Говорящий и слушающий

 

Говорящий должен знать аудиторию, чтобы ввести ее туда, куда она стремится (задача); куда она, по твердому убеждению говорящего, должна стремиться (сверхзадача; о ней не сообщается, но и забывать говорящему нельзя). Кем мы представляем себе аудиторию, тем она и будет.

Умейте говорить на языке собеседника, ибо каждый способен понять только собственный язык. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, и надо, поэтому знать, на каком языке предпочитают общаться наши слушатели и собеседники, знать это лучше их самих.

 Пытайтесь смотреть на вещи глазами слушателя. Когда стратег хочет выиграть битву, - он воображает себя противником и с его позиций смотрит на варианты будущего сражения.

Оратор, изначально не являющийся единомышленником аудитории, не имеет права на внимание. Воздействовать – значит заинтересоваться человеком, а не пытаться заинтересовать его собой. Чтобы стать другом, – достаточно заинтересоваться другим. А чтобы стать тяжким бременем, - достаточно постоянно рассказывать о себе.

Надо иметь уважать себя и слушателей. За слепцами не идут, у новичков не учатся, заболевший сам едва ли излечит другого. «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанников» (В.Даль), а значит, надо обладать тем, к чему призываешь слушателя и ведешь его.

Воздействовать на других способен лишь тот, кто умеет импровизировать и воздействовать на себя.

Обращение к слушателю – это обращение к его достоинствам. Найти и подчеркнуть хорошее в собеседнике – значит найти собеседника. Говорящий старику о его мудрости приобретает друга, говорящий ему о средстве от облысения не найдет в нем и покупателя.

Направляет мнение собеседника тот, кто их знает.

Чтобы понять человека, надо уметь его читать: лицо, жесты, одежда – кладезь информации о слушателе. Читать человека – значит предвосхищать его речевые поступки и направлять реакции, чтобы он захотел услышать именно то, что вот-вот скажет говорящий. Чтобы слушатель испытал сильное чувство за него: черное виднее на белом.

Необходимо знать то, что авторитетно для аудитории, и не предлагать Евангелие мусульманам, а Коран иудеям. Лучшая цитата – удачные слова собеседника или друга; лучший вывод – тот, который дается при опоре на его слова, и для него уже не важно, противоречит он им или нет.

 



Ораторское искусство

 

Ораторское искусство (красноречие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления, с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом (естественное красноречие) или навыком, приобретённым в процессе обучения (искусственное красноречие). Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству в ораторских школах или на специальных тренингах. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура — ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская — не уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима.

Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения[1]. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер.

Как и всякая другая речь, ораторская речь состоит из нескольких частей. То, как должны соотноситься между собой эти формообразующие части (вступление, изложение, заключение и др.), объясняет наука риторика.

Главное значение для ораторской речи имеет не её форма, хотя и это важно, а то, что оратор вкладывает в свою речь — её содержание (цель) и внутренняя энергия слова, исходящая от личности оратора. Цель ораторской речи — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационной характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.

Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический

Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робким или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация. Для того, чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность» необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться. По мнению Поля Сопера, главная задача оратора — иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это.

Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Из всего сказанного ясно, что нельзя стать оратором без постоянной практики выступлений. И способности, и навыки, и умения оратора формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Нужно развивать наблюдательность, копить и шлифовать впечатления, много читать, вдумываться в прочитанное, рассуждать и спорить, делиться своими мыслями и впечатлениями с друзьями, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.

 



Заключение

 

Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, учит, воспитывает, ведет деловые переговоры, оказывает людям различные услуги.

Культура речи, это в какой то степени совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации.

Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех элементов языка, но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля.

Отсутствие культуры речи проявляется, например, в том, что человек неправильно произносит звуки в словах, то есть произносит слова так, как они пишутся, неправильно строит словосочетания, придает словам неправильный смысл.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.

 



Список используемой литературы

 

1. Введенская Л.А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д: Феникс, 2001 г.

2. Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – М.: Феникс, 2002 г.

3. Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. М.: УРАО, 1998 г.

4. Мурашов А.А., В.Ф. Практикум / А.А. Мурашов, В.Ф. Русецкий. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004 г.

5. Сопер П. Л. Основы искусства речи. - М.: Феникс, 2006 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: