Особенности формирования Навыков Самообслуживания

Формирование навыков самообслуживание происходит путем совместно-разделенной деятельности!!! См вопрос 4

НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Причины несформированности: Вследствие неполноты и фрагментарности восприятия, обедненного воображения, так как нельзя представить конечный результат..

Часто наблюдается расхождение между предметом и словом, отражающим его сущность, поэтому ребёнку тяжело будет следовать инструкциям и выполнять исправления, которые будут указаны взрослыми. Зачастую у таких детей не складывается представление о назначении предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей, и они не могут по подражанию овладевать НС;

Формирование: Через совместно-разделенную деятельность, С помощью органов чувств ( анализаторов) сенсорный контроль позволяет осуществлять «движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия»( А.В. Петровский), что является актуальным для детей с нарушением зрения.

НАРУШЕНИЯ СЛУХА:

 Овладение навыками по уходу за собой, требующими тонкой координации и равновесия, происходит с трудом и медленно. Такие дети могут овладевать навыками самообслуживания по подражанию, но ребёнок не всегда сможет адекватно реагировать на замечания взрослых в силу наличия у него дефекта.

Причины: Расстройства вестибулярного аппарата, которые наблюдаются у большей части детей с нарушением слуха, замедляет развитие навыков самообслуживания, поскольку неуклюжесть ребенка, нарушенная пространственная ориентировка создают трудности при выполнении действий, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей.

Формирование: Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, к физическим упражнения), в связи с чем ее реактивность значительно понижается

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Причины: Не сформированы или недостаточно развиты психические процессы: мышление, внимание, восприятие, память. Дети с нарушением интеллекта вследствие нарушения моторики, неумения осмыслить логику бытовых действий с трудом и в более поздние сроки, чем нормально развивающиеся сверстники, овладевают НС.У детей с интеллектуальной недостаточностью проявляются нарушения памяти. Особенно трудны им для запоминания инструкции, в которых определяется последовательность выполнения действий. По этой причине детям с нарушением в интеллектуальном развитии тяжело запоминать алгоритм действий по самообслуживанию; замедляется темп освоения навыков по сравнению с нормально развивающимися детьми.

Формирование: Запоминание алгоритма действий осуществляется за счет механической памяти.

ДЦП

Причины: Отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.Дети с церебральным параличом часто не следят глазами за движениями и действиями своих рук, что препятствует формированию предметно-практической деятельности, выработке НС в силу отсутствия сенсорного контроля.

По причине двигательных нарушений у детей с ДЦП замедляется процесс усвоения НС; ребёнок не может совершать двигательные операции, которые участвуют в формировании НС.

Формирование:Для успешного развития умений и навыков ребёнку необходима двигательная коррекционная помощь, и помощь, которая будет направлена на обучение НС, а также на развитие психофизических способностей, необходимых для выполнения этой деятельности.

СЛОЖНОЕ НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ:

возрастание степени затруднения в процессе формирования НС. Это обусловлено наличием двух и более дефектов, которые отягощают психофизическое развитие ребёнка. Особенности формирования и выработки НС будет определяться наличием количества дефектов и степенью выраженности каждого из них, поскольку отдельные дефекты сохраняют свои особенности, при этом образуя в совокупности новый вариант развития ребёнка, что осложняет процесс выработки навыков по уходу за собой у ребёнка.

Формирование: НС у детей с нарушением развития не могут возникнуть самобытно, необходима коррекционно-развивающая работа с такими детьми, целью которой будет привитие НС детям, формирование у них привычки заботиться о себе и своем здоровье. Только благодаря совместным усилиям семьи, ребенка и педагогов возможно успешное обучение ребёнка НС.

Роль самообслуживания так велика, что его влияние на ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Формирование НС в жизни ребенка с комплексными нарушениями в развитии является жизненной необходимостью, которая позволяет ребёнку, прежде всего, заботиться о своём здоровье и наиболее успешно социализироваться в общество нормально развивающих сверстников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: