовьтесь к их аргументированной защите.

Литература: [1], [3], [5], [6].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: