Для диагностики были использованы следующие методики:
1.......................................................
2.......................................................
3.......................................................
Интерпретация результатов
Выводы, прогнозы и рекомендации
Дата и подпись психолога
Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа.
Перед написанием заключения:
- Психолог обрабатывает результаты выполнения заданий,
- обсуждает их и приходит к определенным выводам об особенностях и уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка,
- решает вопрос о характере коррекционной помощи, которая может быть ему оказана.
- оформляет полученные результаты в виде письменного заключения в свободной форме, соблюдая определенные правила.
Обычно заключение состоит из трех относительно самостоятельных частей:
I
u указываются причины и цель обследования ребенка, особенности поведения ребенка во время его проведения.
u отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание.
|
|
u особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу.
u Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний ребенка, его способность рассказать о своих действиях.
II
è дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка в зависимости от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.
III
делается вывод о структуре нарушений психики у ребенка:
n отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие.
n формулируются рекомендации по организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса, которые адресуются специалистам образовательного учреждения и родителям.
В заключении обязательно должны быть указаны возраст обследуемого, даты обследования и написания заключения, фамилия психолога.
Феномен «социального вывиха» при нарушениях развития.
Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения. Выготский считал, что дефективность есть понятие социальное: " Если психологически телесный недостаток означает "социальный вывих", то поведение общества похоже на попытку вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган.»
|
|
Рассматривая закономерности психического развития, Л.С. Выготский приходит к выводу о том, что нормальный и аномальный ребенок, в принципе, развиваются по одним и тем же законам, хотя при этом развитие аномального ребенка характеризуется несомненным своеобразием. В наших руках сделать так, чтобы глухой или слабослышащий ребёнок не были дефективными. Человечество сможет победить и слепоту, и глухоту, и слабоумие в социальном и педагогическом плане прежде, чем в плане медицинском и биологическом. Слепой останется слепым, глухой - таким, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное. Социальное воспитание победит дефективность.. «...Мы утверждаем, что слепого, глухого и слабоумного можно и нужно мерить той же мерой, что и нормального». Большое место в своих работах Л.С. Выготский уделяет вопросу о возможности компенсации дефекта. Он пишет: «Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с другими людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальная ненормальность поведения». Действительно, несчастье ребенка существенным образом влияет на его социальную позицию в семье: к нему относятся как к особому, с повышенным вниманием и жалостью. Со временем благие намерения родителей оборачиваются против самого ребенка, становясь преградой, отделяющей и отдаляющей его от других детей. Однако дефект сам по себе еще не есть трагедия. Он является лишь возможным поводом для возникновения таковой. Дело в том, что в дальнейшем физический недостаток вызывает к жизни особую социальную установку- «социальный вывих», препятствующий нормальной социализации такого ребенка.