Как направление практической психологии, психосинтез использует очень много упражнений, связанных с визуализацией или направленным воображением различных аспектов проблем клиента (Бадхен, Коган, 1998). Заметим, что само слово «воображение» означает буквально «воплощение в образе».
В частности, для воссоединения низшей субличности с ее высшим источником можно использовать образную символику восхождения. Тем самым мы позволяем ей вспомнить ее высшую природу, раскрыть в ней новое содержание.
Образное переживание восхождения на гору представляет собой внутреннее восхождение к высшим уровням своего существа, возврат к источнику жизни. Попытка восхождения, предпринимаемая человеком в своем воображении, приводит к появлению светоносных образов. Это состояние сопровождается эйфорическими переживаниями. Напротив, спуск вызывает мрачные образы и чувства уныния, тревоги и страдания.
Таким образом, если человек представит, что восходит на гору, взяв с собой какую-то субличность, то может вызвать в ней удивительные изменения. Для реальной работы следует выбирать субличность, которая не устраивает вас по каким-то параметрам. Упражнение выполняется следующим образом Упражнение 3
|
|
Выберите субличность, с которой вы уже знакомы. Определите, где она обитает. Помните при этом, что ровная долина символизирует среднее бессознательное, различные ямы, овраги, пропасти и т. д. — низшее бессознательное (глубина ямы соответствует степени погруженности субличности в низшее бессознательное).
Пусть субличность сама определит, где ей приходится жить. Оставайтесь какое-то время вместе с ней, вслушиваясь в звуки, доносящиеся до вас, вглядываясь в окружающую обстановку. Прочувствуйте общее состояние вашей субличности.
А теперь вместе с ней постепенно начинайте подъем. Если субличность отказывается с вами идти — постарайтесь ее уговорить, но ни в коем случае не заставляйте ее идти силой: ее нужно убедить в пользе предстоящего похода.
Начиная восхождение, представляйте открывающийся перед вами пейзаж, отмечайте все: погоду, дорогу, по которой вы идете, природу, звуки и т. д.
Ощущайте, как по мере восхождения воздух становится более чистым и бодрящим, звуки постепенно стихают. Там, на заветной вершине, воздух чист, прозрачен и свеж, царят тишина и умиротворение. Яркое солнце своими лучами освещает вас и вашу субличность, высвечивая самую ее суть.
На протяжении всего восхождения отмечайте, как ведет себя субличность. Сначала с ней могут происходить едва заметные перемены вроде изменения настроения, выражения лица. Это могут быть изменения в одежде, или даже полное преображение, когда субличность превращается в нечто иное.
|
|
Достигнув вершины, вы можете стать свидетелем еще одного преображения. Теперь позвольте субличности выразить себя в новом качестве, поговорите с ней (Ассаджиоли, 1994). Разумеется, при однократном выполнении упражнения преображения может и не произойти. Субличность может сбежать на середине пути или отказаться идти дальше. Иногда она еще больше отдаляется от своего истинного архетипа. Это может произойти, если мы не признаем и не принимаем субличность такой, какая она есть, со всеми ее потребностями и ограничениями. Своим неприятием и раздражением мы сами ставим ей препятствия к необходимой трансформации.
Подводя итог, отметим, какую пользу приносит работа с субличностями.
1. Мы учимся распознавать разнообразные, подчас противоречивые стороны своей личности, подвергая ее тем самым миниатюрному психоанализу. При этом мы признаем и принимаем все свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессознательное.
2. Мы учимся освобождаться от контроля властвующих над
нами сил.
3. Мы повышаем уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей и позволяя им объединяться в более крупные, но менее конфликтные
единицы.
4. Мы можем возвести каждую субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей, обнаружив тем самым, что любое психическое содержание несет в себе зерно собственного преображения.
5. И, наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к выявлению скрытого ядра своей личности — своего истинного «Я» (Бадхен, Коган, 1998). Обычные виды психотерапии более или менее корректируют потребности низшего бессознательного, религиозные учения способствуют расширению горизонтов высшего бессознательного, психосинтез же помогает осознать весь спектр своих стремлений и принять на себя полную ответственность за них.
Собственно психосинтез, по мнению Р. Ассаджиоли, начинается после осознания клиентом идеального образа в себе как центра, вокруг которого необходимо строить новую, внутренне согласованную личность. При этом он постоянно напоминал, что желающему измениться необходим опытный тренер — учитель, способный помочь в случае необходимости.
Тем, кто рассчитывает на собственные силы, Р. Ассаджиоли рекомендовал тщательно разработать план действий, сформулировать «внутреннюю программу». Необходимо визуализировать, мысленно представить себе свою цель.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОСИНТЕЗА