Народническое движение

На рубеже 60-70-х годов главным направлениям в русском революционно-демократическом движении стало народничество. Взгляды народников, защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли преемственность с положениями революционных демократов 60-70-х годов, ибо, по-прежнему, в российском крестьянстве они видели главную силу, Народники не понимали исторического значения капитализма, считали, что Россия может и должна пойти по иному, некапиталистическому пути развития, отказывались от политической борьбы. В 70-е годы идеологами народников были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев. "Бунтарское" (анархистское) направление возглавлял М.А. Бакунин. Он сыграл заметную роль в европейском движении, был знаком с К. Марксом и называл себя сторонником материалистического понимания истории, но на деле был далек от марксизма. В 1872 г. за дезорганизаторскую деятельность он был исключен из этой организации. Другое теоретическое направление в народничестве ("пропагандистское") возглавлял П.Л. Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к выступлению. Только систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции. При этом Лавров полагал, что интеллигенция в долгу перед народом, так как свое развитие "цивилизованное меньшинство" приобрело за счет труда, страданий и крови народа. Еще одним направлением в революционном движении 70-х годов явилась деятельность народников-бланкистов ("заговорщическое" направление) во главе с П.Н. Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов - "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Сторонники Ткачева думали, что коммунистические инстинкты, присущие русскому крестьянству, позволят затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.

отечественная зарубежная история конституция



Образование Древнерусского гос-ва и норманнский вопрос

 

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Киевом. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов. возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности. В результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность. Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского гос-ва. Впервые она была сформулирована неким ученым Т-Ф. Миллером и Т-З. Байером. В современную эпоху вполне доказана несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского гос-ва как результат иноземной инициативы. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Образование гос-ва Русь - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно - общинного строя из полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: