Особую тревогу у психолога вызывают дети, имеющие инверсии в блоках системы личностных отношений. В норме позитивный полюс эмоции должен преобладать над негативным, то есть отношение ребенка должно быть обозначено цветом, расположенным на более высоких уровнях цветового градусника. В случае актуализации негатива у ребенка происходит инверсия в соответствующем блоке системы личностных отношений, что влечет за собой нарушения в личностном развитии. При этом очевидно, в каком блоке имеются нарушения.
Анализ данных, полученных при помощи данного теста у детей разного возраста, привел нас к пониманию того, что эмоции и ценности в системе эмоциональных отношений детей подвижны и могут выступать в качестве актуально переживаемых чувств или относительно устойчивых ценностей. Критерием оценки, определяющим, эмоция перед нами или ценность, выступает статистический закон распределения предпочтения детьми определенных социальных объектов. На практике это выглядит следующим образом: если абсолютное большинство детей предпочитает, например, «Счастье» и отрицает «Горе», то «Счастье» является для них ценностью. Если статистическое распределение предпочтений «Счастья» приближается к нормальному, мы имеем дело с психическим процессом, то есть с актуально переживаемым чувством.
Показателем этого на ответном листе является снижение рейтинга позитивного полюса и повышение негативного полюса эмоции: дети окрашивают домики, в которых живут «Счастье», «Дружба», «Доброта», в цвета, находящиеся на низких уровнях цветового градусника. Превратить эмоцию в ценность — вот задача возрастно-психологического консультирования. Сложнее обстоит дело, когда инверсия абсолютна: позитивный полюс эмоции окрашен цветом, находящимся на последнем уровне цветового градусника, а негативный — цветом, находящимся на первом уровне.
Инвертированные дети всегда оценивают образовательное учреждение, которое они посещают, ниже, чем дети с нормальным развитием системы личностных отношений. Ценностные ориентации этих детей находятся на более низких уровнях шкалы духовных ценностей, а у детей 10—11 лет появляются асоциальные ценности. Количество таких детей достигает до двух третей общего количества. Впрочем, это во многом зависит от педагогических технологий.
Среди детей с нормальной системой эмоциональных отношений нет амбивалентных детей и очень редки дети с инверсиями цветовых градусников. У них не бывает декларированных ценностей. Высокий уровень по шкале актуальных ценностей сопровождается высокой рейтинговой цветовой оценкой.
Очевидно, что у инвертированных мальчиков средний балл ценностей с возрастом падает, у мальчиков с нормальным развитием системы личностных отношений средний балл увеличивается. У девочек, как инвертированных, так и с нормальным развитием личностных отношений, средний балл к подростковому возрасту падает (с небольшим пиком к концу младшего школьного возраста) ниже, чем у мальчиков.
Таблица 6
Шкала актуальных ценностей детей 10-12 лет
Инвертированные дети | Дети с нормальной системой личностных отношений |
«Хожу на кружки» | «Вышиваю, делаю поделки, рисую» |
«Любовь к делам» + негативный цвет | «Делаю уроки» + позитивный цвет |
«Музыкальная школа» | «Композитор сочиняет музыку» |
«Солнце светит» + негативный цвет | «Ученый» + позитивный цвет |
«Русский язык» + негативный цвет | «Русский язык» + позитивный цвет |
«Виктор Цой» | «Друг Антон» |
«Наемный убийца» | «Конструирует приемники» |
«Веселится» | «Веселый, играет в футбол» |
«Сплю» | «Играю на скрипке» |
Таблица 7
Средние баллы ценностей детей разного возраста и пола
Возраст | Инвертированные дети | С нормальной системой личностных отношений | ||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | |
6-7 лет | 20,8 | 18,6 | 29,6 | 23,1 |
9-10 лет | 21,4 | 13,7 | 40,0 | 37,4 |
11-12 лет | 10,0 | 14,9 | 30,0 | 48,0 |
Стоит также хорошо задуматься, если дети в качестве ценностей отмечают: «спит», «отдыхает», «ест». Можем ли мы ждать успехов в учебе в случаях, когда не удовлетворяются основные физиологические потребности детей?
Степень уязвимости блоков личностных отношений различна у мальчиков и девочек. Мальчики в этом плане более уязвимы. Чаще всего у них страдает блок личностного роста («Справедливость—Обида»), далее блок межличностных взаимодействий, блок познания мира, блок базового комфорта и блок потенциальной агрессии. (У девочек чаще страдает блок познания мира (синдром «Царевны Несмеяны»), далее блок межличностных взаимодействий, личностного роста, блок базового комфорта. Блок потенциальной агрессии, как и у мальчиков, у девочек страдает в последнюю очередь.
Кроме того, анализ актуализации негатива показал, что выводы о предпочтении позитивных эмоций — свидетельство нормального раз-
вития личности и позитивного восприятия окружающего мира, низкий уровень предпочтения негатива — свидетельство сформированности личностной защиты от негатива.
Низкий уровень актуализации «Скуки» при низком уровне актуализации «Злобы» — свидетельство включенности индивида в процессы саморазвития.
Низкий уровень актуализации «Скуки» при высоком уровне актуализации «Злобы» — свидетельство сублимации процессов развития и перехода на асоциальные способы самореализации.
Глава 3
ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
В результате проведения диагностических исследований и обработки результатов собирается большой объем психологической информации, который требует последующего описания и регистрации в сводных таблицах и использования в процессе консультирования и коррекции.
СХЕМА ОПИСАНИЯ ОТВЕТНЫХ ЛИСТОВ
1. Характер раскрашивания. Определение психологического состояния ребенка по предпочтению цвета, характеру штриховки и заполнения пространства — особый вид тестирования, при котором ребенок не скован и свободно проявляет себя.
По данным С. Толкачевой и Н. Титовой, предпочтение ребенком теплых тонов (желтый, оранжевый, красный, розовый, красно-коричневый, коричневый) означает его внутренний подъем, активность, он настроен на действие и подвижные игры, ему необходимо выплеснуть избыток энергии.
Если ребенок предпочел холодные тона (голубой, синий, сине-зе- леный, фиолетовый) — ребенок склонен к созерцанию, размышлению, его психическое состояние достаточно стабильно.
Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о перенапря
жении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации или ее объяснения.
Если контрасты не насыщенны, линии плавные, округлые, то ребенок ищет «золотую середину», стремится к цельности и гармонии. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привести к возникновению замкнутости у ребенка.
Если ребенок, раскрашивая, выходит за границы контура рисунка, он стремится к свободе и независимости до упрямства, скорее всего это результат излишнего давления взрослых. Возможно, он несколько рассеян, но это — проявление сосредоточенности на фантазиях. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категоричность, для такого ребенка необходимо внести элемент сказочного в обыденные дела.
Если ребенок не выходит за границы контура рисунка, не исключено, что он насторожен, замкнут из-за неуверенности в себе. Скованность может мешать ему в общении и учебе. Он может стать вечно «ведомым», обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.
Если ребенок заполняет часть рисунка, для него значимы детали, мелочи, переход от частного к общему. Такой ребенок склонен к точным и естественным наукам. Если ребенок заполняет весь рисунок — у него развитое обобщающее мышление, он умеет находить взаимосвязь между внешними несвязанными вещами. Это — фантазер со склонностями к литературе и искусствам.
Если, раскрашивая рисунок, ребенок заполняет только нижнюю его часть, цикл его биоритмов и внутреннего психологического состояния пограничный: переход от спада к подъему. Ребенок заполняет только верхнюю часть рисунка — пик интенсивности биоритмов. Максимальная активность восприятия любой информации может граничить с перевозбуждением, несмотря на внешнее спокойствие.
2. Цветовые выборы. Первая информация для консультирования — это инверсии, наблюдаемые при выполнении I задания (раскрашивание дорожки). По сути, ребенок дает психологу цветовой градусник, цветовое мироощущение. Психолог должен насторожиться, если основные цвета ребенок ставит на последние два места, а негативные — на первые. Интерпретация цветовых выборов ведется в соответствии с цветовым диагностическим тестом Люшера [Собчик JI. Н., 1990]. Следует обращать внимание на местоположение основных (синего, зеленого, красного, желтого) и негативных цветов (коричневого и черного).
Присутствие коричневого и черного цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком тревоги: «!», «!!» или «!!!». При этом «!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на третьем или четвертом месте цветового ряда, «!!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на втором месте, «!!!» — наличию одного из перечисленных цветов на первом месте. Кроме того, психологический или физиологический стресс, вызывающий тревогу, считается также по-разному выраженным, если основной цвет находится на пятом или шестом месте цветового градусника и обозначается соответственно: «!!» и «!!!». Таким образом, интенсивность тревоги измеряется суммой знаков «!», теоретически возможное их количество равно 12. Последующий анализ цветового обозначения ребенком социальных объектов во II и III заданиях может указать на возможные обстоятельства, вызывающие стресс.
Рассмотрим, например, как выполнил I задание Юра С. шести с половиной лет. Его цветовая дорожка (красный, синий, черный, зеленый, коричневый, желтый) содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 4!: умеренные протестные реакции (черный цвет на третьем месте) и выраженный стресс, вызванный неудовлетворенной потребностью в активном взаимодействии с окружающими — желтый цвет на последнем месте. Соотнесение позиции черного цвета и обозначение ребенком черным цветом социальных объектов во II и III заданиях указывают на возможные обстоятельства, вызывающие стресс: «доброта», «игра», «папа».
Однако необходимо помнить, что дети с инверсиями цветового градусника имеют нарушения личностного развития на уровне базовых эмоций.
3. Сфера социальных эмоций. Здесь важно обратить внимание на два факта.
Первый — собственно дифференциация эмоций. Безошибочное выполнение задания указывает на сформированность системы социальных чувств, тонкость, дифференцированность эмоциональной сферы ребенка, его способность вычленять субъектно-объектные связи, способность ребенка подниматься над ситуацией, отличать в конечном счете добро от зла. Здесь важно проследить, каким цветом ребенок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. Хорошо, если ребенок обозначил позитивные социальные объекты основными Цветами, а негативные — коричневым или черным. Часто дети обозначают одним и тем же цветом позитивные и негативные объекты. Эти случаи указывают на возможные проблемы ребенка в общении и деятельности.
Второй факт является производным от первого и определяет систему личностных отношений и основных блоков структуры личности, указывающих на возможные деформации и варианты личностного развития. Здесь необходимо отследить место позитивного и негативного полюсов отдельных социальных эмоций, обозначенных цветом. При нормальном варианте личностного развития позитивные полюса эмоций всегда находятся выше по рейтингу цветового градусника, чем негативные. В противном случае выявляются деформации в определенных блоках системы личностных отношений.
4. Сфера деятельностных отношений. Выполнение этого задания определяет систему деятельностных отношений и актуальных ценностей ребенка. Предполагается, что именно эти отношения составляют собственно предиспозиции личности и определяют осознанные формы поведения ребенка: то, насколько сформированы его потребности в той или иной деятельности, с каким настроением он посещает образовательное учреждение, каковы его актуальные переживания и ценности. Обозначение ребенком определенным цветом данных социальных объектов указывает на наличие у него осознанных проблем, а значит, и на возможность их решения.
5. Резюме. В резюме констатируются основные положения интерпретации цветовых выборов ребенка и формулируются его проблемы.
6. Рекомендации. В рекомендациях указывается необходимый комплекс коррекционных работ, дополнительных исследований на основании выявленных у ребенка проблем.