Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

 

 

Кафедра уголовного права и национальной безопасности

 

 

Рег. № ________________

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

______________В.Н. Ромашин

«____» _______________ 2017 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

 

 

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

 

по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

Профиль: «Уголовно-правовая защита экономики»

 

 

Новосибирск 2017

Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) разработаны

 

Ульяновой Верой Владимировной, канд. юрид. наук, доцентом, доцентом кафедры уголовного права и национальной безопасности

Матвеевым Ильей Викторовичем, старшим преподавателем кафедры уголовно права и национальной безопасности

 

 

Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) прошли экспертизу УМУ

 

 

Утверждено на заседании кафедры уголовного права и национальной безопасности

(протокол от «__» ___ 2017 г. № ___).

 

 

И.о. заведующего кафедрой уголовного права и национальной безопасности,

канд.юрид.наук, доцент                                                    

Н.И. Верченко

 


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

РАЗДЕЛ 2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

РАЗДЕЛ 4. ПОКАЗАТЕЛИ, КРИТЕРИИ И ШКАЛА ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

Курсовая работа– законченное самостоятельное исследование, которое способствует закреплению знаний, полученных в процессе изучения дисциплины, приобретенных умений и навыков, а так же их использованию в исследовательской и практической деятельности (п. 3.1. Порядка разработки методических указаний по выполнению курсовой работы (проекта) НГУЭУ).

Курсовая работа – это самостоятельное и творческое научное сочинение, дающее представление об определенной юридической проблеме и свидетельствующее о знаниях студента в соответствующей области.

Курсовая работаявляется одним из основных методов обучения студентов и имеет своей целью:

1) закрепление, углубление, обобщение знаний, полученных в теоретических курсах, и применение этих знаний к комплексному решению конкретной задачи;

2) формирование умений по работе с литературой, в том числе со справочной, ГОСТами, нормативными правовыми актами, типовыми проектными решениями и т. д.;

3) закрепление навыков  по выполнению практических задач и оформлению необходимой документации.

К курсовой работе (проекту) предъявляется требование самостоятельности выполнения, которое относится ко всем этапам решения поставленных задач. В частности, при выполнении теоретических исследований студент в своей курсовой работе должен продемонстрировать начальные навыки научного мышления. Для этого вполне достаточно квалифицированно и грамотно сформулировать проблему, проанализировать специальную литературу, показать навыки работы с источниками.

Тема курсовой работы, как правило, отвечает учебным задачам учебной дисциплины «Уголовное право» и увязывается с практическими требованиями современности. Она носит комплексный характер и строится на освоении большего количества источников и с помощью более сложных методов. Выполняя эту работу, студенты учатся анализировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания, анализа и предварительного проектирования практической деятельности. В процессе подготовки курсовой работы студенты приобретают более широкие навыки в использовании источников информации, учатся самостоятельности мышления и проявляют исследовательские аналитические способности. Помимо учебной цели, выполнение курсовой работы преследует также и важную методическую цель - подготовить студента к выполнению выпускной квалификационной работы.


 

РАЗДЕЛ 2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

Курсовая работа является завершением некоторого планомерного учебного процесса, программой которого определены сроки ее выполнения. Общая технология подготовки и защиты курсовых работ состоит из следующих этапов:

1. Подготовительная работа.

2. Изучение источников информации.

3. Подготовка текста курсовой работы.

4. Редактирование и оформление текста курсовой работы.

5. Нормоконтроль и рецензирование курсовой работы.

6. Подготовка к защите и защита курсовой работы.

 

I Этап. Подготовительная работа

 

На данном этапе реализуются следующие цели:

1) определение темы учебного исследования;

2) определение цели учебного исследования;

3) формулировка рабочих названий наиболее предпочтительных вариантов темы;

4) согласование темы;

5) определение задач учебного исследования;

6) формулировка рабочих названий частей курсовой работы;

7) определение общего порядка и методов выполнения работы;

8) утверждение темы;

9) получение задания на учебное исследование;

10) определение предварительного порядка построения содержания курсовой работы;

11) составление общего плана содержания;

12) получение методических рекомендаций на выполнение курсовой работы;

13) уточнение и утверждение плана написания работы.

Подготовительная работа проводится, как правило, под руководством преподавателя. Итогом данного этапа является утверждения темы курсовой работы и плана написания работы. Тема выбирается из перечня утвержденных тем курсовых работ (См. приложение А) либо формулируется самостоятельно обучающимся по согласованию с научным руководителем.

Согласно Порядку разработки методических указаний по выполнению курсовой работы (проекта) НГУЭУ выбор темы и назначение научного руководителя оформляется распоряжением декана факультета на основании служебной записки заведующего кафедрой.

 

II Этап. Работа с источниками информации

 

На данном этапе реализуются следующие цели:

1) определение основных источников информации;

2) поиск информации в различных группах источников по утвержденной теме;

3) последовательная обработка источников информации (ведение рабочих записей);

4) отсев ненужных источников;

5) составление списка источников, необходимых для написания работы;

6) определение порядка работы с источниками информации, необходимыми для написания работы;

7) систематизация и анализ записей;

8) проверка полноты и достоверности записей.

Знакомиться с литературой по теме работы целесообразно в следующей последовательности:

· нормативные правовые документы, регламентирующие вопросы тематики работы (законы, подзаконные акты);

· учебники и учебные пособия, раскрывающие вопросы темы курсовой работы;

· научные издания (монографии, диссертации и авторефераты диссертаций), так или иначе затрагивающие аспекты темы работы;

· периодические издания (журналы), раскрывающие вопросы правоприменительной практики по теме работы и определяющие перспективы развития соответствующих отраслей права, определяющих содержания темы работы;

· материалы судебной практики (постановления арбитражных судов, суда общей юрисдикции, мировых судей) по тематике курсовой работы;

· статистические данные позволяющие определить тенденции и направления правоприменительной практики по вопросам темы;

· данные системы Интернет, правовых сайтов ведущих юридических факультетов и вузов России и т.п.

Очень важно изучать нормативные правовые акты и литературу в порядке обратном хронологическому. Вначале целесообразно изучить самые «свежие» публикации, затем - прошлогодние, потом - двухгодичной давности и т. д.

Надо отметить, что основные научные источники обязательно следует использовать за последние 3-5 лет, а для отражения исторического аспекта данной темы - источники того периода, который студент намерен исследовать в работе.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати.

На основании произведенных записей составляется список нормативно-правовых актов и литературы по тематике курсовой работы, который он согласовывает с научным руководителем.

При подборе нормативных правовых актов большую помощь могут оказать справочные правовые системы «Гарант», «КонсультантПлюс» и другие, облегчающие поиск документов, а также позволяющие быстро найти документ при наличии информации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа. Документы в данных электронных системах, как правило, содержат комментарии и отсылки к другим нормативным актам.

Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в методическом кабинете Университета, библиотеках вуза и города.

Информация анализируется в следующем порядке:

· заглавие;

· фамилия автора;

· наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу);

· время издания;

· количество изданий (первое, второе и т.д.);

· аннотация;

· оглавление;

· введение (предисловие);

· справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.), иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.

В связи с тем, что юристы в основном исследуют документы, то следует хорошо представлять следующие методы анализа документов:

1. Информационный метод

Метод информационного анализа документа предполагает формальную характеристику его текста по нескольким параметрам: физическому объему (габаритам), информационному объему, информационной емкости, информативности.

Физический объем документов на бумажных носителях измеряют в печатных листах. Печатный лист - единица печатного объема (площади) произведения печати, равная одной стороне бумажного листа стандартного формата и содержащая различное число печатных знаков в зависимости от формата наборной полосы, особенностей набора, шрифта. Различают физический печатный лист (его определение совпадает с определением печатного листа) и условный печатный лист (за него принят печатный лист формата 60 х 90 см), который служит для сопоставления печатных объемов изданий, отпечатанных на бумаге разного формата.

Информационный объем документа измеряется длиной или площадью непрерывного текста (исключая пробелы, поля, паузы). В издательской практике используется понятие учетно-издательский лист. Это единица объема издания, равная 40 тыс. печатных знаков или 3000 кв. см иллюстративного материала.

Информационная емкость текста - это произведение общего числа элементов текста на среднюю их повторяемость. Информационная емкость текста измеряется подсчетом слов и словосочетаний, несущих в тексте основную смысловую нагрузку — дескрипторов. Дескрипторы различаются по значимости. Чем более значим дескриптор, тем чаще он встречается в тексте. Полный список проранжированных по значимости дескрипторов есть тезаурус.

Важнейшим параметром, характеризующим качество текста документов, является их информативность. Существующие определения понятия информативности документа сводятся к следующему: это количество содержащейся в документе информации, новой для данного потребителя.

Необходимым условием реализации информативности документа является доступность его текста. Доступность текста, в частности, обеспечивается отсутствием или малым количеством избыточной информации, разумным соотношением новой и уже известной потребителю информации, правильным выбором структуры документа, логичностью, последовательностью изложения, языковой корректностью, точностью терминологии, отсутствием громоздких построений, умеренностью в употреблении сложных словосочетаний.

2. Терминологический метод.

Метод терминологического анализа возник первоначально в лингвистике, но со временем обогатился приемами логики, семиотики и стал успешно использоваться во многих научных областях.

Понятие - это отражение объективно существенного в вещах и явлениях, закрепленное словом. Понятия выражают себя в словах. Именно слова связывают понятие с предметом или явлением. Эта связь осуществляется через значение слова. Именно значение показывает, что мы вкладываем в то или иное понятие, какие представления связываем с ним.

Формирование понятий - результат познания, исследования предметной области, изучения закономерностей и тенденций ее развития. Всякое понятие представляет собой абстракцию, т.е. мысленное отвлечение от ряда свойств изучаемых предметов и явлений, выступающих как маловажные, и вычленение наиболее значимых их сторон, раскрывающих сущность предметов и явлений. Понятия не статичны, они постоянно изменяются.

Научные понятия обозначаются специальными словами - терминами, которые составляют основу научного языка. Термин - это слово или устойчивое словосочетание, которому приписано определенное научное или специальное понятие. Термин не называет понятие, как обычное слово, а понятие приписывается термину, придается ему.

Терминам присущ ряд особенностей:

· системность (термин должен быть всегда связан с другими терминами данной предметной области);

· дефиниция (краткое логическое определение понятия);

· моносемичность (однозначность истолкования значения в пределах, одной предметной области, одной научной дисциплины);

· отсутствие экспрессии и стилистическая нейтральность.

3. Терминологический анализ.

Терминологический анализ позволяет вскрыть сущность и смысловое значение современных терминов путем исследования истории их возникновения и развития, раскрыть взаимодействие терминов, установить место каждого из них в понятийном аппарате, выделить группы родственных терминов.

Анализ терминов складывается из четырех взаимосвязанных этапов.

Первый этап - целевое изучение (в первом приближении) терминов, составляющих тематическую группу, интересующую исследователя. Оно заключается в выявлении терминов и соответствующих им понятий, выделении базового (ключевого) термина и, терминов, подчиненных ему. Последние важно показать в такой связи, какая сложилась в практике их использования.

Второй этап предполагает этимологический анализ, цель которого - выяснение первоначального значения слова (или сочетания слов), ставшего термином. Слово, на основе которого образовался термин, рассматривается в языковой среде, послужившей его первоисточником.

Третий этап - исследование изменения терминов и отражаемых ими понятий с момента вхождения их в терминосистему науки, т. е. изучение процесса формирования, развития понятий внутри науки.

Изучать термин нужно во всех его связях с учетом законов развития всей системы. Такой подход носит название контекстуального анализа. Он требует от исследователя умения определять характер употребления термина в текстах, написанных в разное время, уяснять специфическое его значение в языке конкретного произведения, обращать внимание на смысловую и эмоциональную экспрессивность текстов.

На четвертом этапе исследователь вновь возвращается к своей терминосистеме, уточняет ее состав с учетом новых материалов, полученных на предшествующих этапах, дает четкую формулировку каждому понятию.

4. Метод контент-анализа.

Это метод количественного изучения содержания документа. Сущность его заключается в подсчете частоты встречающихся в тексте единиц: знаков, комбинаций знаков, букв, слов, терминов, словосочетаний, фамилий отдельных лиц и т. д. После подсчета выделенные единицы выстраиваются в порядке убывания частоты их употребления (использования) в тексте, т. е. формируется тезаурус. Результаты подсчета позволяют увидеть то, что рассеяно в тексте и на первый взгляд не видно.

Существует несколько разновидностей контент-анализов в зависимости от цели исследования и выбора показателей. Например, используется семантический контент-анализ, ориентированный на выявление смысла текста. В качестве показателей для подсчета выбираются смысловые единицы, заключенные в словах, словосочетаниях и высказываниях.

 

5. Метод экспертных оценок.

Экспертные оценки применяются в анализе и решении плохо формализуемых задач, в которых взаимосвязи причин и следствий не вполне ясны, а значение и качество интересующих исследователя параметров не поддаются непосредственному измерению. Кроме того, экспертные оценки и вообще экспертиза незаменимы в задачах прогнозирования, решение которых обычно опирается на примерные, оценочные данные. Организация экспертизы предполагает следующие основные этапы:

· отбор специалистов на роль экспертов;

· разработка анкеты-вопросника, нормализующего процедуру оценки и облегчающего последующую обработку результатов;

· проведение коллективного опроса;

· согласование полученных результатов.

Необходима опора на систему критериев и показателей. Используя вопросы анкет, эксперты определяют свойства информации, содержащейся в документах, а именно, новизну, полноту, актуальность, достоверность и т. д. Кроме этого, экспертиза осуществляется на основе общих критериев оценки происхождения, содержания, внешних особенностей документа.

Критериями оценки происхождения являются роль и место организации, деятелей науки, культуры, политики в системе государственного управления, экономики, политики, социальной жизни общества, значимость деятельности, время и место образования документов.

Критериями оценки содержания можно назвать значимость событий, явлений, предметов и фактов.

Ккритериям оценки внешних особенностей документа относятся своеобразие передачи текста, материальной основы носителя информации, его физического состояния, способа передачи информации.

6. Библиографический метод.

Этот метод нацелен на изучение количественной совокупности документов. Совокупность документов принято изучать в статике и динамике. При изучении документов в статике возникает понятие массив документов, при изучении в динамике говорят о потоке.

Массив документов - это определенное неизменное во времени множество объектов - документов. Массив характеризуется количеством, которое выражается единицей изданий, публикаций, единицей хранения. Массивы образуют фонды библиотек, архивов, книжных собраний и т. д. При исследовании массивов свойства документов, его составляющих, изучают как стабильные, установившиеся на данный момент.

Поток документов - изменяемое во времени множество объектов, находящихся в движении, динамике. Поток характеризуется интенсивностью, которая выражается количеством единиц изданий, публикаций в единицу времени (месяц, год).

Если массивы - это реальность, то поток существует только в воображении исследователя, так как собрать движущиеся документы и визуально их охарактеризовать невозможно. Поэтому смоделировать поток документов, представить его в визуально воспринимаемой форме дает возможность только библиографический метод.

Библиографический метод изучения документов заключается в их описании по стандартной методике, характеристи ке содержания в виде аннотации или реферата, т. е. в создании библиографической информации, а также в ее группировке по разным признакам и оформлении в виде библиографического пособия. Библиографическая информация, взятая в совокупности, зеркально отражает документальные потоки и массивы, несет в себе их качественные особенности, служит моделью происходящих в них процессов, делает зримыми скрытые тенденции.

Очень важно выстроить понятийно-терминологическую систему собственной работы и убрать противоречия и излишества, мешающие четко и просто представлять тему. Это и есть труд по составлению тезауруса, который должен содержать в курсовой работе не менее 15-20 терминов.

