Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху:
▪ критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам;
▪ критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности,
▪ критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех докладчика по любой тематике.
Вступление должно содержать:
▪ название доклада;
▪ сообщение основной идеи;
▪ современную оценку предмета изложения;
▪ краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
▪ интересную для слушателей форму изложения;
▪ акцентирование оригинальности подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение — это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
Критерии оценивания доклада:
Оценка «5» (отлично) выставляется, если доклад соответствует трем основным критериям: критерию правильности (соответствия языковым нормам), критерию смысловой адекватности (соответствия содержания выступления реальности), критерию эффективности (соответствия достигнутых результатов поставленной цели), тема соответствует содержанию; определена и глубоко изучена проблема, предложены пути решения проблемы; материал логично изложен; докладчик свободно владеет материалом, соблюдается регламент выступления, аудиторию заинтересовало выступление докладчика, докладчик ответил на вопросы аудитории.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и изучена проблема, но не предложены пути решения; материал логично изложен, но имеются неточности, докладчик иногда запинался или иногда читал текст, вышел за рамки регламента, не полностью ответил на вопросы аудитории.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тема не вполне соответствует содержанию; проблема определена, но изучена поверхностно; материал не логично изложен, докладчик с трудом ориентируется в материале, наблюдается сплошное чтение текста; регламент изложения не соблюдается, не смог заинтересовать аудиторию, не ответил на вопросы.
Оценка «2» (неудовлетворительно) – тема не раскрыта, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 508 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 N 33324)
2. Примерная программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО, Микрюков В.Ю., ФГУ «ФИРО», 2011.
3.. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов сред. проф. учеб. завед. /Белов С.В., Девисилов В.А., Козьяков А.Ф. и др. Под общ. ред. С.В. Белова/. – 6-е изд.. М., Высшая школа. — 2008. - 423 с.
4. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для среднего профильного образования. — М., Изд. центр «Академия». – 2014.
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные законы РФ: «Об образовании», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", «О внесении изменений в Федеральный закон», «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму».
3. Семейный кодекс РФ (действующая редакция)
4. Уголовный кодекс РФ (последняя редакция)
5. Айзман Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. / Р.И Айзмана. – М.: МарТ, 2008.-396с.
6. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности. Практикум. М., Изд. центр «Академия». – 2013.
7. Микрюков М.Ю. «Безопасность жизнедеятельности», ООО «Издательство КноРус», 2009.
Интернет-ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/
petrostat.gks.ru
gks.ru
mchs.gov.ru
78.mchs.gov.ru
http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/vozdushno-desantnye-voyska.html
mil.ru
structure.mil.ru›Структура
BiblioFond.ru
ohrana-truda.by
rg.ru›2010/12/25/pomosh.htm






