Понятие «коммуникативная дезадаптация» и пути ее коррекции

Коммуникативная дезадаптация - это нарушение психологических механизмов приспособления эмоционально-личностной сферы индивидуальности, речемыс-лительных процессов и речевой деятельности к новым условиям межличностного общения, социальной ситуации развития; наиболее часто проявляется в период возрастных речевых кризисов при формировании психологического новообразования коммуникативной системы (О.В.Трошин).

К особенностям коммуникативной дезадаптации можно отнести:

— преобладание сложных, сочетанных и комбинированных форм;

— многоуровневые проявления дезрегуляции коммуникативной метасистемы не только нейрофизиологические (лингвистический уровень), но и психофизиологические (психолингвистический уровень), индивидуально-психологические, психосоциальные (психосемантический уровень), социально-психологические, социально-интеграционные (психосоциальный уровень);

— расстройства выявляются в любом возрастном периоде и имеют соответствующие онтогенетические особенности коммуникации;

— большое количество дифференцированных типов, форм, уровней, степеней коммуi-iикативной дезадаптации;

— явления дезадаптации включают в себя: задержку, нарушения речевого развития, содержат также отклонения процесса общения и собственно коммуникативную дезадаптацию

— к ним относятся грамматические нарушения, трудности освоения родного и иностранного языков;

— расстройства могут быть не только стойкими, но и временными (ситуативные, динамические, возрастные);

требуют не только логопедического воздействия, но и психокоррекции, психотерапии, социально-психологической адаптации и интеграции.

Л. С Выготский отмечает, что проблемы в развитии речи у ребенка создают почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру».Основной путь коррекции недостатков коммуникативного развития проходит через нормализацию общения, причем главный акцент делается на том, что изучение и организация коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии должны строиться на основе становления их как субъектов общения, в контексте социальной ситуации развития. Коммуникативные проблемы обнаруживаются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебной и бытовой деятельности, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское общество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений. Без своевременной коррекции недостатков коммуникативной сферы в психическом развитии ребенка могут сформироваться стойкие отклонения, которые могут стать причиной стойкой социально-психологической дезадаптации.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). В дошкольном возрасте запускаются те качества развития личности, которые будут «разворачиваться» на протяжении всей жизни. С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом, через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. В коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющиеся в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь.

Проблема обучения и социализации таких детей остается актуальной и в нашей стране, и за рубежом. Дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы испытывают выраженные трудности при адаптации к новой ситуации и нуждаются в целенаправленной помощи педагога и/или специальной организации условий обучения.

Для повышения социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ необходимо специально организованное, целенаправленное коррекционно – развивающее воздействие – психолого-педагогическое сопровождение.

Важным условием комплексного психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является интеграция усилий субъектов дошкольного образовательного учреждения (воспитателей,педагогов-психологов, логопедов, дефектологв): – воспитатели, реализуя свою педагогическую функцию посредством игровой, обучающей или иной деятельности способствуют формированию и развитию СКР; – психологи, используя психологические методы, способствуют формированию СКР дошкольника, нивелируя или сглаживая негативные аспекты, связанные с психологическим развитием ребенка; –дефектологи и логопеды- организуют подбор необходимых для СКР ребенка коррекционных методов в соответствии с результатами диагностики, проводят индивидуальные коррекционные занятия; обеспечивают информационную поддержку родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: