Сущность и основные задачи Народного художественного творчества

Введние

Ли́пецк — город в России, административный центр Липецкой области Население 502,6 тыс. чел. (на 01.01.2007)

Город расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины, на обоих берегах реки Воронеж, в 438 км к югу от Москвы. Высота центра города над уровнем моря около 160 м.

Глава администрации города — Игорь Георгиевич Артамонов.

Укреплённое славянское поселение на месте современного города существовало ещё до начала монголо-татарского нашествия. Оно располагалось на крутом холме, с севера, юга и запада защищённого неприступными склонами. С более пологой восточной стороны был возведён земляной оборонительный холм, остатки которого сохранились до нынешнего времени. В центре поселения находился княжеский дом, а вокруг жили ремесленники. В летописях Липецк в первые упоминается в 1283-1284 годах, в период битв русичей с монголо-татарскими завоевателями. В 1284 году город был полностью разрушен, и в течении нескольких последующих столетий никаких упоминаний о нём нет.

Село Малые Студёнки Липецкие, находившееся на месте современного города, летописи впервые упоминают в первой половине XVII века.

15 июля 1703 года принято считать днём рождения города (в этот день ежегодно отмечается День города). Именно тогда по указанию Петра I на реке Липовке, на месте её впадения в реку Воронеж, было начато строительство железоделательных заводов для нужд Российского флота и армии, которые во время Северной войны оказали большую поддержку в снабжении. К этому времени заводы стали считаться крупными, и занимали второе место в России по выплавке чугуна.

Разросшееся после постройки заводов село в 1709 году было переименовано в слободу Ли́пские Заво́ды (Ли́пские желе́зные заво́ды). 16 сентября 1779 году по указу Екатерины II слобода Липские Заводы официально получает статус уездного города Тамбовского наместничества (с 1796 года — Тамбовской губернии) с названием Липецк. В черту города вошли две слободы — Дикинская и Липецкая вместе с заводами, а также деревни — Коровино и Дикинская. В то время здесь проживало около 6 тыс. человек.

16 августа 1781 году Липецк получает свой герб. Под тамбовским губернским гербом (улей и три золотые пчелы) — раскидистая липа, как символ древности и процветания, как родовое дерево возрожденного города.

После открытия на юге России новых чугуноплавильных заводов с новой, более совершенной технологией выплавки чугуна и стали на коксе в 1795 году Липские заводы были ликвидированы, а основная часть оборудования и рабочих были переведены на Луганский завод. После закрытия заводов развитие города замедлилось.

В 1806 году в деревянном хаотично застроенном Липецке случился большой пожар, после которого застройка города стала производиться уже по Генеральному плану, с прямыми широкими улицами и зданиями из камня и кирпича. Были построены курортные здания, гостиница, зал развлечений. На Дворянской улице (ныне ул. Ленина) появились дворянские и купеческие особняки.

Возрождение города началось в конце XIX — начале XX века, когда, в связи с расширением железнодорожного строительства, российскими и иностранными предпринимателями было решено вновь использовать рудные месторождения возле Липецка. Также оживлению города способствовало деятельность курорта, открытого в начале XIX века.

В 1902 году с участием бельгийского капитала было закончено строительство двух доменных печей, положивших начало металлургическому заводу «Свободный Сокол», который дал первый чугун 15 июля 1902 года.

В 1931 году был заложен другой гигант — Новолипецкий металлургический завод (НЛМЗ, ныне — Новолипецкий металлургический комбинат — НЛМК), который начал свою работу 7 ноября 1934 года. Строительство этого предприятия стало переломным в биографии Липецка. Именно НЛМК принес Липецку мировую славу индустриального центра. Начиная с 1930-х годов Липецк из небольшого утопающего в зелени провинциального городка превратился в крупный индустриальный центр Черноземья.

Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, в рекордно короткие сроки был построен Липецкий тракторный завод (ныне — завод «Липецкий трактор»).

6 января 1954 года создаётся Липецкая область, а город получает статус областного центра.

Сегодня Липецк известен в России и за рубежом как крупный производитель стали и проката, «белой» бытовой техники, соков и минеральной воды, как центр подготовки асов отечественной авиации.

Помимо функций областного центра город является и административным центром Липецкого района. Кроме того, будучи городом областного подчинения, образует самостоятельную административную единицу в составе области — городской округ город Липецк.

В современных границах площадь Липецка составляет 318,12 км² (на 01.01.2006). Это довольно большая территория (всего в три раза меньше площади Москвы)

Город разделен на 4 территориальных округа — Левобережный, Октябрьский, Правобережный, Советский.

Они включают в себя следующие части (районы) города:

  • Центр
  • Новолипецк
  • Переделицы
  • Новая Жизнь
  • Северный Рудник
  • Сырский
  • Свободный Сокол
  • Сокольское
  • Дикое
  • Ниженка
  • Венера
  • Район Опытной станции
  • Мирный
  • Жёлтые Пески
  • Ссёлки
  • Тракторный
  • Заречье
  • Дачный
  • Посёлок Силикатного завода
  • Посёлок Студёновского рудоуправления
  • Матырский
  • Коровино
  • Манеж
  • Юго-запад (новые мкр-ны)
  • Елецкий (строящийся микрорайон)
  • Университетский (строящийся микрорайон)

 

Цели: Выявление и анализ народного художественного творчества

Задачи:

1. Изучить творчество его понятие и разновидности;

2. Ознакомиться с традициями в целом;

3.  Исследовать народный костюм, промыслы и ремёсла в Липецке;

4.  Проанализировать народное художественное творчество в Липецкой области.

Объект: Народное художественное творчество Липецкой области.

Предмет исследования: Смотреть (стр1, 2,3,4,5)

 

Глава 1 Народное художественное творчество в целом.

1.1Определение понятия «Творчество». Его определение, разновидность

Творчество есть самый загадочный, непостигаемый и волнующий феномен человеческого бытия, предмет исследования многих философов, социологов, психологов и учёных в 20 веке.

Творчество, пишет русский философ Н. Бердяев своей работе «О назначении человека», выдаёт гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создаёт гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальность — это, прежде всего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчеству. Люди всегда задумывались над вопросом: откуда берется новое? Новая мысль, новая идея. Можно многое знать, но ничего нового не создать. Творчество — это образ жизни.

В современном философском словаре дано следующее определение. Творчество — высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия; способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Творчество человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового — путём перебора большого количества промежуточных вариантов, а также сопряженная с этими процессами критика и элиминация всего неудачного. Человеческое творчество суть интегральная совокупность фантазии, предвидения и интуиции.
Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Исследователи настаивают на том,что необходимо отличать творчество от изготовления. При этом можно выявить критерий такого отличия.

Основным критерием, отличающим творчество от изготовления (производства) является уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Раскрыть сущность творчества, возможно только используя комплекс разнообразных подходов, предлагаемых философами, психологами и учёными. Можно согласиться с исследователем Б. Сорокиным, предложившим следующие подходы.
1. Философский. Значимым является анализ творчества с позиций диалектического материализма. Прежде всего это исследование проблематики, возникающей при выяснении характера субъективной диалектики и её отношения к объективной диалектике.
2. Логический. Процесс мышления представляет собой ряд операций формирования понятий и суждений. Совокупность устойчивых мыслительных форм и операций, а также лежащих в их основе законов и правил, составляющих предмет формальной логики, имеет в творчестве большое значение.
3. Физиологический. Данный аспект изучения мышления рассматривает физико-химические процессы, протекающие в субстрате мышления — нервной ткани, интенсивное экспериментальное изучение мозга началось с конца 19 века.
4. Психологический. Возникло только в 20 веке и основными предметами исследования стали особые психологические компоненты творчества, такие как эмоциональность и установка. Исследователи испытывают определённые трудности в связи с тем, что психологическое исследование мышления исходит из того принципиально важного обстоятельства, что взаимодействие человека с объективным миром выступает в виде своего рода психической неуравновешенности, накопления психического заряда, требующего разрядки.

Объективное отсутствие определенных элементов в той ситуации, в которую включена деятельность субъекта, делает эту ситуацию неполным, неопределенным фактором деятельности; и субъективно такая ситуация воспринимается как проблемная. Конечно, эта неполнота, неопределенность имеет место лишь на уровне явления и его субъективного отражения, поскольку еще не все компоненты ситуации деятельности доступны интеллекту субъекта.

Для обнаружения объективно существующих, но пока еще скрытых реальностей человек должен опосредованно через известные элементы и соотношения найти отсутствующие, что и порождает необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, а точнее говоря, в творческом мышлении.
5. Кибернетический. Подход появился в начале 40-х годов 20 века.

Кибернетический аспект изучения мышления рассматривает человеческий мозг (орган мышления) как сложную систему, работа которой представляет собой приём и обработку информации с окончательной выработкой управляющих сигналов, причём и здесь действуют механизмы обратных связей. Нельзя не согласиться с исследователем в том, что с этой точки зрения и мышление (в том числе и творчество) как вид познания подчиняется основным кибернетическим закономерностям. Многие исследователи считают данный подход весьма продуктивным, так как он позволяет использовать познавательные средства как теория вероятностей, теория информации, математическая логика и т. д.

Несомненно, что данные подходы необходимо использовать в синтезе.
Виды творчества

Несомненно, что творчество неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям. Это приводит к выделению современными философами разных видов творчества:

·
производственно-техническое

·
изобретательское

·
научное

·
политическое

·
организаторское

·
философское

·
художественное

·
мифологическое

·
религиозное

·
повседневно-бытовое и т.п.


Можно сказать, что виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.
Дадим краткую характеристику основных видов творчества.
Научное творчество связано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира. Особенности научного творчества:

·
опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решении научно-исследовательской задачи;

·
продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей;

·
процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего, но недоступного еще нашему сознанию (непознанного). Результатом исследования является получение нового знания или открытия;

·
процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретический характер. Эмпирическое исследование является результатом осмысления и обобщения непосредственной практической работы с изучаемым объектом в процессе наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и опосредованным познанием объективной реальности, с разработкой теорий на основе материала эмпирического исследования;

·
научное творчество чаще всего бывает коллективным, так как даже выдвигаемые отдельными учёными гипотезы, теории, выявляемые факты подвергаются обсуждению, рецензированию, критике со стороны коллег;

·
имеется историческая предопределенность научных открытий, обусловленная необходимостью прогресса общества на том или ином этапе его развития;

·
часто научные идеи и открытия опережают свое время, в результате чего редко оцениваются современниками и получают подтверждение лишь через несколько десятилетий, и для многих выдающихся ученых слава часто бывает лишь посмертной.

·
Для научного творчества более всего подходит изречение, что всякая истина начинается в качестве абсурда, а заканчивается в качестве предрассудка.


Техническое творчество связано с практическим (технологическим) преобразованием действительности. Оно близко по своим психологическим характеристикам научному творчеству, но имеет и отличия:

·
оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления;

·
процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструировании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам практики. Отсюда его рациональность и утилитарность;

·
то, что изобретается, не существует до его создания, хотя и опирается на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса;
Художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Его особенности:

·
опора в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление;

·
главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение;

·
реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания — искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном произведении и т. п.);

·
рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;

·
художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.


Сотворчество. В сфере искусства выделяют особый вид творчества людей, воспринимающих произведения искусства, называемый сотворчеством. Это уровень восприятия, позволяющий зрителю или слушателю открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение (контекст – текст – подтекст).

Известный исследователь творчества С. Л. Рубинштейн указал на характерные особенности изобретательского (технического) творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения». (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.)

3.
Типы (уровни) творчества.

Все исследователи подчёркивают тот факт, что творчество реализуется на нескольких уровнях. Известный учёный Гизелин М. выделяет два уровня творчества — низший и высший.

Первый состоит в расширении области применения уже имеющихся знаний, оно принципиально выводимо из того, что известно. Так было, например, с изобретением книгопечатания: известный уже способ размножения рисунков стали использовать для размножения текстов. Многое может быть сделано путем применения специальных приёмов решения изобретательских задач (Альтшуллер Г. С.), направленного перебора вариантов решения, последовательного осмысления задачи, задания себе вопросов определенного типа и т. п.
Галин A. Л. подчёркивает, что творчество невысокого уровня связано с рациональным упорядочиванием знаний, их соотнесением и удобным представлением и не обязательно предполагает обращение к интуиции. Творчество же высшего типа включает в себя и интуицию. Творчество высшего уровня связано с созданием совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку. Примером такого творчества стало создание А. Эйнштейном теории относительности.

Интересным в этом плане является исследование Михайловой B. П. с соавторами. Они выделяют следующие уровни.
Низший уровень проявляется в способности анализа предметной ситуации с целью её преобразования; в анализе текстов художественных и научных произведений, в осознании жизненных проблем и собственного опыта в решении практических задач. Новообразованиями этого уровня творческого развития являются умение по-новому, нестандартно взглянуть на ситуацию, широкий диапазон действий при выполнении проблемных заданий, т. е. альтернативность мышления.
Средний уровень творческого развития личности проявляется в рефлексии относительно того, что «я могу» и чего «я хочу», в понимании детерминант собственного развития, в умении ставить цели и задачи по самопреобразованию и самосовершенствованию. Психологическими новообразованиями этого уровня являются адекватное отражение себя, умение анализировать свои поступки, предвидеть их последствия.
Высший уровень творческого развития дает возможность эффективного воздействия на других людей незаметно для них самих. Данный уровень развития проявляется в умении проектировать личность другого человека и прогнозировать его поступки, в умении отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других. Люди этого уровня одновременно и мечтатели, и прагматики, они самостоятельны и независимы, гибки, эффективны и эмоционально устойчивы.

В своём труде Ильин Е. П. приводит пример исследования М. Бодена, которыйвыделяет три типа творчества (креативности):

1) комбинаторную креативность – порождение новой идеи через необычную комбинацию (ассоциацию) известных идей;

2) исследовательскую креативность – обнаружение «белых пятен», формулирование проблем; творчество состоит в исследовании содержания, границ и потенциала концептуального пространства;
3) трансформационную креативность – выдвижение идей, немыслимых ранее: это научные прорывы на уровне парадигм, «новое слово в искусстве» и т. д. Это творчество в полном смысле слова

Главная Новости и общество Культура Традиции: это что такое? Виды традиций - национальные, социальные, культурные, религиозные и другие Обсудить Редактировать статью 5 Традиции – это воплощенный в социальных стереотипах некий исторически сложившийся групповой опыт, который аккумулируется и воспроизводится в социуме. Нужно отличать данное понятие от искусства, которое представляет более индивидуальную творческую деятельность. Посредством традиций определенный коллектив индивидуумов передает по наследству знания, необходимые для саморазвития и даже выживания. То есть данный термин можно трактовать как определенный механизм коллективной коммуникации. Специалисты выделяют основные типы традиций: народные (этнические), социальные, национальные, религиозные и культурные. Происхождение термина Всем известное слово "традиция" для многих имеет достаточно понятный смысл. Если говорить о дословном переводе, то в латинском языке термин означает «передача». Первоначально понятие «традиция» использовалось лишь в буквальном значении и обозначало действие. Древние римляне употребляли его в том случае, когда им приходилось вручить кому-либо некий материальный предмет или же выдать замуж дочь. Впоследствии материальные предметы отошли на второй план, их оттеснили передаваемые умения и навыки. Таким образом, значение слова "традиция", вернее, его семантический спектр, указывает на основное отличие от всего, что можно было бы подвести под данное понятие. Традиция – это то, что не принадлежит определенному индивидууму, так как передано извне. Производное значение ассоциируется со всем тем, что связано с давним прошлым, что бесповоротно утратило свою новизну, неизменно и символично стабильно. А точное следование обычаям избавляет многих от необходимости самостоятельно осмысливать ситуацию и принимать решение. Традиции и социум Каждое новое поколение, получая в полное распоряжение некую совокупность традиционных образцов, не принимает и не усваивает их в готовом виде, оно невольно осуществляет их собственную интерпретацию. Получается, общество выбирает не только свое грядущее будущее, но и канувшее в Лету прошлое. Социальные группы и общество в целом, избирательно принимая одни элементы социального наследия, одновременно отвергают другие. Поэтому социальные традиции вполне могут быть как позитивными, так и негативными. Национальное наследие В целом традиции — это так называемый элемент культуры, который возникает в одном поколении и передается от предков к потомкам, сохраняясь на протяжении долгого времени. Это некие нормы, правила поведения, обряды, процедуры, которые необходимо выполнять. Рассматривая вместе с данным термином определение слова «наследие», можно сказать, что понятия практически идентичны. Если говорить о национальных традициях, то это правила, которые проявляются практически во всем. Это касается не только одежды, стиля и в целом поведения, они проявляются и в движениях, жестах и других элементах, которые имеются в психологии людей. Подобные понятия и проявления весьма важны для человека, так как именно они способны запускать бессознательный механизм в человеке, который четко способен определить грань «свой» и «чужой». Национальные традиции - это явление, которое сформировалось в результате жизнедеятельности каждого народа или нации, регулируемое функциями в сознании человека. Другими словами, регулирование происходит в семейном быте, в общении, поведении. Традиции имеют свои характеристики, а именно обладают высокой устойчивостью, преемственностью и даже стереотипностью. Характеризуются долговременным фактором, который является регулятором общественных явлений. Современное отношение к культурным традициям Многообразие традиций большинства стран порой просто поражает. То, что для определённого народа является нормой обыденной жизни, в другой стране нередко могут воспринять как личное оскорбление. Можно сказать, что традиции являются одной из основополагающих вещей в культурах различных стран мира. Поэтому, если вы надумали отдохнуть в какой-нибудь экзотической стране, необходимо предварительно ознакомиться с ее обычаями, дабы не попасть в неловкое положение. Например, в Турции одной из важных традиций считается необходимость снимать обувь при входе в дом и в храм. Ещё ни в коем случае нельзя отказывать в предложении выпить чашку чая, это могут воспринять как оскорбление Культурные традиции - это не только набор правил этикета, это определённый смысловой поток, направленный на то, чтобы показать глубину истории той или иной страны, это ценности, заложенные веками, передаваемые из поколения в поколение для поддержания и выявления уникальной ментальности её жителей. Например: страны, в которых распространён буддизм, считают, что прикосновение к голове человека неприемлемо, так как в ней обитает человеческая душа. К огромному сожалению, во множестве стран традиционные обряды вышли, так сказать, из моды и утратили свою ценность в связи с технологическим прогрессом. Хотелось бы, чтобы интерес к сохранению своей культуры не терял своей актуальности ни в одном уголке мира. Синоним слова Слово «традиция» является существительным женского рода, при необходимости его можно заменить на понятия обычай, устой (существительные мужского рода), наследие, предание (существительные среднего рода). Вместо единственного термина можно употреблять словосочетания со словом «так», например: так повелось, так заведено. У писателей, да и не только у них, традиции называют неписаными законами. Одним из самых необычных синонимов в русском языке к данному существительному является слово "итихаса", что в переводе означает «именно так и было». Большинство источников определяет синоним к слову "традиция" в нескольких вариантах, в которых, кроме представленных выше, лидируют норма, установление, обыкновение, ценность. Интересным вариантом является употребление слова «хашар» (термин, давно вошедший в тюркские и таджикский языки и обозначающий «совместный труд»). Религиозные традиции Религия также имеет свои традиции, что делает ее духовным и культурным кладезем. Религиозные традиции представляют собой совокупность устойчивых форм и приемов поклонения богам (Богу). Каждая из существующих на земле религий бережно хранит и всячески поддерживает свою традицию, но чаще всего в каждой религии существует сразу несколько традиций, например: православие, католицизм, протестантизм – в христианстве, шииты и сунниты – в исламе, махаяна и хинаяна – в буддизме. Религиозные традиции Востока практикуют определенную технику работы как с телом, так и с сознанием, которая направлена на просветление, т.е. получение крайне высоких состояний человеческого сознания. Христианские религиозные традиции включают в себя посещение церкви, молитвы, исповедь и почитание религиозных праздников. Самыми известными праздниками являются Пасха, Рождество, Крещение, Троица, Вознесение, Благовещение. Также не все традиции соблюдаются хотя бы потому, что в век цифровых технологий люди стали не такими набожными, как были их предки. Сейчас мало кто за праздничным столом просит урожая или дождя. Просто праздник стал еще одним поводом собраться всей семьей. Без прошлого нет будущего Традиции – это наследие, которое незыблемо авторитетно, они безропотно принимаются и передаются в согласии с тем, что ушедшие предки – «носители» - имеют основательное право голоса в жизни их наследников – «последователей».

















































Сущность и основные задачи Народного художественного творчества

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

Культура – это сложный комплекс достижений человека, в области материальной и духовной жизни, полученный им в результате его общественно-исторической практики. При деятельностномподходе культуру в целом современная наука определяет как совокупность материальных (овеществлённых) и духовных результатов деятельности человека. В духовной сфере она являет собой область высших достижений человека в виде литературы, искусства, музыки, философии, религии, морали.

Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

НХК – коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт.

НХК – совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде.

НХК – система этнических стереотипов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведений народного творчества и опосредующих их компонентов этнохудожественного сознания.

Этнос – это группа людей, объединённых общностью происхождения, языка, хоз.деятельности, уклада жизни, территории проживания, самосознания, религиозных представлений, отличающих эту группу от других. Главные этнические признаки: язык, культура, самозознание.

Народность – пришла на смену племени в результате консолидации племён. Народность – ок. 100 тыс. человек. Народ – объединение народностей в государстве (более 100 тыс.).

Нация – крупное объединение людей, свыше 100 тыс. чел, возникшее в период индустриального развития.

НХК играет важную роль в жизни общества, что проявляется в следующих функциях:

-Познавательная

При помощи НХК человек осваивает окружающий мир, и пытается постичь его основные стороны. Процесс постижения строится на основе художественных образов.

- Мировоззренческая.

 НХК формирует тип мышления в обществе, который применяется конкретно к каждому человеку и служит основой для его мировосприятия и деятельности.

.Народное искусство — создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народных массах поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драмы, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное искусство является частью художественной культуры. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, служат красоте и пользе. Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Сегодня, сложилась уникальная ситуация сосуществования всех форм народного художественного творчества - фольклора и декоративно-прикладного искусства, городского "примитива", любительства и художественной самодеятельности. Тесное переплетение современных форм народного художественного творчества можно проследить на конкретных явлениях и процессах. Так, если на свадьбе спонтанно исполняются народные песни с импровизацией, то это фольклор; если один из "самородков" собирает вокруг себя ансамбль, чтобы вечерами вместе играть и петь - это любительство; если ансамбль песни занимается в клубном учреждении под руководством педагога - это уже художественная самодеятельность. Когда в авторской песне звучат интонации фольклора и иных музыкальных направлений и стилей - это городской "примитив". Многочисленные изделия народных ремесел, которые мы сегодня в изобилии видим на рынках в качестве сувениров или изделий быта - это явление городского "примитива" либо декоративно-прикладного искусства в народных традициях. Важность возрождения, сохранения и развития народного художественного творчества обусловлена его воздействием на духовный мир человека. Заботясь о сохранении народной культуры, мы формируем в людях чувство принадлежности к своему народу, сохраняем нравственные нормы, выработанные предшествующими поколениями. В последнее время повысилась его значимость в развитии национальных чувств. Но в то же время народная культура во многом утрачивает свои позиции в регулировании социального поведения и в передаче нравственных норм и ценностей. Она не способна обеспечить решение всех проблем, связанных с социализацией личности в сложных современных условиях, но ее роль и воздействие на человека могли бы быть значительно выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: