Так как предложенные описания ответных листов составлялись по рекомендованной схеме, они содержат вынужденные повторы, вызванные характером раскрашивания конкретных детей.
Примеры описаний содержат интерпретации по методическим указаниям JI. Н. Собчик.
Юра С.
1. Характер раскрашивания не выявляет особенностей.
2. Цветовые выборы: красный, синий, черный, зеленый, коричневый, желтый.
Цветовой градусник содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 4!: умеренные протестные реакции (черный цвет на третьем месте) и выраженный стресс, вызванный неудовлетворенной потребностью в активном взаимодействии с окружающими. Соотнесение позиции черного цвета и обозначение ребенком черным цветом социальных объектов во втором задании, в третьем задании указывают на возможные обстоятельства, вызывающие стресс: «Доброта», «Игра», «Папа».
3. Эмоциональная сфера дифференцирована не полностью. Амбивалентны, недифференцированы социальные эмоции «Справедливость—Скука». «Справедливость» находится на низком рейтинговом месте (4-е место, последнее место позитивного ряда). «Доброта» обозначена черным цветом, выражающим умеренную протестную реакцию. «Счастье» обозначено цветом, находящимся на последнем месте цветового градусника. Кроме того, актуализированы негативные полюса «Обида», «Ссора», в меньшей степени «Скука».
|
|
Ярко выражены деформации в системе личностных отношений, в блоках базового комфорта и благополучия, личностного роста. Намечена деформация и в блоке межличностного взаимодействия. «Дружба» выступает как ценность, но актуализировано состояние ссоры.
4. Анализ цветовых выборов III задания указывает на то, что у Юры сформировано позитивное отношение к чтению и счету. Проявляется интерес к искусству Кроме того, ребенку комфортно в садике. В игре и рисовании отмечены протестные реакции, а танцы и природа ребенком отвергаются. Вызывает тревогу собственный выбор ребенка — «папа», обозначенный черным цветом, свидетельствующий об умеренно выраженной протестной реакции.
5. Резюме. Цветовой градусник содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 4!, умеренные протестные реакции и выраженный
стресс, вызванный неудовлетворенной потребностью в активном взаимодействии с окружающими. Эмоциональная система дифференцирована не полностью, что выражено в несформированности социальной эмоции «Справедливость» как ценности на основании обобщения негативного социального опыта. Деформированы основные блоки: базового благополучия и комфорта и блок личностного роста. Отмечены протестные реакции в некоторых видах деятельности, включая игровую, и по отношению к значимым взрослым — к папе.
|
|
6. Рекомендации. Были рекомендованы исследование энергетического баланса парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы, консультация у невропатолога, диагностика детско-родительских взаимоотношений и системы «взрослый—ребенок». В случае выявления проблем — проведение дополнительной работы по повышению родительской эффективности.
Саша П.
1. Характер раскрашивания. Выбор спектрально-контрастных цветов для своих состояний и отношений, а также резкие, угловатые, «мохнатые» штрихи при раскрашивании говорят о перенапряжении, внутреннем возбуждении Саши, поиске выхода из какой-то ситуации или поиска объяснения чему-либо.
Раскрашивая рисунок, Саша выходит за границы его контура, он стремится к свободе и независимости до упрямства, что скорее всего является результатом излишнего давления взрослых. Возможно, он несколько рассеян, но это — сосредоточенность на фантазиях.
2. Цветовые выборы: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный.
Цветовой градусник не содержит инверсий.
Несколько настораживает синий цвет на первом месте, что может свидетельствовать об определенном напряжении или усталости нервной системы, потребности в защите от внешних воздействий. Желтый цвет на четвертом месте говорит о некотором избегании ребенком активного общения и эмоционального приятия окружающих.
3. Анализ социальных эмоций указывает на то, что ребенок эмоционально дифференцирован. Из позитивных эмоций низко актуализированы (обозначены цветом, находящимся на довольно низких уровнях цветового градусника) «Счастье» и «Доброта». Из негативных эмоций актуализированы «Обида» и «Скука» (обозначены цветом, находящимся на довольно высоком уровне цветового градусника), хотя эти инверсии и не выходят за рамки нормы. Из всех основных блоков системы личностных отношений у Саши относительно спокойно выглядит блок межличностного взаимодействия со сверстниками.
4. Анализ деятельностных отношений указывает на то, что у Саши сформировано позитивное отношение к рисованию и танцам как эстетическим видам деятельности, а также к игре и природе. В то же время такие виды деятельности, как счет, занятия в музее и особенно чтение, вызывают у него отрицательное отношение. Пение обозначено у ребенка на уровне социальных эмоций «Скука» и «Обида».
Свой выбор «я» Саша обозначил цветом, находящимся на третьем месте. Это говорит о том, что для ребенка актуальным является переживание низкой самооценки.
5. Резюме. Цветовой градусник не указывает на наличие проблем, эмоциональная сфера дифференцирована, личностная структура ребенка не деформирована. Однако следует отметить, что к семи годам Саша П. накопил достаточно большой багаж негативного социального опыта в общении и познании. Для него является актуальным осознание несовершенства окружающего мира и скуки познания. Кроме того, ребенком не решена проблема самоутверждения в системе «взрослый—ребенок». Поэтому свой выбор ребенок обозначил активным красным цветом. Если у ребенка не произойдет переоценки ценностей или не изменится его негативный социальный опыт, в школе у Саши произойдет усиление акцентов негатива и система личностных отношений деформируется в блоках базового благополучия и комфорта, личностного роста, потенциальной агрессии и познания мира.
6. Рекомендации. Проведение коррекционной работы по повышению самооценки и развитие интереса в познавательной сфере. При этом необходимо использовать позитивное отношение к эстетическим видам деятельности (рисованию и танцам).
Кроме того, необходима диагностика детско-родительских взаимоотношений и системы «взрослый—ребенок». В случае выявления проблем нужно провести дополнительную работу по повышению родительской и учительской эффективности. Родителям и воспитателям не рекомендовано проявлять излишнюю категоричность, лучше внести элемент сказочности в обыденные дела.
|
|
Наташа М.
1. Характер раскрашивания указывает на проявление повышенного уровня тревожности.
Предпочтение спектрально-контрастных цветов в сочетании с резкими, угловатыми, «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении.
Раскрашивая рисунок, Наташа выходит за границы контура, что указывает на ее стремление к свободе и независимости.
2. Цветовые выборы: желтый, красный, синий, зеленый, коричне- j вый, черный.
Цветовой градусник не содержит инверсий.
Наташе свойственны оптимистичность и некоторая эмоциональная ' неустойчивость. В выборе деятельности девочка наибольшее значение 'i придает тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. При этом выражена тенденция разбрасываться, браться сразу за несколько дел. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся. Цветовые выборы свидетельствуют о раскованности в узком кругу близких, где она, возможно, проявляет требовательность, настойчивость и; протест в отношений запретов и нежелательных ограничений.
3. Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, сформированы основные социальные чувства. Несколько низко актуализированы «Справедливость» и «Дружба». Высоко актуализирована «Скука». В целом система личностных отношений не имеет деформаций.
4. Анализ деятельностных отношений выявляет наличие проблем, 1 возникающих вследствие эмоционально-характерологического базиса,; выявленного на основе цветового градусника по М.Люшеру— I Л. Н. Собчик. Деятельностные отношения свидетельствуют, что девоч- j ке некомфортно в детском саду. При этом ребенок на уровне нижней границы нормы выделяет игровую деятельность и рисование. Счет Наташа отвергает. Выраженное позитивное отношение у Наташи к чтению и танцам.
|
|
5. Резюме. Характер раскрашивания указывает на проявления тре- ^ вожности.
Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Наташе свой- ственны оптимистичность и некоторая эмоциональная неустойчивость. \ Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, сформированы ос-» новные социальные чувства. Имеет место выраженное позитивное отношение к чтению и танцам. В целом у Наташи выявлен вариант нормального развития личности, характерный для девочек.
6. Рекомендации. Для такого ребенка необходимо внести элемент * сказочности в обыденные дела. Кроме того, рекомендовано чтение * литературы, содержащей высокую оценку человеческим чувствам друж- J бы, справедливости.
Костя Г. (ребенок, посещающий ДОУ № 12 с программой приори- | тетного эстетического воспитания эмоциональной сферы)
1. Характер раскрашивания. Предпочтение Костей холодных тонов указывает на то, что ребенок склонен к созерцанию, размышлению, его состояние достаточно стабильно. Однако предпочтение спектрально-контрастных цветов в сочетании с резкими, угловатыми, «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении. Раскрашивая, Костя выходит за границы контура рисунка, он стремится к свободе и независимости, что скорее всего является результатом излишнего давления взрослых. Возможно, он несколько рассеян, но это — проявление сосредоточенности на фантазиях.
Особое отношение у Кости к зеленому цвету. На фоне использования синего и коричневого Костя прибегнул к нему только два раза. Это указывает на необходимость получить расшифровку выбора зеленого цвета. Она указывает на потребность ребенка в отстаивании собственных установок, ориентировку на собственное мнение, значимость собственной социальной позиции.
2. Цветовые выборы: синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый.
Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Однако настораживает синий цвет на первом месте. Это может свидетельствовать об определенном напряжении или усталости нервной системы, потребности в защите от внешних воздействий. Красный на второй позиции свидетельствует о наличии разнонаправленных тенденций — высокой мотивации избегания неуспеха и мотивации достижений. Уравновешивая друг друга, эти тенденции создают внешне гармоничный паттерн, чреватый психосоматическими расстройствами.
3. Характер выполнения второго задания по дифференциации социальных эмоций. Эмоциональная сфера дифференцирована на высоком обобщающем уровне, сформированы основные социальные чувства с ярко выраженной оценочной позицией — «хорошо—плохо». Интересно, что после проведения процедуры обследования Костя вслух подвел итог: «Вы все время говорили о плохом и хорошем по очереди». Такое обобщение демонстрировали только дети школьного возраста. Раскрашивая свои отношения, ребенок использовал преимущественно два цвета (высокий уровень сформированное™ символической функции цвета). Только для отношения «Справедливость», которую Костя отметил позитивно, был выбран третий, особый, цвет. Система личностных отношений сформирована без деформаций.
4. Характер выполнения третьего задания. При выполнении третьего задания Костя проявил ту же тенденцию использования минимума цветов. При этом только два вида деятельности им отвергаются — пение
и танцы. Проявилось и то особое отношение к чтению, обозначенное зеленым цветом. В группе чаще всего его можно видеть с книжкой.
Собственный выбор «путешествия» Костя обозначил синим цветом, определив ему первое рейтинговое место.
5. Резюме. В эмоционально-личностном плане Костя находится на высоком уровне развития. Эмоциональная сфера дифференцирована на высоком обобщающем уровне, сформированы основные социальные чувства с ярко выраженной оценочной позицией — «хорошо—плохо».
Костя склонен к созерцанию, размышлению, его состояние достаточно стабильно. Однако предпочтение спектрально-контрастных ] цветов в сочетании с резкими, угловатыми, «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, возможно, он стремится к свободе и независимости, что скорее всего является результатом излишнего давления взрослых. Обнаружено также наличие конфликтных тенденций: высокой мотивации избегания неуспеха и мотивации достижения.
6. Рекомендации. Необходимо проведение коррекционной работы по повышению самооценки, тренинг общения.
Кроме того, необходима диагностика детско-родительских взаимоотношений и системы «взрослый—ребенок». В случае выявления проблем — проведение дополнительной работы по повышению родительской и учительской эффективности. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность.
Алеша Ф. (ребенок, посещающий ДОУ № 12 с программой приоритетного эстетического воспитания эмоциональной сферы)
1. Характер раскрашивания. Характер раскрашивания указывает на предпочтение ребенком теплых тонов, что означает его внутренний подъем, активность. Алеша настроен на действие и подвижные игры. Раскрашивая, он выходит за границы контура рисунка, что может свидетельствовать о тенденциях к свободе и независимости. Однако контрасты ненасыщенны, значит, ребенок ищет «золотую середину» в общении и деятельности. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность.
2. Цветовые выборы: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный.
Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Цветовые выборы свидетельствуют о яркости эмоционального состояния Алеши, широте увлечений, выраженной оптимистичности, поиске новых контактов и сфер интересов. Однако активность сочетается с неустойчивостью эмоционального состояния и неустойчивостью самооценки. Самостоятельность действий сочетается с потребностью в сочувствии, уважении и понимании со стороны значимых взрослых.
3. Характер выполнения второго задания по дифференциации социальных эмоций. Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, основные социальные чувства сформированы. Система личностных отношений сформирована без деформаций. Есть сложности в блоке взаимоотношений со сверстниками, возможно из-за склонности к лидерству.
4. Характер выполнения третьего задания. Система деятельностных отношений сформирована без негатива. Ребенок активен, настроен позитивно на все виды деятельности.
Выбор «война», обозначенный Алешей черным цветом, находящимся на последней позиции, указывает на актуальное переживание ребенком негативных явлений социума с ярко выраженным адекватным отношением, характеризующим высокий уровень личностного развития.
5. Резюме. Характер раскрашивания указывает на предпочтение ребенком теплых тонов, что означает его внутренний подъем, активность, тенденции к свободе и независимости, однако контрасты ненасыщенны, значит, ребенок ищет «золотую середину» в общении и деятельности. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность. Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Однако активность сочетается с неустойчивостью эмоционального состояния и неустойчивостью самооценки.
Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, основные социальные чувства сформированы. Система личностных отношений сформирована без деформаций. Есть сложности в блоке взаимоотношений со сверстниками, возможно из-за склонности к лидерству.
Система деятельностных отношений сформирована без негатива. Ребенок активен, настроен позитивно на все виды деятельности. Ценностные ориентации характеризуют высокий уровень личностного развития.
6. Рекомендации. Можно рекомендовать проведение коррекционной работы по повышению самооценки, тренинг общения.