При использовании научной терминологии следует соблюдать следующие правила:

· используйте научную терминологию в объеме, не превышающем необходимость ее для раскрытия темы, не перегружайте ею текст;

· пользуйтесь лишь понятными вам терминами;

· сохраняйте устоявшийся в науке смысл и значение используемого термина;

· следите за отсутствием противоречий между терминами, составляющими стройную систему.

Если студент вводит новые научные термины, то необходимо давать их определения, расшифровывать аббревиатуры, к сложным словам и мыслям подбирать синонимы. Этим демонстрируют ясность мысли, творческий подход к понятийно-терминологическому аппарату.

В исследовательской деятельности всегда надо помнить, что термины способны обозначать в разных ситуациях различные явления и состояния. Поэтому всегда надо уточнять, в каком смысле мы используем термин и какова его функция.

Надо избегать частого повтора в тексте одного и того же термина. Желательно обращаться к нему не чаще чем через 10-15 строк. Термин может быть заменен местоимением и другим синонимичным существительным.

Поскольку в научном тексте используются понятия и суждения, очевидно, что, прежде всего, именно эти смысловые единицы должны удовлетворять требованию определенности.

Это требование находит свое выражение в законе тождества, согласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Такой закон требует, чтобы в ходе сообщения все понятия и суждения носили однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность.

Требование непротиворечивости мышления выражает закон противоречия, согласно которому не могут быть одновременно истинными два высказывания. Одно из них что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. В основе закона противоречия лежит качественная определенность вещей и явлений, относительная устойчивость их свойств. Закон противоречия обычно используется в доказательствах: если установлено, что одно из противоположных суждений истинно, то отсюда вытекает, что другое суждение ложно.

Закона исключенного третьего утверждает, что из двух противоречащих друг другу суждений одно ложно, а другое истинно. Третьего не дано. Важность соблюдения этого закона состоит также в том, что он требует исследователей них ясных, определенных ответов, указывая на невозможность искать нечто среднее между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого.

Требование доказательности научных выводов, обоснованности суждений выражает закон достаточного основания, который формулируется следующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Таким образом, закон достаточного основания требует, чтобы всякое суждение, которое используется в курсовой работе, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано.

Успешный сбор практического материала для учебно-исследовательской работы по уголовному праву в значительной степени зависит от того, насколько четко студент представляет себе направление работы и какой материал и с помощью каких методов необходимо получить.

Накопление такой информации не механический, а творческий процесс.

Эмпирическая база исследования складывается в результате изучения и обобщения опубликованного и неопубликованного материала практики.

Важную информацию содержат статистические материалы правоохранительных органов. Систематизированные данные о преступности публикуются в статистических сборниках.

Под неопубликованной практикой понимаются архивные уголовные дела, отказные материалы, копии приговоров и другие материалы следственно-судебных органов.

Для эмпирического исследования используют такие общие методы, как наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент.

Наблюдение – это активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. К наблюдению, как методу, предъявляются следующие требования:

· планомерность;

· целенаправленность;

· активность;

· систематичность.

Сравнение. Этот метод позволяет установить сходство и различие предметов, явлений и процессов действительности. В результате устанавливается общее, присущее нескольким объектам.

К сравнению предъявляются следующие требования:

· сравниваться должны только такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;

· для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.

Измерение – это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент. Это такой метод научного познания, при котором происходит вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Преимущества данного метода:

· возможно изучение того или иного явления в «чистом виде»;

· позволяет исследовать свойства предметов и явлений действительности в экстремальных условиях.

Для сбора эмпирического материала можно порекомендовать использовать различные методы социологического исследования:

· анкетирование,

· интервьюирование,

· метод экспертных оценок и пр.

Оформление таблиц.

Таблица — это графическая форма представления количественных показателей или терминологических описаний в краткой, предельно сжатой форме. Она строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных и потому может интерпретироваться и предоставлять новую информацию.

 

III Этап. Подготовка текста курсовой работы.

На данном этапе реализуются следующие цели:

1) дополнение, уточнение и согласование рабочих записей в слитный текст;

2) рубрикация текста;

3) уточнение плана содержания курсовой работы;

4) при необходимости привлечение дополнительных источников информации;

5) составление развернутого плана (содержания) курсовой работы.

На данном этапе должна бить уточнена структура курсовой работы, рубрикация текста.

 

 IV Этап. Редактирование и оформление текста курсовой работы.

 

На данном этапе реализуются следующие цели:

‑ редактирование основного текста;

‑ оформление текстуальной части, иллюстративного материала и приложений;

‑ проверка курсовой работы на предмет заимствований.

1. Редактирование это процесс литературной обработки текста курсовой работы для приведения его в соответствие с определенными требованиями. Редактирование желательно проводить последовательно с соответствующей корректировкой окончательного текста работы. Рекомендуется придерживаться следующих примерных этапов редактирования текстовой основы работы, разделяя их на первое чтение работы, второе чтение и т.д. по мере необходимости:

1) проверка общего соответствия основного текста курсовой работы ее теме. Чтение сопровождается разметкой фрагментов текста, которые кажутся сомнительными на предмет соответствия теме. При этом вносятся в исходный текст изменения, которые не затрагивают мелкие недостатки работы. Если 50% работы или более не соответствует теме, то ее необходимо переписать заново;

2) проверка соответствия текста структуре и общему плану курсовой работы. Выполняется также в процессе первого чтения, но желательно, разметку фрагментов текста в этом случае выполнять другими чернилами;

3) проверка целостности восприятия и логической взаимосвязи структурных частей основного текста. Выполняется в процессе второго чтения, после того, как в основном тексте работы устранены недостатки, выявленные ранее. Для улучшения целостности восприятия и логической взаимосвязи структурных частей основного текста особое внимание необходимо обратить на фрагменты, обеспечивающие переход от одной его части к другой;

4) проверка стилистического единства изложения основного текста. Выполняется в процессе второго чтения: проверка унификации использованной в тексте терминологии, речевых «штампов» и т.п. Особое внимание при этом обращается на однородность фразеологического построения предложений;

5) проверка стилистического соответствия содержания частей работы, не относящихся к основному тексту, содержанию последнего. Выполняется в процессе заключительного третьего чтения, после того, как подготовлены близкие к окончательному варианту версии всех прочих частей работы;

6) проверка на предмет отсутствия в тексте курсовой работы стилистических запретов. Выполняется также в процессе заключительного третьего чтения или в ходе второго чтения при небольшом объеме работы.

Для всех видов исследовательской работы (особенно для курсовых работ), характерен научный стиль, который отличается формально-логическим способом изложения материала. Для научного текста присущи смысловая законченность, целостность и связанность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развитии мысли, причинно-следственные отношения, противоречивые отношения, переход от одной мысли к другой, итог, вывод и другие.

2. Оформление текста курсовой работы осуществляется в соответствии с Внутренним стандартом оформления письменных студенческих работ, утвержденным 30 января 2013 года.

Несоблюдение требований данного стандарта является основанием для отказа в допуске представленной студентами курсовой работы к защите.

3. Проверка курсовой работы в системе «Антиплагиат.ВУЗ» на предмет заимствований. Для чего студенту необходимо направить работу научному руководителю в электронном виде в соответствии с порядком, предусмотренном Руководством студента по работе с системой «Антиплагиат.ВУЗ». Рекомендуемый уровень оригинальности текста курсовой работы не должен быть менее 70%.

 

V Этап. Нормоконтроль и рецензирование курсовой работы.

Нормоконтроль и рецензирование являются завершающим этапом разработки курсовой работы.

Нормоконтроль и рецензирование осуществляет руководитель курсовой работы, назначенный приказом о закреплении тем курсовых работ, в соответствии с Положением НГУЭУ о нормоконтроле студенческих работ, утвержденным 27 февраля 2013 г.

Курсовая работа должна быть представлена на регистрацию на кафедру уголовного права и национальной безопасности с заключением по нормоконтролю не позднее, чем за 3 дня до защиты в сброшюрованном виде, с подписями студента, научного руководителя на титульном листе, с рецензией научного руководителя.

Вносить изменения и дополнения в сброшюрованные, проверенные и подписанные курсовые работы запрещается.

Курсовые работы, не прошедшие нормоконтроль, а также имеющие отрицательное заключение по нормоконтролю к защите не допускаются. Заключение считается отрицательным, когда хотя бы по одному из пунктов имеется замечание о несоответствии с требованиями стандартом.

 

VI Этап. Подготовка к защите и защита курсовой работы.

На данном этапе реализуются следующие цели:

1) подготовка текста выступления для защиты курсовой работы;

2) защита курсовой работы.


РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

Структурными элементами курсовой работы по дисциплине «Уголовное право» являются:

- титульный лист;

- заявление о самостоятельном характере выполненной работы;

- задание на курсовую работу (проект)

- содержание;

- введение;

- основная часть, состоящая из разделов (глав) и подразделов (параграфов);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Введение является одной из наиболее ответственных составляющих работы. Оно вводит читателя в тему работы, должно быть максимально четким и включать ряд обязательных элементов:

- актуальность выбранной темы;

- цель и задачи работы;

- объект и предмет исследования;

- методы научного исследования, использованные в работе;

Объем введения обычно составляет 2- 3 страницы.

Содержание, как и структура основной части работы, определяются ее автором совместно с руководителем, однако текст должен быть выполнен в соответствии с общими требованиями к функциональному стилю научно- исследовательской работы.

Основное содержание темы обычно разбивается на части (2-4 вопроса), которые в плане должны быть озаглавлены. При необходимости части (главы) могут быть разбиты на параграфы, но излишнее дробление текста не приветствуется. Поощряется также использование иностранного законодательства и иностранной литературы по существу вопросов курсовой работы.

Заключение содержит краткое изложение выводов по решению поставленных задач, в нем должны быть изложены итоговые результаты.. По объему заключение обычно не превышает 3-5 страниц.

Список использованных источников включает в себя сведения об источниках, использованных при создании курсовой работы.

В Приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной курсовой работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. К ним, в частности, относятся:

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- справочные данные;

- и другие.

(выдержка из Внутреннего стандарта НГУЭУ оформление письменных студенческих работ от 30.01.2013 г.)


РАЗДЕЛ 4. ПОКАЗАТЕЛИ, КРИТЕРИИ И ШКАЛА ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

Курсовая работа оценивается научным руководителем по результатам защиты. При оценке курсовой работы научный руководитель использует 5-балльную систему оценивания, высшей оценкой в которой является «отлично».

Для оценки курсовой работы научный руководитель используются следующие критерии оценивания:

‑ оценка «отлично» выставляется за курсовую работу, которая выполнена студентом по теме, соответствующей утвержденной приказом, с использованием актуальных научных и учебных источников, изданных за последние пять лет, соответствует действующему законодательству, содержит исследование актуальных материалов следственной и судебной практики, прошла процедуру нормоконтроля и имеет положительное заключение, по результатам проверки в системе «Антиплагиат.ВУЗ» присвоен уровень оригинальности не менее 70%. Кроме того, для выставления оценки «отлично» в процессе защиты студент должен обосновать актуальность темы курсовой работы, показать всесторонние и глубокие знания предмета курсового исследования, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно излагать материал, а также аргументировано ответить на все вопросы научного руководителя;

‑ оценка «хорошо» выставляется за курсовую работу, которая выполнена студентом по теме, соответствующей утвержденной приказом, с использованием актуальных научных и учебных источников, изданных за последние пять лет, соответствует действующему законодательству, содержит исследование актуальных материалов следственной и судебной практики, прошла процедуру нормоконтроля и имеет положительное заключение, по результатам проверки в системе «Антиплагиат.ВУЗ» присвоен уровень оригинальности не менее 60%. При этом в процессе защиты студент обосновывает актуальность темы курсовой работы, показывает знания предмета курсового исследования, последовательно, грамотно и логически стройно излагает материал, но допускает незначительные неточности при ответе на отдельные вопросы научного руководителя;

‑ оценка «удовлетворительно» выставляется за курсовую работу, которая выполнена студентом по теме, соответствующей утвержденной приказом, с использованием актуальных научных и учебных источников, изданных за последние пять лет, соответствует действующему законодательству, содержит исследование актуальных материалов следственной и судебной практики, прошла процедуру нормоконтроля и имеет положительное заключение, по результатам проверки в системе «Антиплагиат.ВУЗ» присвоен уровень оригинальности не менее 50%. При этом в процессе защиты студент показал недостаточные теоретические и практические знания, отсутствие умений четко ориентироваться в защищаемой теме курсовой работы, допускал неточности при ответе на отдельные вопросы научного руководителя;

‑ оценка «неудовлетворительно» выставляется за курсовую работу, которая выполнена студентом по теме, соответствующей утвержденной приказом, но на низком теоретическом уровне, не содержит исследований материалов следственной и судебной практики, не соответствует действующему законодательству, по результатам проверки в системе «Антиплагиат.ВУЗ» показала уровень оригинальности менее 50%, а студент в процессе ее защиты не смог ответить на поставленные научным руководителем вопросы.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ТЕМАТИКА (ВАРИАНТЫ) КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Задачи российского уголовного права.

2. Система принципов уголовного права.

3. Источники российского уголовного права.

4. Основание уголовной ответственности в действующем уголовном праве.

5. Действие уголовного закона во времени.

6. Действие уголовного закона в пространстве.

7. Толкование уголовного закона.

8. Отличие преступления от иных правонарушений.

9. Категоризация преступлений, ее значение.

10. Понятие и структура состава преступления.

11. Объект состава преступления.

12. Объективная сторона состава преступления.

13. Субъект состава преступления.

14. Субъективная сторона состава преступления.

15. Вина как основной признак субъективной стороны состава преступления.

16. Умысел как форма вины: понятие, критерии, виды.

17. Неосторожность как форма вины: понятие, критерии, виды.

18. Преступление с двумя формами вины.

19. Невиновное причинение вреда.

20. Понятие ошибки в уголовном праве и ее правовые последствия.

21. Стадии совершения умышленного преступления.

22. Добровольный отказ от преступления.

23. Соучастие в уголовном праве.

24. Виды соучастников преступления.

25. Формы и виды соучастия в преступлении.

26. Необходимая оборона.

27. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.

28. Крайняя необходимость.

29. Физическое или психическое принуждение.

30. Обоснованный риск.

31. Исполнение приказа или распоряжения.

32. Юридическая характеристика множественности преступлений.

33. Уголовное наказание.

34. Штраф как вид уголовного наказания, его сущность и порядок применения.

35. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

36. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

37. Обязательные работы.

38. Исправительные работы.

39. Ограничение по военной службе.

40. Ограничение свободы.

41. Принудительные работы.

42. Содержание в дисциплинарной воинской части.

43. Лишение свободы на определенный срок. Виды исправительных, учреждений для отбывания наказания.

44. Пожизненное лишение свободы.

45. Смертная казнь как исключительная мера наказания.

46. Общие начала назначения наказания.

47. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

48. Понятие освобождения от уголовной ответственности.

49. Понятие освобождения от наказания.

50. Амнистия: понятие, порядок объявления и применения.

51. Помилование: понятие, юридическая природа, порядок осуществления.

52. Судимость: понятие, сущность и значение этого института.

53. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

54. Принудительные меры воспитательного воздействия, понятие и юридическая природа.

55. Понятие и цели применения принудительных мер медицинского характера. Их юридическая природа.

56. Конфискация имущества, её юридическая природа и основания применения.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)








МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

 

 

Кафедра уголовного права и национальной безопасности

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Уголовное право

(Наименование дисциплины)

______________________________________________________

(Наименование темы)

 

Ф.И.О студента ____________________________________________________

Направление/специальность 40.03.01 Юриспруденция

Направленность (профиль)/специализация Уголовно-правовая защита экономики

Номер группы _____________________________________________________

Номер зачетной книжки _____________________________________________

Дата регистрации курсовой работы (проекта) кафедрой __________________

Проверил_________________________________________________________

 

Новосибирск [год]

ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ (ПРОЕКТ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: