Примеры описаний ответных листов

Так как предложенные описания ответных листов составлялись по рекомендованной схеме, они содержат вынужденные повторы, вызван­ные характером раскрашивания конкретных детей.

Примеры описаний содержат интерпретации по методическим ука­заниям JI. Н. Собчик.

Юра С.

1. Характер раскрашивания не выявляет особенностей.

2. Цветовые выборы: красный, синий, черный, зеленый, коричне­вый, желтый.

Цветовой градусник содержит инверсии, выраженные суммой тре­вог в 4!: умеренные протестные реакции (черный цвет на третьем мес­те) и выраженный стресс, вызванный неудовлетворенной потребностью в активном взаимодействии с окружающими. Соотнесение позиции черного цвета и обозначение ребенком черным цветом социальных объектов во втором задании, в третьем задании указывают на возмож­ные обстоятельства, вызывающие стресс: «Доброта», «Игра», «Папа».

3. Эмоциональная сфера дифференцирована не полностью. Амби­валентны, недифференцированы социальные эмоции «Справедли­вость—Скука». «Справедливость» находится на низком рейтинговом месте (4-е место, последнее место позитивного ряда). «Доброта» обо­значена черным цветом, выражающим умеренную протестную реак­цию. «Счастье» обозначено цветом, находящимся на последнем месте цветового градусника. Кроме того, актуализированы негативные по­люса «Обида», «Ссора», в меньшей степени «Скука».

Ярко выражены деформации в системе личностных отношений, в блоках базового комфорта и благополучия, личностного роста. Наме­чена деформация и в блоке межличностного взаимодействия. «Дружба» выступает как ценность, но актуализировано состояние ссоры.

4. Анализ цветовых выборов III задания указывает на то, что у Юры сформировано позитивное отношение к чтению и счету. Проявляется интерес к искусству Кроме того, ребенку комфортно в садике. В игре и рисовании отмечены протестные реакции, а танцы и природа ребен­ком отвергаются. Вызывает тревогу собственный выбор ребенка — «папа», обозначенный черным цветом, свидетельствующий об умерен­но выраженной протестной реакции.

5. Резюме. Цветовой градусник содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 4!, умеренные протестные реакции и выраженный

стресс, вызванный неудовлетворенной потребностью в активном взаи­модействии с окружающими. Эмоциональная система дифференци­рована не полностью, что выражено в несформированности социаль­ной эмоции «Справедливость» как ценности на основании обобщения негативного социального опыта. Деформированы основные блоки: базового благополучия и комфорта и блок личностного роста. Отме­чены протестные реакции в некоторых видах деятельности, включая игровую, и по отношению к значимым взрослым — к папе.

6. Рекомендации. Были рекомендованы исследование энергетиче­ского баланса парасимпатического и симпатического отделов вегета­тивной нервной системы, консультация у невропатолога, диагностика детско-родительских взаимоотношений и системы «взрослый—ребе­нок». В случае выявления проблем — проведение дополнительной ра­боты по повышению родительской эффективности.

Саша П.

1. Характер раскрашивания. Выбор спектрально-контрастных цветов для своих состояний и отношений, а также резкие, угловатые, «мохна­тые» штрихи при раскрашивании говорят о перенапряжении, внутрен­нем возбуждении Саши, поиске выхода из какой-то ситуации или по­иска объяснения чему-либо.

Раскрашивая рисунок, Саша выходит за границы его контура, он стремится к свободе и независимости до упрямства, что скорее всего является результатом излишнего давления взрослых. Возможно, он несколько рассеян, но это — сосредоточенность на фантазиях.

2. Цветовые выборы: синий, зеленый, красный, желтый, коричне­вый, черный.

Цветовой градусник не содержит инверсий.

Несколько настораживает синий цвет на первом месте, что может свидетельствовать об определенном напряжении или усталости нервной системы, потребности в защите от внешних воздействий. Желтый цвет на четвертом месте говорит о некотором избегании ребенком актив­ного общения и эмоционального приятия окружающих.

3. Анализ социальных эмоций указывает на то, что ребенок эмоцио­нально дифференцирован. Из позитивных эмоций низко актуализи­рованы (обозначены цветом, находящимся на довольно низких уровнях цветового градусника) «Счастье» и «Доброта». Из негативных эмоций актуализированы «Обида» и «Скука» (обозначены цветом, находящим­ся на довольно высоком уровне цветового градусника), хотя эти ин­версии и не выходят за рамки нормы. Из всех основных блоков системы личностных отношений у Саши относительно спокойно выглядит блок межличностного взаимодействия со сверстниками.

4. Анализ деятельностных отношений указывает на то, что у Саши сформировано позитивное отношение к рисованию и танцам как эс­тетическим видам деятельности, а также к игре и природе. В то же время такие виды деятельности, как счет, занятия в музее и особенно чтение, вызывают у него отрицательное отношение. Пение обозначе­но у ребенка на уровне социальных эмоций «Скука» и «Обида».

