СССР в середине 50-х - первой половине 60-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие

Развернувшаяся после смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) борьба за власть сопровождалась перераспределением властных функций между различными партийно-государственными структурами. Председателем Совета Министров стал считавшийся главным преемником Сталина Г.М. Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия. В Секретариате, избранном мартовским Пленумом ЦК КПСС, первой фигурой стал Н.С. Хрущев. Новым руководством страны была осознана необходимость изменений в стране, были предприняты шаги с целью ликвидировать очевидные преступления сталинского режима. В июне 1953 г. благодаря личному мужеству Н.С. Хрущева при поддержке руководства армии был устранен Берия, с которым ассоциировалась опасность установления новой диктатуры. Одновременно органы госбезопасности были поставлены под контроль партийных органов. После отставки с поста Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (январь 1955 г.) центр власти переместился в Секретариат ЦК КПСС, к Первому секретарю Н.С. Хрущеву. Начались проработочные кампании в области идеологии под видом "встреч с интеллигенцией”, откровенная и скрытая травля инакомыслия. В 1959 г. на ХХI съезде КПСС было заявлено о "полной и окончательной победе” социализма в СССР и переходе к "развернутому строительству коммунизма”. В 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая, третья Программа партии, целью которой провозглашалось строительство коммунизма. Было намечено - снижение налогов на личное подсобное хозяйство, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию. Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс. В 50-е гг. темпы роста промышленного производства и национального дохода были наивысшими за всю советскую историю, был совершен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.). В 1959 г. был проведен принудительный выкуп колхозами всей техники ликвидированных МТС, что подорвало финансовое положение сельских производителей. Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций. Недовольство Н.С. Хрущевым нарастало среди номенклатуры, различных звеньев партийного аппарата. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема. Это вызвало стихийные выступления рабочих, которые прошли по всем промышленным районам. В период хрущевской "оттепели” была предпринята серьезная попытка модернизации тоталитарной системы. Н.С. Хрущев задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации. После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С. Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни. Решающую роль в смещении Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. сыграла партийно-государственная бюрократия или номенклатура.

 

Государственная деятельность Сперанского

 

Сепарнский - наиболее активный сторонник идеи реформ системы гос. Управления. Он разработал проект реформы гос. управления. в его проекте " Введение к уложению гос. Законов" намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей властей путем созыва представительной гос. думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать гос. совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Против либерального проекта Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. Единственным результатом реализации планов Сперанского было учреждение гос. советы в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные ф-ии при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных. Гос. совет распределял также финансовые средства между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору. Реформы 1802-1811 г. Не изменили самодержавной сущности пол. Системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию гос. аппарата.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: