Метод направленного воображения

Как направление практической психологии, психосинтез использует очень много упражнений, связанных с визуализацией или направленным воображением различных аспектов проблем клиента (Бадхен, Коган, 1998). Заметим, что само слово «во­ображение» означает буквально «воплощение в образе».

В частности, для воссоединения низшей субличности с ее высшим источником можно использовать образную сим­волику восхождения. Тем самым мы позволяем ей вспомнить ее высшую природу, раскрыть в ней новое содержание.

Образное переживание восхождения на гору представляет собой внутреннее восхождение к высшим уровням своего существа, возврат к источнику жизни. Попытка восхожде­ния, предпринимаемая человеком в своем воображении, приводит к появлению светоносных образов. Это состояние сопровождается эйфорическими переживаниями. Напротив, спуск вызывает мрачные образы и чувства уныния, тревоги и страдания.

Таким образом, если человек представит, что восходит на гору, взяв с собой какую-то субличность, то может вызвать в ней удивительные изменения. Для реальной работы следует выбирать субличность, которая не устраивает вас по каким-то параметрам. Упражнение выполняется следующим образом Упражнение 3

Выберите субличность, с которой вы уже знакомы. Опре­делите, где она обитает. Помните при этом, что ровная долина символизирует среднее бессознательное, различные ямы, ов­раги, пропасти и т. д. — низшее бессознательное (глубина ямы соответствует степени погруженности субличности в низшее бессознательное).

Пусть субличность сама определит, где ей приходится жить. Оставайтесь какое-то время вместе с ней, вслушиваясь в звуки, доносящиеся до вас, вглядываясь в окружающую обстановку. Прочувствуйте общее состояние вашей субличности.

А теперь вместе с ней постепенно начинайте подъем. Если субличность отказывается с вами идти — постарайтесь ее уговорить, но ни в коем случае не заставляйте ее идти силой: ее нужно убедить в пользе предстоящего похода.

Начиная восхождение, представляйте открывающийся перед вами пейзаж, отмечайте все: погоду, дорогу, по которой вы идете, природу, звуки и т. д.

Ощущайте, как по мере восхождения воздух становится более чистым и бодрящим, звуки постепенно стихают. Там, на заветной вершине, воздух чист, прозрачен и свеж, царят тишина и умиротворение. Яркое солнце своими лучами освещает вас и вашу субличность, высвечивая самую ее суть.

На протяжении всего восхождения отмечайте, как ведет себя субличность. Сначала с ней могут происходить едва замет­ные перемены вроде изменения настроения, выражения лица. Это могут быть изменения в одежде, или даже полное преоб­ражение, когда субличность превращается в нечто иное.

Достигнув вершины, вы можете стать свидетелем еще одного преображения. Теперь позвольте субличности выразить себя в новом качестве, поговорите с ней (Ассаджиоли, 1994). Разумеется, при однократном выполнении упражнения преображения может и не произойти. Субличность может сбежать на середине пути или отказаться идти дальше. Иног­да она еще больше отдаляется от своего истинного архетипа. Это может произойти, если мы не признаем и не принимаем субличность такой, какая она есть, со всеми ее потребностями и ограничениями. Своим неприятием и раздражением мы сами ставим ей препятствия к необходимой трансформации.

Подводя итог, отметим, какую пользу приносит работа с субличностями.

1. Мы учимся распознавать разнообразные, подчас противо­речивые стороны своей личности, подвергая ее тем самым миниатюрному психоанализу. При этом мы признаем и принимаем все свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессознательное.

2. Мы учимся освобождаться от контроля властвующих над

нами сил.

3. Мы повышаем уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей и позволяя им объединяться в более крупные, но менее конфликтные

единицы.

4. Мы можем возвести каждую субличность на высшую сту­пень раскрытия ее возможностей, обнаружив тем самым, что любое психическое содержание несет в себе зерно собственного преображения.

5. И, наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к выявлению скрытого ядра своей лично­сти — своего истинного «Я» (Бадхен, Коган, 1998). Обычные виды психотерапии более или менее корректиру­ют потребности низшего бессознательного, религиозные учения способствуют расширению горизонтов высшего бессознатель­ного, психосинтез же помогает осознать весь спектр своих стремлений и принять на себя полную ответственность за них.

Собственно психосинтез, по мнению Р. Ассаджиоли, начи­нается после осознания клиентом идеального образа в себе как центра, вокруг которого необходимо строить новую, внутренне согласованную личность. При этом он постоянно напоминал, что желающему измениться необходим опытный тренер — учи­тель, способный помочь в случае необходимости.

Тем, кто рассчитывает на собственные силы, Р. Ассад­жиоли рекомендовал тщательно разработать план действий, сформулировать «внутреннюю программу». Необходимо ви­зуализировать, мысленно представить себе свою цель.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОСИНТЕЗА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: