Что особенного можно выделить в процессе развития бабочки? Из рассмотренного примера видно, что жизнь насекомого, как живого существа, имеет прерывистый, дискретный характер. В стадиях «яичко» и «куколка» насекомое не имеет обмена с внешней средой и только наше знание о последующих состояниях насекомого даёт нам основания считать, что это не смерть, а стадия развития. Фактически, на этих стадиях живым является только зародыш, который развивается под оболочкой и осуществляет обмен с веществом, содержащимся внутри неё.
Поэтому развитие насекомого от половой клетки до бабочки не есть жизнь одного организма. С точки зрения внутреннего наблюдателя, то есть того наблюдателя, который мог бы расположиться внутри насекомого и перемещаться вместе с ним из одного облика в другой, жизнь насекомого состоит из жизней трёх независимых друг от друга организмов: половой клетки, гусеницы и бабочки. Каждый из этих организмов проживает под оболочкой свой процесс постепенного развития от зародыша до сформировавшегося качественного состояния, при достижении которого оболочка лопается, и организм скачкообразно появляется во внешней среде. Единственное, что связывает эти самостоятельные организмы, так этото, что каждый последующий развивается из вещества, накопленного предыдущим.
Внешний же наблюдатель думает, что он видит перед собой один и тот же объект, который претерпевает метаморфозу (превращение) поскольку объект никуда не исчезает из поля зрения, а просто «скачком» изменяет свой облик.
О «коридоре развития»
На рис.15 на линии П'-Г'-Б' лежат точки пределов развития половой клетки, гусеницы и бабочки. Далее наступает коллапс промежуточных стадий развития насекомого или смерть самого насекомого.
На линии 2'-4' лежат точки начала развития зародышей гусеницы и бабочки. Далее происходит процесс развития этих зародышей, который состоит в поглощении вещества под оболочкой коллапса и продвижению объекта к очередному пределу развития.
Если линию 2'-4' считать границей начала развития зародышей гусеницы и бабочки, а линию П'-Г'-Б' считать границей пределов их развития, то сам процесс развития, отражаемый графиком на рис. 15, можно сопоставить с траекторией продвижения всего объекта по дороге (коридору развития), ограниченной обочинами в виде линий П'-Г'-Б' и 2'-4'. При этом траектория развития объекта представляет собой зигзагообразное (колебательное) движение от одной обочины дороги к другой или, другими словами, от одной стороны «коридора развития» к другой.