Свой выбор «я» Саша обозначил цветом, находящимся на третьем месте. Это говорит о том, что для ребенка актуальным является пере­живание низкой самооценки.

5. Резюме. Цветовой градусник не указывает на наличие проблем, эмоциональная сфера дифференцирована, личностная структура ре­бенка не деформирована. Однако следует отметить, что к семи годам Саша П. накопил достаточно большой багаж негативного социально­го опыта в общении и познании. Для него является актуальным осо­знание несовершенства окружающего мира и скуки познания. Кроме того, ребенком не решена проблема самоутверждения в системе «взрос­лый—ребенок». Поэтому свой выбор ребенок обозначил активным красным цветом. Если у ребенка не произойдет переоценки ценностей или не изменится его негативный социальный опыт, в школе у Саши произойдет усиление акцентов негатива и система личностных отно­шений деформируется в блоках базового благополучия и комфорта, личностного роста, потенциальной агрессии и познания мира.

6. Рекомендации. Проведение коррекционной работы по повыше­нию самооценки и развитие интереса в познавательной сфере. При этом необходимо использовать позитивное отношение к эстетическим видам деятельности (рисованию и танцам).

Кроме того, необходима диагностика детско-родительских взаимо­отношений и системы «взрослый—ребенок». В случае выявления про­блем нужно провести дополнительную работу по повышению роди­тельской и учительской эффективности. Родителям и воспитателям не рекомендовано проявлять излишнюю категоричность, лучше внести элемент сказочности в обыденные дела.

Наташа М.

1. Характер раскрашивания указывает на проявление повышенного уровня тревожности.

Предпочтение спектрально-контрастных цветов в сочетании с рез­кими, угловатыми, «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении.

Раскрашивая рисунок, Наташа выходит за границы контура, что указывает на ее стремление к свободе и независимости.

2. Цветовые выборы: желтый, красный, синий, зеленый, коричне- j вый, черный.

Цветовой градусник не содержит инверсий.

Наташе свойственны оптимистичность и некоторая эмоциональная ' неустойчивость. В выборе деятельности девочка наибольшее значение 'i придает тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. При этом выражена тенденция разбрасываться, браться сразу за не­сколько дел. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся. Цветовые выборы свидетельствуют о раскованности в узком кругу близ­ких, где она, возможно, проявляет требовательность, настойчивость и; протест в отношений запретов и нежелательных ограничений.

3. Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, сформированы основные социальные чувства. Несколько низко актуализированы «Справедливость» и «Дружба». Высоко актуализирована «Скука». В це­лом система личностных отношений не имеет деформаций.

4. Анализ деятельностных отношений выявляет наличие проблем, 1 возникающих вследствие эмоционально-характерологического базиса,; выявленного на основе цветового градусника по М.Люшеру— I Л. Н. Собчик. Деятельностные отношения свидетельствуют, что девоч- j ке некомфортно в детском саду. При этом ребенок на уровне нижней границы нормы выделяет игровую деятельность и рисование. Счет Наташа отвергает. Выраженное позитивное отношение у Наташи к чтению и танцам.

5. Резюме. Характер раскрашивания указывает на проявления тре- ^ вожности.

Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Наташе свой- ственны оптимистичность и некоторая эмоциональная неустойчивость. \ Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, сформированы ос-» новные социальные чувства. Имеет место выраженное позитивное отношение к чтению и танцам. В целом у Наташи выявлен вариант нормального развития личности, характерный для девочек.

6. Рекомендации. Для такого ребенка необходимо внести элемент * сказочности в обыденные дела. Кроме того, рекомендовано чтение * литературы, содержащей высокую оценку человеческим чувствам друж- J бы, справедливости.

Костя Г. (ребенок, посещающий ДОУ № 12 с программой приори- | тетного эстетического воспитания эмоциональной сферы)

1. Характер раскрашивания. Предпочтение Костей холодных тонов указывает на то, что ребенок склонен к созерцанию, размышлению, его состояние достаточно стабильно. Однако предпочтение спектраль­но-контрастных цветов в сочетании с резкими, угловатыми, «мохна­тыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении. Раскрашивая, Костя выходит за границы контура рисунка, он стремит­ся к свободе и независимости, что скорее всего является результатом излишнего давления взрослых. Возможно, он несколько рассеян, но это — проявление сосредоточенности на фантазиях.

Особое отношение у Кости к зеленому цвету. На фоне использова­ния синего и коричневого Костя прибегнул к нему только два раза. Это указывает на необходимость получить расшифровку выбора зеленого цвета. Она указывает на потребность ребенка в отстаивании собствен­ных установок, ориентировку на собственное мнение, значимость соб­ственной социальной позиции.

2. Цветовые выборы: синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый.

Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Однако на­стораживает синий цвет на первом месте. Это может свидетельствовать об определенном напряжении или усталости нервной системы, потреб­ности в защите от внешних воздействий. Красный на второй позиции свидетельствует о наличии разнонаправленных тенденций — высокой мотивации избегания неуспеха и мотивации достижений. Уравнове­шивая друг друга, эти тенденции создают внешне гармоничный пат­терн, чреватый психосоматическими расстройствами.

3. Характер выполнения второго задания по дифференциации социаль­ных эмоций. Эмоциональная сфера дифференцирована на высоком обобщающем уровне, сформированы основные социальные чувства с ярко выраженной оценочной позицией — «хорошо—плохо». Интерес­но, что после проведения процедуры обследования Костя вслух подвел итог: «Вы все время говорили о плохом и хорошем по очереди». Такое обобщение демонстрировали только дети школьного возраста. Раскра­шивая свои отношения, ребенок использовал преимущественно два цвета (высокий уровень сформированное™ символической функции цвета). Только для отношения «Справедливость», которую Костя от­метил позитивно, был выбран третий, особый, цвет. Система лично­стных отношений сформирована без деформаций.

4. Характер выполнения третьего задания. При выполнении третьего задания Костя проявил ту же тенденцию использования минимума цветов. При этом только два вида деятельности им отвергаются — пение

и танцы. Проявилось и то особое отношение к чтению, обозначенное зеленым цветом. В группе чаще всего его можно видеть с книжкой.

Собственный выбор «путешествия» Костя обозначил синим цветом, определив ему первое рейтинговое место.

5. Резюме. В эмоционально-личностном плане Костя находится на высоком уровне развития. Эмоциональная сфера дифференцирована на высоком обобщающем уровне, сформированы основные социальные чувства с ярко выраженной оценочной позицией — «хорошо—пло­хо».

Костя склонен к созерцанию, размышлению, его состояние доста­точно стабильно. Однако предпочтение спектрально-контрастных ] цветов в сочетании с резкими, угловатыми, «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, возможно, он стремится к свободе и независимости, что скорее всего является ре­зультатом излишнего давления взрослых. Обнаружено также наличие конфликтных тенденций: высокой мотивации избегания неуспеха и мотивации достижения.

6. Рекомендации. Необходимо проведение коррекционной работы по повышению самооценки, тренинг общения.

Кроме того, необходима диагностика детско-родительских взаимо­отношений и системы «взрослый—ребенок». В случае выявления про­блем — проведение дополнительной работы по повышению родитель­ской и учительской эффективности. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность.

Алеша Ф. (ребенок, посещающий ДОУ № 12 с программой приори­тетного эстетического воспитания эмоциональной сферы)

1. Характер раскрашивания. Характер раскрашивания указывает на предпочтение ребенком теплых тонов, что означает его внутренний подъем, активность. Алеша настроен на действие и подвижные игры. Раскрашивая, он выходит за границы контура рисунка, что может сви­детельствовать о тенденциях к свободе и независимости. Однако кон­трасты ненасыщенны, значит, ребенок ищет «золотую середину» в общении и деятельности. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность.

2. Цветовые выборы: красный, желтый, синий, зеленый, коричне­вый, черный.

Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Цветовые выборы свидетельствуют о яркости эмоционального состояния Алеши, широте увлечений, выраженной оптимистичности, поиске новых контактов и сфер интересов. Однако активность сочетается с неустойчи­востью эмоционального состояния и неустойчивостью самооценки. Самостоятельность действий сочетается с потребностью в сочувствии, уважении и понимании со стороны значимых взрослых.

3. Характер выполнения второго задания по дифференциации социаль­ных эмоций. Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, основные социальные чувства сформированы. Система личностных отношений сформирована без деформаций. Есть сложности в блоке взаимоотно­шений со сверстниками, возможно из-за склонности к лидерству.

4. Характер выполнения третьего задания. Система деятельностных отношений сформирована без негатива. Ребенок активен, настроен позитивно на все виды деятельности.

Выбор «война», обозначенный Алешей черным цветом, находя­щимся на последней позиции, указывает на актуальное переживание ребенком негативных явлений социума с ярко выраженным адекват­ным отношением, характеризующим высокий уровень личностного развития.

5. Резюме. Характер раскрашивания указывает на предпочтение ребенком теплых тонов, что означает его внутренний подъем, актив­ность, тенденции к свободе и независимости, однако контрасты нена­сыщенны, значит, ребенок ищет «золотую середину» в общении и деятельности. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю катего­ричность. Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Од­нако активность сочетается с неустойчивостью эмоционального со­стояния и неустойчивостью самооценки.

Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, основные соци­альные чувства сформированы. Система личностных отношений сфор­мирована без деформаций. Есть сложности в блоке взаимоотношений со сверстниками, возможно из-за склонности к лидерству.

Система деятельностных отношений сформирована без негатива. Ребенок активен, настроен позитивно на все виды деятельности. Цен­ностные ориентации характеризуют высокий уровень личностного развития.

6. Рекомендации. Можно рекомендовать проведение коррекционной работы по повышению самооценки, тренинг общения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: