Белки как биополимеры. Свойства и биологические функции белков

План ответа:

  1. Определение.
  2. Состав и строение.
  3. Физические свойства.
  4. Химические свойства.
  5. Роль белка в организме человека.

Белки – это азотсодержащие высокомолекулярные органические вещества со сложным составом и строением.

Состав и строение

Белки состоят из аминокислот, образуются в результате реакции поликонденсации.

Например, образование дипептида.

                                                                                  О H

                                                                                   || |

NH2-СН2-СООН + NH2-СН2-СООН →NH2-СН2-С-N-СН2-СООН +НОН    

                                                                        дипептид

 О H

   || |

-С-N- пептидная или амидная группа, а связь между атомами углерода и азота в ней – пептидная (амидная) связь.

Белок имеет пространственную структуру:

Первичная - последовательность аминокислотных звеньев (дипептид или трипептид).

Вторичная – образование водородных связей между ›С=О и ›N-H соседних пептидных групп – спираль.

Третичная – взаимодействие –S-S-,–NH2, -OH, -COOH групп приводит к сворачиванию спирали в клубок, образуется макромолекула.

Четвертичная – некоторые белковые макромолекулы могут, соединятся друг с другом, и образовывать крупные комплексы.

Физические свойства

Белки бывают растворимые в воде и нерастворимые. Некоторые с водой образуют коллоидные растворы.

       Химические свойства

Белки, как и составляющие их аминокислоты амфотерны.

  1. Гидролиз.

                             ферменты

         Белок + вода  →   различные аминокислоты

  1. Денатурация – нарушение конфигурации молекулы белка вследствие разрушения водородных и других связей: белок утрачивает своё биологическое значение.
  2. Разложение при нагревании – образуются летучие продукты: этот признак может быть использован для обнаружения белков (появляется запах жжёной шерсти).
  3. Цветные реакции на обнаружение белков:

а) Биуретовая реакция (на пептидную группу).

Если к небольшому количеству раствора белков прилить немного гидроксида натрия и по каплям раствор сульфата меди (II), то появляется красно-фиолетовая окраска.

б) Ксантопротеиновая реакция (на остатки ароматических аминокислот, входящих в состав белка)

белок + НNO3→ жёлтое окрашивание

       в) Если к раствору прилить ацетат свинца (II), а затем гидроксид натрия и нагреть, то выпадает чёрный осадок сульфида свинца, что указывает на содержание в составе белка серы.

Роль белка в организме человека.

1.Структурная - построение тканей и клеток, их составных частей.

2. Каталитическая – ферменты, регулирующие реакции идущие в организме часто белковой структуры.

3. Регуляторная – белки – гормоны (например, инсулин) регулируют работу нашего организма.

4. Защитная – специфические белки антитела защищают наш организм.

5. Транспортная – белок гемоглобин крови доставляет кислород от лёгких к клеткам тела.

 

45. Взаимосвязь между различными классами органических соединений.

План ответа:

  1. Взаимосвязь различных классов органических соединений (схема взаимопревращений).
  2. Примеры реакций, подтверждающие получение одних веществ из других.
  3. Вывод.

       В начале ответа важно подчеркнуть, что строение молекул органических соединений позволяет сделать вывод о химических свойствах веществ и тесной взаимосвязи между ними. Из веществ одних классов путём последовательных превращений получаются соединения других классов. При этом все органические вещества можно представить как производные наиболее простых органических соединений – углеводородов.

Генетическую связь органических веществ можно представить в виде схемы (варианты могут быть различны).

         1         2            3             4               5

а) С2Н6→С2Н5Br→С2Н5ОН→СН3-СОН→СН3СООН→СН3СООС3Н7.

1) С2Н6 + Br2→ С2Н5Br + НBr

2)С2Н5Br +HOH → С2Н5ОН + НBr

3) С2Н5ОН + CuO → СН3-СОН + Cu + HOH

4) СН3-СОН +Ag2O → СН3СООН +2Ag↓

5) СН3СООН + С3Н7ОН → СН3СООС3Н7 +HOH

     1   2     3      4             5               6               7                   8                   

б) С →СН4→С2Н2→С2Н4→ С2Н5ОН → СН3-СОН → СН3СООН →ClСН2СООН →

                       9

NH2СН2СООН → NH2СН2СООС2Н5

1) С +2H2 →СН4

2) 2 СН4 → С2Н2 +3H2

3) С2Н2 + H2→С2Н4

4) С2Н4 + HOH→ С2Н5ОН

5) С2Н5ОН + CuO → СН3-СОН + Cu + HOH

6) СН3-СОН +Ag2O → СН3СООН +2Ag↓

7) СН3СООН +Cl2 → ClСН2СООН +HCl

8) ClСН2СООН + NH3 → NH2СН2СООН + HCl

9) NH2СН2СООН + С2Н5ОН → NH2СН2СООС2Н5 + HOH

К любой схеме необходимо составить уравнения химических реакций, подтверждающие взаимосвязь указанных веществ.

Таким образом, взаимосвязь всех классов органических веществ и веществ, органических с неорганическими имеет своей основой единство химических элементов и проявляется во взаимных превращениях веществ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: