Эмоции, ценности и развитие системы эмоциональных отношений

Особую тревогу у психолога вызывают дети, имеющие инверсии в блоках системы личностных отношений. В норме позитивный полюс эмоции должен преобладать над негативным, то есть отношение ре­бенка должно быть обозначено цветом, расположенным на более высоких уровнях цветового градусника. В случае актуализации нега­тива у ребенка происходит инверсия в соответствующем блоке сис­темы личностных отношений, что влечет за собой нарушения в лич­ностном развитии. При этом очевидно, в каком блоке имеются нарушения.

Анализ данных, полученных при помощи данного теста у детей разного возраста, привел нас к пониманию того, что эмоции и ценно­сти в системе эмоциональных отношений детей подвижны и могут выступать в качестве актуально переживаемых чувств или относитель­но устойчивых ценностей. Критерием оценки, определяющим, эмоция перед нами или ценность, выступает статистический закон распреде­ления предпочтения детьми определенных социальных объектов. На практике это выглядит следующим образом: если абсолютное боль­шинство детей предпочитает, например, «Счастье» и отрицает «Горе», то «Счастье» является для них ценностью. Если статистическое рас­пределение предпочтений «Счастья» приближается к нормальному, мы имеем дело с психическим процессом, то есть с актуально переживае­мым чувством.

Показателем этого на ответном листе является снижение рейтинга позитивного полюса и повышение негативного полюса эмоции: дети окрашивают домики, в которых живут «Счастье», «Дружба», «Доброта», в цвета, находящиеся на низких уровнях цветового градусника. Пре­вратить эмоцию в ценность — вот задача возрастно-психологического консультирования. Сложнее обстоит дело, когда инверсия абсолютна: позитивный полюс эмоции окрашен цветом, находящимся на послед­нем уровне цветового градусника, а негативный — цветом, находящим­ся на первом уровне.

Инвертированные дети всегда оценивают образовательное учреж­дение, которое они посещают, ниже, чем дети с нормальным развити­ем системы личностных отношений. Ценностные ориентации этих детей находятся на более низких уровнях шкалы духовных ценностей, а у детей 10—11 лет появляются асоциальные ценности. Количество таких детей достигает до двух третей общего количества. Впрочем, это во многом зависит от педагогических технологий.

Среди детей с нормальной системой эмоциональных отношений нет амбивалентных детей и очень редки дети с инверсиями цветовых градусников. У них не бывает декларированных ценностей. Высокий уровень по шкале актуальных ценностей сопровождается высокой рей­тинговой цветовой оценкой.

Очевидно, что у инвертированных мальчиков средний балл ценно­стей с возрастом падает, у мальчиков с нормальным развитием системы личностных отношений средний балл увеличивается. У девочек, как инвертированных, так и с нормальным развитием личностных отноше­ний, средний балл к подростковому возрасту падает (с небольшим пиком к концу младшего школьного возраста) ниже, чем у мальчиков.

Таблица 6

Шкала актуальных ценностей детей 10-12 лет

Инвертированные дети Дети с нормальной системой личностных отношений
«Хожу на кружки» «Вышиваю, делаю поделки, рисую»
«Любовь к делам» + негативный цвет «Делаю уроки» + позитивный цвет
«Музыкальная школа» «Композитор сочиняет музыку»
«Солнце светит» + негативный цвет «Ученый» + позитивный цвет
«Русский язык» + негативный цвет «Русский язык» + позитивный цвет
«Виктор Цой» «Друг Антон»
«Наемный убийца» «Конструирует приемники»
«Веселится» «Веселый, играет в футбол»
«Сплю» «Играю на скрипке»

Таблица 7

Средние баллы ценностей детей разного возраста и пола

Возраст

Инвертированные дети

С нормальной системой личностных отношений

девочки мальчики девочки мальчики
6-7 лет 20,8 18,6 29,6 23,1
9-10 лет 21,4 13,7 40,0 37,4
11-12 лет 10,0 14,9 30,0 48,0

Стоит также хорошо задуматься, если дети в качестве ценностей отмечают: «спит», «отдыхает», «ест». Можем ли мы ждать успехов в учебе в случаях, когда не удовлетворяются основные физиологические потребности детей?

Степень уязвимости блоков личностных отношений различна у мальчиков и девочек. Мальчики в этом плане более уязвимы. Чаще всего у них страдает блок личностного роста («Справедливость—Оби­да»), далее блок межличностных взаимодействий, блок познания мира, блок базового комфорта и блок потенциальной агрессии. (У девочек чаще страдает блок познания мира (синдром «Царевны Несмеяны»), далее блок межличностных взаимодействий, личностного роста, блок базового комфорта. Блок потенциальной агрессии, как и у мальчиков, у девочек страдает в последнюю очередь.

Кроме того, анализ актуализации негатива показал, что выводы о предпочтении позитивных эмоций — свидетельство нормального раз-

вития личности и позитивного восприятия окружающего мира, низкий уровень предпочтения негатива — свидетельство сформированности личностной защиты от негатива.

Низкий уровень актуализации «Скуки» при низком уровне актуа­лизации «Злобы» — свидетельство включенности индивида в процессы саморазвития.

Низкий уровень актуализации «Скуки» при высоком уровне актуа­лизации «Злобы» — свидетельство сублимации процессов развития и перехода на асоциальные способы самореализации.

Глава 3

ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

В результате проведения диагностических исследований и обработ­ки результатов собирается большой объем психологической информа­ции, который требует последующего описания и регистрации в сводных таблицах и использования в процессе консультирования и коррек­ции.

СХЕМА ОПИСАНИЯ ОТВЕТНЫХ ЛИСТОВ

1. Характер раскрашивания. Определение психологического состоя­ния ребенка по предпочтению цвета, характеру штриховки и заполне­ния пространства — особый вид тестирования, при котором ребенок не скован и свободно проявляет себя.

По данным С. Толкачевой и Н. Титовой, предпочтение ребенком теплых тонов (желтый, оранжевый, красный, розовый, красно-корич­невый, коричневый) означает его внутренний подъем, активность, он настроен на действие и подвижные игры, ему необходимо выплеснуть избыток энергии.

Если ребенок предпочел холодные тона (голубой, синий, сине-зе- леный, фиолетовый) — ребенок склонен к созерцанию, размышлению, его психическое состояние достаточно стабильно.

Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с рез­кими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о перенапря­

жении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации или ее объяснения.

Если контрасты не насыщенны, линии плавные, округлые, то ре­бенок ищет «золотую середину», стремится к цельности и гармонии. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привести к возникновению замкнутости у ребенка.

Если ребенок, раскрашивая, выходит за границы контура рисунка, он стремится к свободе и независимости до упрямства, скорее всего это результат излишнего давления взрослых. Возможно, он несколько рас­сеян, но это — проявление сосредоточенности на фантазиях. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категоричность, для такого ребенка необходимо внести элемент сказочного в обыденные дела.

Если ребенок не выходит за границы контура рисунка, не исклю­чено, что он насторожен, замкнут из-за неуверенности в себе. Скован­ность может мешать ему в общении и учебе. Он может стать вечно «ведомым», обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.

Если ребенок заполняет часть рисунка, для него значимы детали, мелочи, переход от частного к общему. Такой ребенок склонен к точным и естественным наукам. Если ребенок заполняет весь рисунок — у него развитое обобщающее мышление, он умеет находить взаимосвязь ме­жду внешними несвязанными вещами. Это — фантазер со склонно­стями к литературе и искусствам.

Если, раскрашивая рисунок, ребенок заполняет только нижнюю его часть, цикл его биоритмов и внутреннего психологического состоя­ния пограничный: переход от спада к подъему. Ребенок заполняет толь­ко верхнюю часть рисунка — пик интенсивности биоритмов. Макси­мальная активность восприятия любой информации может граничить с перевозбуждением, несмотря на внешнее спокойствие.

2. Цветовые выборы. Первая информация для консультирования — это инверсии, наблюдаемые при выполнении I задания (раскрашива­ние дорожки). По сути, ребенок дает психологу цветовой градусник, цветовое мироощущение. Психолог должен насторожиться, если ос­новные цвета ребенок ставит на последние два места, а негативные — на первые. Интерпретация цветовых выборов ведется в соответствии с цветовым диагностическим тестом Люшера [Собчик JI. Н., 1990]. Следует обращать внимание на местоположение основных (синего, зеленого, красного, желтого) и негативных цветов (коричневого и чер­ного).

Присутствие коричневого и черного цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком тре­воги: «!», «!!» или «!!!». При этом «!» соответствует наличию коричне­вого или черного цвета на третьем или четвертом месте цветового ряда, «!!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на втором месте, «!!!» — наличию одного из перечисленных цветов на первом месте. Кроме того, психологический или физиологический стресс, вызывающий тревогу, считается также по-разному выражен­ным, если основной цвет находится на пятом или шестом месте цве­тового градусника и обозначается соответственно: «!!» и «!!!». Таким образом, интенсивность тревоги измеряется суммой знаков «!», тео­ретически возможное их количество равно 12. Последующий анализ цветового обозначения ребенком социальных объектов во II и III заданиях может указать на возможные обстоятельства, вызывающие стресс.

Рассмотрим, например, как выполнил I задание Юра С. шести с половиной лет. Его цветовая дорожка (красный, синий, черный, зеле­ный, коричневый, желтый) содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 4!: умеренные протестные реакции (черный цвет на третьем месте) и выраженный стресс, вызванный неудовлетворенной потреб­ностью в активном взаимодействии с окружающими — желтый цвет на последнем месте. Соотнесение позиции черного цвета и обозначе­ние ребенком черным цветом социальных объектов во II и III задани­ях указывают на возможные обстоятельства, вызывающие стресс: «доб­рота», «игра», «папа».

Однако необходимо помнить, что дети с инверсиями цветового градусника имеют нарушения личностного развития на уровне базовых эмоций.

3. Сфера социальных эмоций. Здесь важно обратить внимание на два факта.

Первый — собственно дифференциация эмоций. Безошибочное выполнение задания указывает на сформированность системы соци­альных чувств, тонкость, дифференцированность эмоциональной сфе­ры ребенка, его способность вычленять субъектно-объектные связи, способность ребенка подниматься над ситуацией, отличать в конечном счете добро от зла. Здесь важно проследить, каким цветом ребенок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. Хорошо, если ребенок обозначил позитивные социальные объекты основными Цветами, а негативные — коричневым или черным. Часто дети обозна­чают одним и тем же цветом позитивные и негативные объекты. Эти случаи указывают на возможные проблемы ребенка в общении и дея­тельности.

Второй факт является производным от первого и определяет систе­му личностных отношений и основных блоков структуры личности, указывающих на возможные деформации и варианты личностного развития. Здесь необходимо отследить место позитивного и негатив­ного полюсов отдельных социальных эмоций, обозначенных цветом. При нормальном варианте личностного развития позитивные полюса эмоций всегда находятся выше по рейтингу цветового градусника, чем негативные. В противном случае выявляются деформации в опреде­ленных блоках системы личностных отношений.

4. Сфера деятельностных отношений. Выполнение этого задания определяет систему деятельностных отношений и актуальных ценно­стей ребенка. Предполагается, что именно эти отношения составляют собственно предиспозиции личности и определяют осознанные формы поведения ребенка: то, насколько сформированы его потребности в той или иной деятельности, с каким настроением он посещает обра­зовательное учреждение, каковы его актуальные переживания и цен­ности. Обозначение ребенком определенным цветом данных социаль­ных объектов указывает на наличие у него осознанных проблем, а значит, и на возможность их решения.

5. Резюме. В резюме констатируются основные положения интер­претации цветовых выборов ребенка и формулируются его пробле­мы.

6. Рекомендации. В рекомендациях указывается необходимый ком­плекс коррекционных работ, дополнительных исследований на осно­вании выявленных у ребенка проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: